Общие сведения о мероприятии:
Предмет: математика
Класс: 11
Тема: Путешествие по странам математиков
Тип урока: комбинированный урок
Форма: путешествие
Вид урока: работа с информационными листами
Дидактическая цель: проверить и закрепить у учащихся материал по темам: теории вероятностей и решение уравнений разных видов, а так же сформировать новые знания по истории математики, организовать совместную деятельность учащихся, закрепить пройденные темы и дать новую информацию.
Воспитательная цель: способствовать формированию у учащихся чувства уважения и понимания друг к другу.
Задачи:
- поднять у учеников интерес к предмету;
- закрепить и повторить пройденный материал;
- развить у учащихся навыки работы в команде.
Планируемые результаты:
Личностные:
- настроить ребёнка на нестандартный и креативный подход к решению поставленных задач;
- расположить учащегося к работе в команде, к совместному принятию решений;
- научить ребёнка осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения поставленных задач.
Предметные:
- использование учащимся общих приемов решения поставленных задач;
- понимание ребёнком алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с поставленным алгоритмом.
Форма работы учащихся: групповая работа
Ход урока
Этапы урока |
Речь и действия учителя |
Деятельность учащихся |
I. Приветствие 1. Организационный момент 2. Проверка д/з (по предшествующей теме) |
- Ребята, здравствуйте! Изучая математику, вы четь часто слышите имена людей, совершивших открытия в этой науке, например: Пифагор, Вите и другие. На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие по странам, в которых жили и трудились великие математики. Путь наш будет интересным и захватывающим, но для того, что бы не попасть в неприятности и не застрять где-нибудь, вам надо будет с помощью своих знаний и дружбы, преодолевать все препятствия и быстрее вернуться домой, чтобы рассказать тем, кто не смог отправиться в путешествие, о своих приключениях и о том, что вы узнали, находясь там. |
* Приветствуют учителя, рассаживаются по своим местам и слушают. |
II. Организационные моменты 3. Подготовка школьников к восприятию новой темы |
- Сейчас вам необходимо поделиться на 4 команды, придумать название и выбрать капитана. |
* Делятся на команды, придумывают названия и выбирают капитанов. |
III. Проведение игры 4. Изучение нового материала |
- Правила такие: У нас 4 страны, которые вы должны успеть посетить. В каждой стране, в знакомитесь с математиком, узнаёте немного о ном и его исследованиях, для того, чтобы подтвердить своё пребывание в данной стране, вы решаете задания, а потом капитан команды приносит мне ваши решения на проверку. При подведение итогов будет учитываться скорость и правильность решения заданий. А теперь: «Счастливого пути!» - Каждая команда начинает с разной страны, у каждой команды будет свой маршрутный лист, в котором написан порядок посещения стран. Пребывая в страну, вы будете находить информацию об известном математике и задания, которые иногда связанные с его исследованиями. |
Ученики принимают активное участие в работе и выполняют задания. |
IV. Подведение итогов 5. Первичное закрепление материала |
- Ну что же... Вот вы и прибыли из своего Путешествие, я надеюсь, что вам было интересно узнать о выдающихся личностях из нашей непростой науки - математике. Мы только немного прикоснулись к миру математиков, узнали только о четырёх из них, а их сотни и тысячи, но каждый из них открыл, что-то новое и необычное. Математика - удивительная наука, порой она кажется очень сложной, но на самом деле, это обычное путешествие, приключение с небольшими препятствиями, преодолевая которые узнаёшь много нового и учишься чему-то важному. Сейчас давайте каждая команда выйдет к общей карте (на доске) и расскажет про одного из математиков, с которыми вы сегодня познакомились. * Подводятся итоги игры. - Если у кого-то есть или появятся вопросы по решению, то вы можете их задать сейчас или подойти потом. А теперь будем заканчивать... Вы все, большие молодцы!!! Спасибо за активное участие в этой небольшой игре. Желаю и вам в жизни приключения, в конце которого, вы сделаете открытие! |
* Делятся впечатлениями об игре, задают вопросы. |
Учебно-методическое обеспечение:
Раздаточный материал: карты, маршрутные листы, карточки с заданиями и карточки с информацией.
Карточки о математиках:
ГЕРМАНИЯ
Эдуард Гейне (16.03.1821 – 21.10.1881гг.)
*В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения
немецкого ученого – Эдуарда Гейне.
Изучал математику в Берлинском университете и
Гёттингенском университете, был профессором в
Бонне и Галле.
Занимался теорией потенциала, теорией функций и
дифференциальными уравнениями.
Его именами названы:
- теорема Кантора – Гейне;
- теорема Гейне – Бореля;
- определение предела функции по Гейне.
ФРАНЦИЯ
Франсуа Виет (1540 – 1603гг.)
Французский ученый, юрист по образованию, но всегда увлекался математикой и к 30 годам уже подготовил капитальный труд по тригонометрии. Одним из ценнейших его трудов стал новый язык «общей арифметики» - символический язык алгебры.
Существует теорема Виета (которую вы используете при решении квадратных уравнений).
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Уильям Генри Янг (1863 – 1942гг.)
Британский математик. Труды в области дифференциальных уравнений, теории рядов, теории множеств, истории и философии математики и многое другое.
Член Лондонского королевского общества, президент Лондонского математического общества с 1922 по 1924 гг. Почетный доктор университетов Калькутты, Женевы и Страсбурга.
Его жена – Грейс Чизхолм, оказалась первой женщиной, получившей докторскую степень по математике в Гёттингенском университете. Изучала математику вместе с мужем.
НИДЕРЛАНДЫ
Христиан Гюйгенс (14.04.1629 – 08.07.1695 гг.)
Христиан Гюйгенс голландский механик, физик, математик, астроном и изобретатель. Он стал первым иностранным членом Лондонского королевского общества, а также первым президентом Французской академии наук.
Гюйгенс один из основоположников теории вероятностей и теоретической механики.
Он открыл кольца Сатурна и Титан (спутник Сатурна), изобрел первую практически применимую модель часов с маятником.
Карточки с заданиями:
ГЕРМАНИЯ
1 команда:
2 команда:
3 команда:
4 команда:
ФРАНЦИЯ
1 команда:
2 команда:
3 команда:
4 команда:
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
1 команда:
2 команда:
3 команда:
4 команда:
НИДЕРЛАНДЫ
1 команда: Помещение освещается фонарем с двумя лампами. Вероятность перегорания лампы в течение года равна 0,3. Найдите вероятность того, что в течение года лампа не перегорит.
2 команда: В группе туристов 5 человек. С помощью жребия они выбирают двух человек, которые должны идти в село за продуктами. Какова вероятность того, что турист Д., входящий в состав группы, пойдет в село?
3 команда: Вероятность того, что новый электрический чайник прослужит больше года, равна 0, 93. Вероятность того, что он прослужит больше двух лет, равна 0, 87. Найдите вероятность того, что он прослужит меньше двух лет, но больше года.
4 команда: На клавиатуре телефона 10 цифр, от 0 до 9. Какова вероятность того, что случайно нажатая цифра будет 1?