Школьный предмет «Окружающий мир» обладает колоссальными общеобразовательными ресурсами, интегрируя естественнонаучные и общественные знания. Здесь закладываются основы формирования экологической и общей культуры, умения, связанные с использованием источников естественнонаучной информации. Наряду с другими дисциплинами здесь формируются идеалы и ценности патриотизма, демократического общества, мировоззрения и др. Как исследовательская область, предмет «Окружающий мир» способен не только объяснять сущность происходящего, но и расширять научную картину мира, предлагать оригинальные решения и конкретные пути в направлении устойчивого развития.
Необходимо заметить, что ФГОС НОО ориентирован на освоение младшими школьниками окружающего мира во всем его многообразии, через содержание изучаемого предмета, проектную и исследовательскую деятельность. Каждый обучающийся с первых шагов пребывания в школе, уже подспудно, стремится к самостоятельному исследованию. Задача взрослых помочь ему в этом, суметь направить, не отбить желание к поиску неведанного.
По словам А.И. Савенкова, исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения [2].
Успешное осуществление исследовательской деятельности требует, прежде всего, наличия у ребенка поисковой активности – мотивации, интереса поиска; дивергентного и конвергентного мышления – способности находить проблему, оценивать информацию; способности к выработке гипотезы и проведению элементарного эксперимента; умения делать определенные выводы и умозаключения.
Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции [25, с. 3]. В связи с этим, по мнению В.Ф. Феоктистовой, возникает необходимость подготовки обучающихся к осуществлению самостоятельной исследовательской деятельности.
В связи с этим важно уточнить сущность и содержание понятия «исследовательские умения» детей младшего школьного возраста.
По мнению А.И. Савенкова умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Совокупность разнообразных умений, позволяющих реализовывать общие и частные цели исследования различными способами и осуществлять исследовательскую деятельность – отмечает И. В. Стрельцова
П.В. Середенко отмечает, возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию.
Формирование исследовательских умений актуально уже в начальной школе, т. к. данная форма активности обеспечивает становление личной жизненной позиции ребенка, важной в изучении им окружающего мира. Развитие исследовательских умений у детей младшего школьного возраста, всегда затрагивает процесс мышления, познавательный интерес, продуктивная и творческая деятельность, расширяет взаимодействие детей с окружающим миром. Исследовательская деятельность в начальной школе потенцирует развитие их креативности, стимулирует внедрение в учебный процесс проектной деятельности.
Исследовательская деятельность у детей младшего школьного возраста тесно связана с исследовательской активностью, выраженной стремлением ребенка к поиску решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств. Здесь проявляется творческое отношение ребенка к миру, мотивационная готовность к интеллектуальному труду, активная способность к познанию окружающей действительности путём практического взаимодействия с ней.
Исследовательская деятельность младших школьников – всегда творческий процесс, состоящий из заранее спланированных этапов, имеющий конкретную исследовательскую задачу с неизвестным решением. Учащийся работает с теоретическим материалом, оттачивает умение формулировать проблему, подбирая определенные диагностические процедуры и методы исследования, собирает собственный исследовательский материал, анализирует его, обобщает, структурирует, формулирует собственные выводы.
Главные особенности исследовательских умений у детей младшего школьного возраста, как пишет Г.В. Мухамадиярова, определяется рядом способностей:
- самостоятельность в наблюдениях, проведение опытов;
- практические исследовательские действия, необходимые для познавательной деятельности;
- использование различных методов исследования при решении исследовательской задачи;
- систематизация интеллектуальных и практических умений, приобретенных на основе предметного содержания и необходимых для самостоятельного выполнения исследования.
В нашем исследовании мы будем опираться на позицию И.В. Стрельцовой, которая под исследовательскими умениями понимает совокупность разнообразных умений, позволяющих реализовывать общие и частные цели исследования различными способами и осуществлять исследовательскую деятельность.
При определении структуры исследовательских умений мы присоединяемся к мнению Н.Н.Сандаловой, которая выделяет 5 групп [29]:
1. Умения связанные с осуществлением исследования (поисковые).
2. Умения работать с информацией (информационные).
3.Умения организовать свою исследовательскую работу (организационные).
4. Умения, связанные с оценочной деятельностью (оценочные).
5. Умения представить результат своей работы (презентационный).
Изучив позиции разных авторов, мы пришли к выводу, что формирование исследовательских умений у детей младшего школьного возраста должно происходить поэтапно с последующим усложнением видов деятельности, расширением выполняемых операционных действий.
Н.Н.Сандалова утверждает, что наибольшим потенциалом для формирования исследовательских умений в начальной школе является учебный предмет «Окружающий мир». Проанализировав УМК и методическую литературу, мы пришли к выводу, что одной из эффективных форм организации образовательного процесса для формирования исследовательских умений являются цифровые лаборатории.
На сегодняшний день в связи с введением ФГОС НОО актуальной становится опытно экспериментальная работа с младшими школьниками. В начальной школе экспериментальная деятельность находит своё отражение в рамках отдельного предмета «Окружающий мир».
Психолого-педагогическая наука и практика находится в поиске эффективных способов формирования исследовательских умений, но и одним из этих средств могут выступать цифровые лаборатории.