Современные стандарты предъявляют к процессу обучения новые требования, главное отличие стандартов второго поколения — это ориентированность на результат обучения. Практически во всех разделах Государственного образовательного стандарта начального образования мы находим соответствующие комментарии. В разделе 1 «Общие положения», пункте 7 указано, что стандарт направлен на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования». [3]
Таким образом, новые образовательные стандарты задают нам новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Перед учителем стоит задача поиска такой формы оценивания достижений, которая бы способствовала повышению учебной мотивации, индивидуализации учебного процесса и развивала самостоятельность в обучении.
Цель нашего исследования заключается в выявлении особенностей использования ИКТ платформ как инструмента формирующего оценивания сформированности лексических навыков на уроках английского языка в основной школе.
В ходе исследовательской работы нами были решены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты формирующего оценивания;
- изучить лингводидактический потенциал ИКТ платформ как инструмента формирующего оценивания;
В нашей работе мы объединили формирующее оценивание и применением мобильных технологий на уроках английского языка.
Согласно Пинской М.А., Формирующее оценивание – это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе. [1]
Можно с уверенностью сказать, что в последнее время мобильные устройства и интернет стали всеобще доступным фактом. Понятие M-learning, которое изначально появилось в англоязычной педагогической литературе, уже активно применяется в нашей стране. Многие ученые и педагоги уверены, что будущее обучения с поддержкой информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) зависит именно от распространения мобильных средств связи, популярности смартфонов и айфонов, появления большого количества учебных приложений и программ, а также новых технологий, которые расширяют возможности и качество образования [2]
В нашей работе мы проанализировали технический и дидактический потенциал таких ИКТ платформ, как Kahoot!, Socrative, Mentimetre, данные представлены в таблице 1 и 2.
Таблица 1. СРАВНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ
КРИТЕРИИ |
Kahoot! |
Socrative |
Mentimetre |
Доступность (Доступно для бесплатного использования, есть платная версия) |
+ |
+ |
+ |
Необходимость подключения к интернету |
+ |
+ |
+ |
Необходимость скачивания приложения на мобильное устройство (достаточно пройти по ссылке) |
- |
- |
- |
Наличие режима работа в команде |
- |
- (только в платной версии) |
- |
Авторство |
Socrative Inc MIT, USA 2011 год |
Kahoot! Норвегия , 2011 год |
Швеция |
Таблица 2. СРАВНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ
КРИТЕРИИ |
Kahoot! |
Socrative |
Mentimetre |
Мгновенная обратная связь (формирующий контроль, повышение мотивации, интерактивность) |
+ |
+ |
+ |
Демонстрация и сохранение результатов, тестов и опросов для учебной аналитики (формирующий контроль, оптимизация учебного процесса, рефлексия) |
|||
Мультимидийность (повышение мотивации) |
+ Графика, фото, видео, аудио |
+ Графика, фото |
+ Графика, фото |
Геймификация и соревновательность (повышение мотивации) |
+ Таймер, соревнование, подиум победителя |
- Только в платной версии (space race) |
+- |
Тестовые формы задания (развитие языковых навыков) |
+ |
+ |
+ |
Анонимность результатов |
+ |
+ |
+ |
Возможность создания задания с открытым вариантом ответа (развитие продуктивных видов РД) |
- |
+ |
+ |
На основе вышеперечисленных характеристик, мы выявили возможности применения данных инструментов формирующего оценивания на уроках английского языка. Данные инструменты могут быть использованы в качестве:
-проведение формирующего оценивания и промежуточных видов контроля в мобильном формате;
- введение новой темы, отработка языковых навыков, организация мозгового штурма;
-мгновенное предоставление результатов тестов в виде таблиц и графиков для обсуждения и рефлексии в классе и учебной аналитики;
- создания комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
Список использованной литературы:
Пинская М.А. Оценивание в условиях ведения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. Учебно-методическое пособие - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2013. – С. 9
Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы// Вестник Московского университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1. – С.16
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2013. – С. 3.