Современное государство нуждается в принципиально новых специалистах во всех отраслях, что обеспечивается непрерывностью образования.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС ДО, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОО, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.
В связи с увеличением требований к профессиональной деятельности, расширением общественных функций педагога остро стоит вопрос о развитии компетентности педагогов ДОО в вопросах преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Ключевой фигурой в решении проблем преемственности между смежными ступенями образования является педагог: в детском саду – воспитатель, в начальной школе – учитель. Поэтому необходимой и важной работой в системе методического сопровождения преемственности на этапе «детский сад – начальная школа» является повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования.
Эффективность методического сопровождения достигается путем создания целенаправленной системы методической работы, обеспечивающий непрерывный и комплексный характер деятельности старшего воспитателя, методиста.
Исследования показывают, что потребность в организации методического сопровождения сохраняется и так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности педагогов по организации преемственности ДОО и начальной школы. Методическое сопровождение педагога ДОО - важнейший способ организации методической деятельности в образовательной организации, позволяющий максимально удовлетворять потребности педагогов в получении своевременной методической помощи при решении задач организации преемственности ДОО и начальной школы в условиях модернизации образования.
Изучив теоретические аспекты методического сопровождения педагогов по организации преемственности ДОО и начальной школы, мы приступили к практической проверке рассмотренных нами положений.
С целью выявления исходного уровня развития компетентности педагогов детского сада в вопросах организации преемственности ДОО и школы нами проведен констатирующий этап исследования.
В ходе работы нами был применен следующий комплекс методов исследования:
Анкетирование педагогов дошкольной образовательной организации и начальной школы для изучения особенности организации преемственности ДОО и начальной школы.
Диагностика А.А. Майер «Уровень сформированности комплектности».
Метод экспертной оценки.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды пяти подготовительных к школе групп.
Анализ методической работы по преемственности ДОО и начальной школы: анализ годового плана работы, анализ плана взаимодействия со школой, анализ сайта, беседа с заместителем заведующего по УВР.
Полученные данные подвергались количественной и качественной обработке. Остановимся более подробно на полученных результатах диагностик. В начале опытно-исследовательской работы нами было проведено анкетирование педагогов ДОО. Воспитателям была представлена анкета, состоящая из ряда вопросов по теме исследования.
Первым этап проводилось анкетирование воспитателей, который позволяет сделать вывод о том, что большинство педагогов понимает важность проблемы преемственности ДОО и школы, однако многие в своей работе не уделяют ей должное внимание.
Далее в ходе констатирующего эксперимента проведено анкетирование педагогов начальных классов, включающее в себя вопросы, которые касаются организации преемственности ДОО и школы.
Анализ результатов анкетирования показал, что воспитатели и учителя начальной школы считают актуальной проблему организации преемственности между ДОО и школой. Однако в своей работе они не осуществляют деятельность по преемственности, так как им не хватает знаний в данной области, методических разработок по теме. Педагогам необходима помощь методической службы в данном вопросе.
Далее мы использовали модифицированную диагностику А.А. Майер для выявления исходного уровня развития профессиональной компетентности педагогов.
Проанализировав полученные данные, мы сделали вывод, что знания педагогов об особенностях преемственности ДОО и школы находятся на низком уровне. Педагоги имеют поверхностные знания форм, методов и организации преемственности ДОО и школы. 40% респондентов не знают специфику организации преемственности. 50% респондентов не знают, как применять полученные знания в области организации преемственности ДОО и школы в профессиональной деятельности.
Таким образом, для решения данной проблемы необходимо методическое сопровождение деятельности педагогов по организации преемственности ДОО и начальной школы.
После проведенного исследования мы предложили методисту детского сада провести экспертную оценку компетентности педагогов в вопросе организации преемственности ДОО и школы. Для проведения экспертной оценки мы предложили те же карты А.А. Майер на каждого педагога.
Анализ проведенной методики показал, что методист детского сада отмечают: педагоги частично знают организации преемственности ДОО и школы, на практике применяют свои знания лишь 30% педагогов.
Исходя из экспертной оценки методистов, компетентность педагогов в вопросах организации преемственности ДОО и школы находится на низком уровне. Причиной этого может быть тот факт, что методическая служба детского сада самостоятельно ведет работу по организации преемственности ДОО и школы, не привлекая к ней педагогов ДОО.
Далее нами был проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды в 5 подготовительных к школе группах.
В ходе анализа было выявлено, что ни в одной из групп уголок школьника не представлен, хотя, на наш взгляд, наличие уголка школьника может способствовать ознакомлению воспитанников с особенностями школьной жизни, а также формированию позиции школьника.
В группах 1,2,4 представлена следующая художественная литература о школе: хрестоматия «Для чтения в старшей группе» с веселыми историями В.Драгунского «Смешные рассказы о школе», В.Голявкина «Как я под партой сидел», «Тетрадки под дождем», Л.Каминский «Хворосту воз», сборники стихотворений А.Барто, «Звонки», «Первоклассница», «В школу», Б.Заходера, «Перемена». В группах 3,5 представлена следующая художественная литература о школе: О.Авдеева «Как ежик Буль боялся идти в школу», «Чего испугался ежик», Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», сборник стихотворений С.Михалкова, «Школа», С.Маршака «Школьнику на память».
Наличие художественной литературы о школе, жизни учеников может способствовать развитию интереса у дошкольников к школе.
В каждой группе представлены различные настольно-печатные игры: шашки, шахматы, лото, домино, пазлы, мозаика различных видов, карточки с цифрами на соответствие, игра «Шиворот-навыворот». Такие игры могут способствовать решению следующих задач:
развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях.
Таким образом, анализ развивающей предметно-пространственной среды показал, что компоненты представлены не в полном объеме.
С целью определения эффективности методической работы по преемственности ДОО и начальной школы нами проанализирован годовой план работы детского сада, сайт ДОО, проведена беседа с заместителем заведующего по УВР.
В результате анализа можно сделать вывод о том, что работа методической службы детского сада по организации преемственности ДОО и школы ведется не систематически. Причина этого, на наш взгляд, заключается в отсутствии системы работы, направленной на организацию преемственности, знаний у педагогов о формах и методах организации преемственности ДОО и школы, взаимодействия педагогов и методической службы в вопросах организации преемственности ДОО и школы.
Таким образом, мы поставили перед собой задачу разработать систему мероприятий, направленных на развитие компетентности педагогов по организации преемственности ДОО и школы.
Список литературы
Абибулаева, Е.А. Сущность методического обеспечения деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Е.А.Абибулаева //Молодой ученый.-2018 год. - №12. – с.142-145. URL https://moluch.ru/archive/198/48795/ (дaтa oбpaщeния 13.10.2020).
Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов [Текст] / И.Н. Асаева; Российского государственного педагогического университета им. А.М. Герцена. – Известия, 2009. №112.
Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ : специальность 13.00.07 : дис. канд. пед. Наук [Текст] / Атмахова Л.Н. - Екатеринбург, 2006. - 177 с.
Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст] / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.Н.Родионова. – М.:Аэрисс-прес,2008.-192с.
Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1991. -152 с.
Майер,А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие [Текст] / А.А. Майер. – Москва: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.