Налоговая поддержка организаций в период COVID-19 - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Налоговая поддержка организаций в период COVID-19

Швыдкая О.С. 1, Лелетко К.О. 1
1РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных реалиях мир столкнулся с неожиданной проблемой – пандемией короновирусной инфекции (COVID-19 - аббревиатура от английского Corona Virus Disease), которая полностью изменила привычный ритм жизни почти каждого жителя нашей планеты: многие страны объявляли локдаун, были приостановлены пассажирские и грузовые авиаперевозки и многое другое.

Конечно же, такая ситуация сильно сказалась на экономике каждой страны и для того, чтобы бизнес просто оставался «на плаву» (речь о развитии бизнеса даже не шла) приходилось вводить дополнительные меры государственной поддержки.

Отсюда следует вывод, что в условиях пандемии COVID-19 грамотная деятельность государства способна значительно облегчить сложившуюся экономическую ситуацию. Из-за введенной самоизоляции многие предприятие (производства, рестораны, кинотеатры) приостановили свою деятельность, в то время как различные издержки производства они продолжали нести (например, оплата труда рабочим, арендная плата и прочие). Многие виды бизнеса не выдержали наступившего, так называемого, экономического кризиса и вынуждены были приостановить свою деятельность.

Для того чтобы минимизировать потери предпринимателей, но при этом сохранить введенный режим повышенной готовности, государство было вынуждено ввести ряд мер. Одним из существенных видов таких мер служат налоговые механизмы.

Отметим, что налоговый механизм - комплекс конкретных экономических отношений по поводу методов установления, введения и взимания налогов, распределения их между бюджетами разных уровней, налогового администрирования, привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, алгоритм которых воплощен в совокупности соответствующих законодательных и нормативных правовых актов [3].

То есть, рассматривая данный механизм в условиях пандемии, его можно определить как ряд мероприятий, направленных на облегчения налогового бремени. Это могут быть дополнительные льготы, частичное освобождение от уплаты налогов, предоставление налоговых кредитов, введение налоговых каникул, приостановки налоговых проверок, укрощение процедуры уплаты налогов и многие другие меры.

Хотя вирус и наносит удар по мировой экономике в целом, некоторые ее субъекты пострадали больше, чем остальные: туризм, ресторанный бизнес, розничная торговля (кроме продуктов питания), импортная логистика, рекреационные площадки (кинотеатры, театры, цирки, зоопарки) и многое другое. Органам власти, в первую очередь, необходимо поспособствовать поддержке именно данных сфер экономики.

Среди мер, которые были приняты на протяжении всего этапа действия пандемии в Российской Федерации, можно отметить следующие:

- введён мораторий на проверки большинства субъектов МСП;

- для микропредприятий была введена отсрочка по уплате страховых взносов на 3 месяца;

- смягчён ряд требований к субъектам МСП для выдачи займов в рамках программы льготного кредитования;

- по ссудам, реструктурированным в связи с условиями пандемии, кредитным организациям предоставлена возможность временного неухудшения оценки качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заёмщика;

- обеспечено субсидирование кредитным организациям части процентов по кредитам субъектов МСП при условии переноса срока уплаты процентов без начисления штрафных санкций;

- для субъектов МСП, арендующих государственное или муниципальное имущество, введена временная отсрочка на уплату арендных платежей;

- обеспечено увеличение капитализации региональных микрофинансовых организаций, а так же – гарантийных организаций;

- разработан проект федерального закона по облегчению ряда требований к обеспечению контрактов при осуществлении госзакупок у субъектов МСП;

- разработан проект федерального закона по введению механизма неприменения штрафных санкций и возможности продления сроков и корректировки цен в случае нарушения обязательств исполнителем и прочие меры [2].

В период пандемии короновирусной инфекции регионы также не остались в стороне и пытаются смягчить налоговое бремя для поддержания бизнес структур в регионе. Например, довольно интересные изменения можно наблюдать в Законе Орловской области «О налоге на имущество организаций». Конкретно изменения коснулись статьи 3.2. указанного закона, которая была введена в действие в марте 2020 года – «Налоговая льгота налогоплательщикам, являющимся арендодателями, предусмотревшими снижение арендной платы арендаторам в 2020 году» [1].

Другим важным изменением является введение ставки налога в размере 1,6% от среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, устанавливается для налогоплательщиков, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Это, конечно же, в первую очередь связано с ухудшением экономической ситуации в регионе и стране, от которой в больше мере пострадали малое и среднее предпринимательство.

Среди прочих временных мер, которые были ведены в действие в Орловской области:

- упрощенная система налогообложения «‎Доходы»‎ облагается по ставке 4,5%,

- упрощенная система налогообложения «‎Доходы минус расходы»‎ облагается по ставке 11%.

Стоит отметить, что в большинстве субъектах РФ эти ставки были снижены значительно, то есть примерно до 1% и 5% соответственно. Так, Орловская область, в основном, единственная, которая оставила высокие налоговые ставки (это можно объяснить большим дефицитом в региональном бюджете).

Проанализировав уже действующие налоговые меры поддержки бизнеса в период пандемии, можно сделать вывод, что все они хорошо адаптируются и меняются в зависимости от различных условий.

Важно отметить, что налоговая поддержка должна быть направлена на тех, кто нуждается в помощи больше всего. Несмотря на сложность администрирования, целевое назначение может помочь улучшить результаты налоговых систем с течением времени, предоставляя серьёзную поддержку там, где действительно есть потребность. Таким образом, поддержка должна быть сосредоточена на наиболее пострадавших секторах. Например, как уже было сказано, на поддержке малых и средних предприятий, поскольку они в меньшей степени способны противостоять рискам ликвидности и платежеспособности.

Кроме того, следует понимать, что принятые меры поддержки могут быть устранены только постепенно, поэтому восстановление может быть неравномерным.

Таким образом, на основе вышесказанного предлагается ввести следующие меры по поддержке бизнеса на настоящем этапе:

- продлить запрет проверок малого бизнеса до 31 марта 2021 года;

- расширить список пострадавших отраслей от короновирусной инфекции (тем самым дать возможность воспользоваться им налоговыми льготами и послаблениями);

- ввести беспроцентную отсрочку уплаты налогов ​​ до 31 марта 2021 года;

- ввести льготы по ряду налогов для компаний, производящих медицинские принадлежности, средств индивидуальной защиты и жизненно важные лекарства, используемые в связи с COVID-19;

Таким образом, цена политических действий может быть высокой, но цена бездействия может быть еще выше, поэтому в настоящий момент государству необходимо направить максимально усилий на поддержание организаций в сложившихся условиях.

Список литературы:

1. Закон Орловской области от 25.11.2003 N 4 364-ОЗ «О налоге на имущество организаций (с изменениями на 30 июня 2020 года)» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/974207384 (дата обращения 28.12.2020);

2. Золотарева Ю. П., Насырова Ю. Р. Поддержка малого и среднего предпринимательства властями в период пандемии коронавируса 2019-2020 гг. // Актуальные исследования. 2020. №21 (24). С. 135-138;

3. Ильина В.Н. Налоги и налогообложение / В.Н. Ильина. - М.: КноРус, 2018. - 416 c.

Просмотров работы: 5