ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Бадретдинова Л.С. 1, Шанц Е.А. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.

Познавательному и художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста способствуют разнообразные виды деятельности, одним из которых является конструирование. Конструирование является эффективным средством интеллектуального и творческого развития детей. Конструирование как вид деятельности указывается в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является «формирование позитивных установок к различным видам творчества; развитие воображения и творческой активности». Согласно стандарту дошкольного образования в детском саду должны быть созданы психолого-педагогические условия поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности (возможность выбрать детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения). В ФГОС дошкольного образования указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в разных видах деятельности.

Проблема развития конструирования у дошкольников широко рассматривается в научной педагогической литературе и является предметом изучения в работах Т.С. Комаровой, И.В. Новиковой, Е.В. Фешиной, С.В. Соколовой, Л.В. Куцаковой, Л.А. Парамоновой, С.Г. Толкачевой, А.Н.Давидчук, Л.А.Венгер и других авторов.

Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребенка, его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали в своих трудах видные отечественные физиологи И.П.Павлов и И.М.Сеченов. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинестических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Отмечая большое познавательное значение деятельности руки, И.П.Павлов считал её тонким анализатором, «позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающим миром».

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование, поскольку оно направлено на получение определённого продукта.

Термин «конструирование» (от лат. сonstruction – построение) обозначает определённое взаимоположение различных частей, элементов, где предмет предстаёт как единое целое.

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «конструирование» обозначает процесс создания чего-либо, строительство.

А в словаре Д.Н. Ушакова «конструирование» указывается как – процесс создания плана чего-либо, строительство.

Т.Ф. Ефремова в своём словаре термину «конструирование» даёт определение – разрабатывать конструкцию чего-либо, придумывать, изобретать, создавать.

Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом особенно важно развитие пространственного воображения (Б.М.Ребус) и образного мышления (Н.Н. Поддьяков, И.С.Якиманская).

Наиболее изученным оказалось конструирование из строительного материала (А.Р.Лурия, Н.Н.Поддьяков, В.Г.Нечаева, З.В.Лиштван, А.Н.Давидчук, В.В.Холмовская и др.). Были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу.

В педагогической практике широко используются и другие виды конструирования – из деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов и др.

Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значении для умственного развития детей специально изучался А.Р.Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.

Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л.А. Венгер. Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно вводит детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира. Применение графического мοделирования в конструировании позволяет включить ребёнка в самостоятельную творческую деятельность. Об этом говорят результаты психологических исследований А.Р.Лурия, Т.В. Кудрявцева, Н.Л. Линьковой, Е.Н. Кабановой-Миллер, Н.Н. Поддькова, Л.А. Венгер и др.

С.Г. Толкачева пишет, что конструирование – это целенаправленный процесс, в результате которого получается реальный продукт. В этом отношении оно сходно с другими видами продуктивной деятельности (аппликацией, рисованием, лепкой). В то же время конструирование требует своих способов действия, приемов обследования и построения конструкции.

Е.В. Фешина рассматривает конструирование из деталей LEGO. Она отмечает, что конструктор развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Если в жизни ребенка не присутствует образная игра, он начинает неадекватно восприниматьокружающий мир. Конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов, можно собирать практически неограниченное количество вариантовигрушек, задающих сюжеты игры.

Современные авторы С. Мусиенко и Г. Бутылкина в методическом пособии «Оригами в детском саду» рассматривают основные задачи занятия конструированием в стиле оригами и методику организации занятий в детском саду. Авторы указывают: чтобы дошкольники смогли достичь успехов в изготовлении поделок в технике оригами, необходимо создать условия для их свободной самостоятельной деятельности. Идеальными можно считать условия, при которых в доступном для детей, хорошо освещённом месте находилось бы всё необходимое для изготовления бумажных поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты, книги с рекомендациями и схемами по изготовлению бумажных фигурок. Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности.

Э. Трумпа еще в середине ХХ века в работе «Поделки из бумаги» подробно рассмотрела данный вид детского конструирования. Исследователь пишет, что для успешного обучения складыванию поделок из бумаги необходимо ориентироваться на его доступность для детей различного возраста. Изготовление детьми бумажных поделок может быть распределено по шкале сложности: от простейшей вещи (книжки) до наиболее сложных игрушек. Способность детей складывать поделки из бумаги обусловливается развитием их рук, в частности костей кисти и запястья, степенью управления пальцами и координации движений рук, а также уровнем развития умственных способностей детей. Дети старшего дошкольного возраста более легко складывают поделки. Они запоминают последовательность всех процессов складывания и самостоятельно от начала до конца выполняют всю работу. Их интересует и эстетическая сторона, а также и полученные результаты.

Автор Л.В. Куцакова отмечает, что конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала. Основное внимание при организации конструирования уделяется развитию у детей наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность.

Исследователь Л.А. Парамонова рассматривает конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. По мнению автора, проблема развития конструктивных умений взаимосвязана с детской игрой. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; и к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само порой приобретает сюжетный характер (создается несколько конструкций, объединенных одним сюжетом). Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении педагогом форм и методов организации этих разных видов детской деятельности.

Проблему развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста рассматривали: В.С.Мухина, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков, З.В.Лиштван, Г.А. Урунтаева, В.Г.Нечаева, А.Н.Давидчук, Л.А.Парамонова, Л.В.Куцакова, Г.А.Урадовских.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструктивное творчество детей может успешно развиваться в том случае, если у них имеются ясные представления о сооружениях, в которых четко отражены пространственные признаки предметов и их взаимоотношения. Такие представления формируются в условиях активного познания ребенком окружающего и углубляются в процессе представления. В основе детских представлений лежит анализ и синтез предметов и построек.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки). По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования, поэтому должны соответствовать своему назначению.

Детское конструирование, в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определённой организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л.С. Выготский, О. М. Дьяченко, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, и др.) и интеллектуальной активности (Д.Б.Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е.А. Флёрина, Н.Н. Поддьяков), возникновения ярких и «умных» эмоций (А.В. Запорожец), что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества дошкольников.

В детском конструировании можно выделить следующие недостатки [2].

– нечёткость замысла, объясняемая нечёткостью структуры образа;

– неустойчивость замысла – дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим;

– поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею

– замыслу уделяется крайне мало внимания;

– нечёткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;

– умение предварительно анализировать задачу.

Все вышеперечисленные недостатки должны контролироваться и устраняться при помощи взрослого. В противном случае детское конструирование может протекать на очень низком уровне, препятствующем развитию полноценной деятельности творческого характера.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные точки зрения авторов на проблему развития конструктивных умений у детей дошкольного возраста. Так, исследователь Л.А. Парамонова дает подробный анализ детского конструирования и форм его организации в свете специфики детского творчества.

Автор Л.В. Куцакова формулирует задачи развития конструктивных умений для различных возрастных групп дошкольников. Автор С.Г. Толкачева в своей работе «Конструирование и детский дизайн» формулирует методические рекомендации к организации занятий по конструированию в различных возрастных группах дошкольников.

Проблему развития конструктивных умений у дошкольников подробно исследовала Т.С. Комарова. Она отмечает особенности конструирования в различных возрастных группах с разными материалами.

Ряд исследователей рассматривают проблему развития конструктивных умений у дошкольников в контексте какого-либо конкретного направления конструирования. Например, автор И.В. Новикова рассматривает конструирование из природных материалов дошкольниками. Автор Е.В. Фешина рассматривает конструирование из деталей LEGO. Авторы С. Мусиенко и Г. Бутылкина в методическом пособии «Оригами в детском саду» рассматривают основные задачи занятия конструирования в стиле оригами и методику организации занятий в детском саду. Автор С.В. Соколова составила сборник конструкторских игрушек из бумаги, которые можно выполнять вместе с детьми дошкольного возраста.

В исследовании И.Н. Била представлены теоретические и практические аспекты психологии детского творчества, творческого конструирования в дошкольном возрасте, раскрыты характеристики творческого поискового процесса, определен подход к изучению, анализу и организации конструкторской деятельности дошкольников.

В исследовании С.В. Коноваленко «Развитие конструктивной деятельности у дошкольников» рассматривается значение конструктивной деятельности в психической жизни ребенка. Описаны методы исследования, предложена программа развивающей работы.

В работах В.Н. Гурвиц рассматривается тема развития творчества у детей дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию. Сформулированы выводы, имеющие значение для разработки методологии исследования, подчеркнуты основные моменты развития творчества на занятиях по художественному конструированию.

Существуют следующие формы организации обучения конструированию. При их характеристике мы опираемся на работы Л.А.Парамоновой.

– конструирование по образцу, разработанное Ф.Фрёбелем – самый распространенный вид конструирования. В процессе конструирования по образцу у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов. При правильной методике обучения конструированию по образцу дети подводятся к пониманию вариативности способов постройки, включаются в деятельность преобразующего характера;

– конструирование по заданной теме подводит ребёнка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы её решения ограничены темой;

– конструирование по собственному замыслу – сложный вид конструирования, в котором ребёнок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует её, подбирает необходимый материал, реализует замысел. Педагог, организуя этот вид конструирования, начинает с формирования замысла. С детьми среднего и старшего дошкольного возраста рекомендуется провести беседу; предложить вспомнить, какие сооружения они наблюдали на прогулке, что особенно понравилось; рассмотреть фотографии, рисунки с изображением зданий. Надо помочь каждому ребёнку при реализации замысла по-новому использовать ранее усвоенные умения, добиться решения задачи, испытать радость от своего творчества.

– конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, –содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет, здание (корабль, мост). В предложении выполнить постройку задаются определённые параметры (ширина реки, высота моста должны соответствовать высоте корабля, яхты, которые должны под ним проплыть). Исходя из заданных условий, ребёнок должен самостоятельно определить длину и высоту постройки.

– конструирование по моделям – вид конструирования, разработанный А.Р.Лурия. Ребёнку предлагается модель постройки (рисунок, выполненная педагогом постройка, оклеенная бумагой), на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты (модель дивана, автомобиля, ворот). Ребёнок сначала анализирует модель: выделяет составные части (сиденье, спинка, подлокотники у дивана), потом подбирает формы, которые нужны для воссоздания модели.

– конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В.Холмовской. Сначала детей обучают построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. Вместе с тем дети, испытывают трудности в выделении плоскостных проекций по объёмных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (В.В.Брофман), которые дети использовали для построения наглядных моделей (чертежей), отражающих их конструктивные замыслы.

В дошкольном возрасте выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образом из сказок, мультфильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом ит.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, отображают их структуру, выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребёнок, либо взрослый перед ним. Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Создание постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и многое другое (Л.А.Парамонова).

Важно отметить, что конструирование состоит из двух взаимосвязанных этапов: создание замысла и его исполнение. Творчество ребёнка связано с созданием замысла, а практическая деятельность, направленная на выполнение замысла.

Особенность конструирования у детей, по мнению Т.В.Кудрявцева, Э.А.Фарапонова и др. это непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов.

Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильных её сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом – бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла.

Замысел у ребёнка часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развёртывания дальнейшего творческого конструирования. Естественно это происходит, прежде всего, при условии организации обучения.

Таким образом, предпосылками формирования конструктивного творчества детей являются: представления о предметах действительности и умения выделять их пространственные свойства и отношения; детский опыт, включающий разнообразные конструктивные умения и навыки создавать различные варианты одного и того же предмета. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

– конструирование из строительных материалов;

– конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

– конструирование из природного материала.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает, его от других видов деятельности и имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Так как ребенок, создавая конструкцию, т.е. модель какого-либо реального объекта, начинает совершенно иначе воспринимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо возрастает. Так же в процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем - как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнять задание и т.д.

Важно отметить и то, что конструирование — чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития:
- Умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
- Концентрацию внимания.
- Мелкую моторику.
- Умение следовать образцу.
- Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.
- Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.

В процессе конструирования у детей дошкольного возраста формируются конструктивные умения, которые имеют значение не только для деятельности ребёнка на занятиях в дошкольном учреждении, а также используются в практической деятельности.

Процесс формирования конструктивных умений рассматривался во многих психолого-педагогических исследованиях: А.В.Белошистой, Е.М.Ерофеевой, Л.И.Божовича, Л.А. Венгера, Л.В.Куцаковой, З.В.Лиштвана, Л.А. Парамоновой, Л.А. Топорковой, Н.Ф. Тарловской, И.А. Яковлевой, А.Н. Давидчук и другие.

Конструктивные умения дошкольников практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Процесс формирования конструктивных умений происходит в самых разнообразных видах конструирования: конструирования из строительных материалов, конструирования из деталей конструкторов, конструирования из бумаги, конструирование из бросового материала, конструирование из природного материала.

У детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы конструктивные умения такие как:

— строить предметы по представлению;

— самостоятельно анализировать постройку и преобразовывать её;

— сооружать коллективные постройки;

— планировать этапы создания постройки, поделки, игрушки;

— создавать постройку, поделку из природного материала по рисунку;

— создавать постройку, поделку из природного материала по образцу;

— создавать постройку, поделку из природного материала по словесному описанию;

— самостоятельно отбирать для работы нужный материал;

— при работе с природным материалом уметь соединять отдельные части при помощи клея, пластилина или дополнительных материалов (спичек, зубочисток);

— целесообразно использовать природный материал.

Так же развитию конструктивных умений в процессе становления самостоятельного экспериментирования с различными материалами, овладения обобщенными способами создания образов, развертывания самостоятельной поисковой деятельности при решении задач, способствовало предъявление детям проблемных задач, имеющих как одно, так и множество решений, самостоятельное экспериментирование ребенка с новыми материалами, а еще вынесение способа конструирования из контекста практической деятельности конкретного характера, отработка его и последующее использование в процесс изготовления новых конструкций. Проблему развития конструктивных умений у дошкольников подробно исследовала Т.С. Комарова. Она отмечает особенности конструирования в различных возрастных группах с разными материалами. Автор пишет, что, например, обучая детей старшей группы конструированию из бумаги и других материалов, воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, показ способов изготовления, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта. Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которым овладели дети. Если на занятии при изготовлении поделки используется новый способ действия, воспитатель, во-первых, дает детям для воспроизведения поделку простой конструкции, во-вторых, подробно показывает и объясняет как сам способ, так и последовательность ее выполнения. По мере того как дети овладевают этим способом, воспитатель отходит от подробного объяснения и показа и больше использует готовый образец, обследование и вопросы.

Ряд исследователей рассматривают проблему развития конструктивных умений у дошкольников в контексте какого-либо конкретного направления конструирования. Например, автор И.В. Новикова рассматривает конструирование из природных материалов дошкольниками. Автор отмечает, что конструирование из природного материала относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, имеющее большое значение для развития личности дошкольника. В процессе создания объемных поделок у детей развиваются мелкая моторика, глазомер, пространственная ориентировка, умение целесообразно и бережно использовать дары природы, воспитываются трудолюбие и усидчивость. Дошкольники учатся планировать свою деятельность, подбирать материал для изделия, выбирать способы соединения деталей и оформления изделия.

Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие особенности конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста:

- чаще всего результатом творческой деятельности является субъективно новый продукт деятельности;

- расширяет знания и опыт ребёнка;

- способствует развитию психических функций;

- является фундаментом для развития учёбы ребёнка на ступени школьного обучения;

- дети занимаются конструированием независимо от места и времени;

- независимость от личных комплексов;

- очень развита фантазия;

-ребёнок старшего дошкольного возраста успешнее справляется с творческими заданиями, чем взрослые;

- ребёнок никогда не имеет цели создавать, что-то принципиально новое.

Таким образом, проблема развития конструктивных умений у дошкольников широко рассматривается в психолого-педагогических исследованиях. Она изучается как в теоретическом плане, так и в различных аспектах практической конструкторской деятельности с учетом возрастных особенностей детей. В процессе конструирования дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки – ёлочные игрушки, кораблики т.д.), но и обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы; сравнивать их между собой расчленять на части; видеть в них общее и различное; находить основные конструкторские части, от которых зависит расположение других частей; делать умозаключения и обобщения. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Список литературы:

Алиева, М.Г. Конструирование и реализация программы развития креативной среды в дошкольной образовательной организации [Текст] /М.Г. Алиева.// Концепт.2016. №S3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-i-realizatsiya-programmy-razvitiya

Волкова, Ю.С. Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в совместной деятельности [Текст] / Ю.С. Волкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Международной научной конференции. – Челябинск: Два комсомольца, 2017. – С.33-35.

Гурвиц, В.Н. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в художественном конструировании [Текст] / В.Н. Гурвиц // Наука и школа. – 2013. – №4. – С.125-127.

Дятлова, Н.В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Дятлова // Молодой ученый. – 2016. – №14. – С.536-537.

Лашкова, Л.Л., Шанц, Е.А. Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 517–529. – URL: http://ekoncept.ru/2018/181044.htm. [Электронный ресурс] (дата обращения: 18.09.2020)

Просмотров работы: 2697