Актуальность данной темы заключается в том, что большинство школьников испытывают проблемы с дальнейшим обучением в школе именно потому, что у них не сформирована мотивация к обучению в школе. Поэтому проблема изучения мотивации младших школьников к обучению в школе является актуальной на сегодняшний день.
Объектом данного исследования является мотивация учащихся в начальной школе на уроках английского языка
В качестве предмета исследования выступает повышение мотивации учащихся в начальной школе на уроках английского языка с применением квизовых Интернет технологий.
Цель исследования - разработка и апробация комплекса уроков с использованием квизовых Интернет технологий для повышения знаний учащихся на уроке английского языка.
Структура работы определяется поставленными в ней исследовательскими задачами. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первая глава нашего исследования посвящена рассмотрению теоретические основания исследования формирования мотивации.
По тому, как учащиеся 8-9 лет относятся к учебному процессу, можно сделать вывод об уровне их мотивационной готовности к школе: обучение представляется им важной социально-значимой деятельностью; для них характерно стремление выполнять указания взрослых на уровне эмоций. У них явно выражен интерес к окружающей действительности, а также наблюдается ярко-выраженное желание к получению новых знаний и навыков.
Эксперимент состоял из трех этапов: предэкспериментального, экспериментального и постэкспериментального. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия -3 в Академгородке».
Всего в исследовании участвовало 28 детей, обучающихся в двух учебных группах. Из двадцати восьми (28) испытуемых 13 человек входили в состав экспериментальной группы и 15 человек – в состав контрольной группы. Возраст участников исследования 9 лет. Занятия в каждой подгруппе проводились с частотностью три раза в неделю, согласно учебному плану.
Диагностический материал для определения мотивационной сферы учащихся был подобран и адаптирован в соответствии с возрастом испытуемых, их индивидуальными возможностями и способностями. Мы применили метод анкетирования «Мотивация к английскому языку» и проектную методику исследования личности «Тест Люшера».
«Мотивация к английскому языку» |
|||||
|
Общее |
Количество(балл) |
|||
Класс |
|
79-59 (высокий уровень мотивации) |
58-38 (средний уровень мотивации) |
37-18 (низкий уровень мотивации) |
|
|
Количество учащихся |
||||
3 «Б» |
15 |
- |
6 |
9 |
- |
3 «А» |
13 |
- |
- |
13 |
- |
В ходе экспериментального исследования у детей 3А класса можно отметить менее выраженную мотивацию и сниженное эмоциональное состояние в сравнении с 3Б классом. Поэтому в качестве экспериментальной группы был выбран именно 3А класс, в то время как 3Б – в качестве контрольной.
Обучающиеся экспериментальной группы активно использовали Интернет технологий Quizlet в учебном процессе. На уроках в контрольной группе не применялась технология квизового обучения и платформа Quizlet не использовалась. На учебных занятиях в контрольной группе применялись традиционные педагогические методики освоения лексических и грамматических единиц.
Экспериментальная группа работала с платформой Quizlet в режимах «Заучивание», «Карточки», «Письмо», «Тест» и «Подбор».
В конце каждого урока в экспериментальной и контрольной группах самая важная часть мотивации - эмоциональные состояния учащихся определялись с помощью теста Люшера.
На постэкспериментальном этапе мы вновь провели анкетирование «Мотивация к английскому языку» и «Тест Люшера» в экспериментальной и контрольной группах.
В экспериментальной группе: высокий уровень мотивации выявлен у 5 учащихся, что составляет 39%, средний уровень показали 6 учащихся, что составляет 46%, низкий уровень выявлен у 2 человек, что составляет 15%, а очень низкий уровень не выявлен ни у одного учащегося.
В контрольной группе: высокий уровень мотивации выявлен у 3 учащихся, что составляет 20%, средний уровень показали 8 учащихся, что составляет 53%, низкий уровень выявлен у 4 человек, что составляет 27%, а очень низкий уровень не выявлен ни у одного учащегося.
Результаты «Тест Люшера» в экспериментальной группе: благоприятное эмоциональное состояние выявлено у 6 учащихся, что составляет 46%, удовлетворительное эмоциональное состояние показали 5 учащихся, что составляет 39%, неудовлетворительное эмоциональное состояние выявлено у 2 человек, что составляет 15%.
В контрольной группе: благоприятное эмоциональное состояние выявлено у 4 учащихся, что составляет 32%, удовлетворительное эмоциональное состояние показали 7 учащихся, что составляет 57%, неудовлетворительное эмоциональное состояние выявлен у 4 человек, что составляет 11%.
Таким образом, сравнительный анализ полученных данных позволяет утвердиться в том, что уровень мотивации и эмоциональное состояние в экспериментальной группе значительно повысился как по сравнению с предэкспериментальным срезом, так и в сравнении с контрольной группой.
Полученные результаты позволяют утверждать, что цель, поставленная нами в начале опытно-экспериментальной работы, была достигнута. Нам удалось повысить уровень мотивации младших школьников в экспериментальном классе. Тем самым удалось определить, насколько эффективно могут различные квизовые задания на платформе «Quizlet» формировать и усиливать эмоциональное состояние, и как следствие повышать уровень мотивации учащихся на уроках английского языка.
По результатам анализа эксперимента можно сделать следующие основные выводы:
1. Использование платформы Quizlet способствует подготовке обучающихся к контрольной работе.
2.Временные затраты на подключение мобильных устройств обучающихся к общей ссылке для принятия участия в режиме “Quizlet live” несущественны.
3. Скорость передачи данных в сети Интернет не препятствуют выполнению упражнений. При отсутствии у обучающихся мобильного устройства, поддерживающего функции выхода в Интернет, или же при полном отсутствии устройств, обучающиеся объединяются в микрогруппы с теми, чьи устройства поддерживают такую функцию.
4. Заинтересованность и вовлеченность обучающихся в процесс оказалась высокой.
Список литературы
Божович Л.И. К вопросу о повышении мотивации на занятиях по иностранному языку // Наука и практика. 2015. №3 (60). С. 184-187.
Виханский О.С. Психолого-педагогические условия повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 3.
Цветовой психодиагностический тест М. Люшера. // С.-Птб, Иматон, 2000.