ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

Коршунов В.В. 1, Каркавцева И.А. 1, Белецкая Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В последние годы в нашей стране на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания активизировалось внимание к здоровому образу жизни молодого поколения. Связано это с озабоченностью общества по поводу здоровья будущих специалистов, выпускаемых высшей школой: ростом заболеваемости в процессе их профессиональной подготовки и, как следствие, последующим снижением работоспособности.

Цель работы – обзор данных современных литературных источников и интернет-форумов по теме: «Физическая культура и спорт студентов во внеучебное время».

Физическая культура и спорт занимают определенное место в жизни общества, как отдельной страны, так и всего человечества. Все без исключения понимают значимость этого явления, однако далеко не каждый человек, и студент не исключение, рассматривает физическую культуру и спорт как обязательный компонент своего образа жизни, зачастую отводя им эпизодическую роль, продиктованную различными обстоятельствами. Почему так происходит?

На наш взгляд, одна из основных причин недостаточность внутренней мотивации, которая побуждала бы искать свою индивидуальную программу двигательной активности. Конечно, можно подавлять в себе это стремление, довольствоваться тем, что имеешь. Но гораздо важнее прислушаться, поддерживать и развивать эту естественную потребность к физическому развитию, данную природой. Ведь именно через осознание важности физической активности, можно формировать глубокое убеждение в необходимости использования средств физической культуры и спорта не только для здоровья, но и для развития и совершенствования личности в целом.

Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций [1].

Физическая культура – интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности [2].

Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности. Анализ жизнедеятельности студентов свидетельствует о низком уровне организации: несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, вредные привычки. Так, в режиме дня студентов 24–30% времени приходится на сон, 10-16% – на режим питания, 15-30% – на режим двигательной активности [3].

Установлено, что время на учебные занятия студента любого вуза составляет 6-8 часов в день, на самоподготовку колеблется от 3-5 часов, а в период зачетно-экзаменационной сессии – 8-9 часов, что является значительной психофизиологической нагрузкой на организм молодого человека.

Молодые люди часто надеются на быстрое восстановление своих сил, нарушая элементарные правила режима труда и отдыха. Так, например, до 60% студентов занимается самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь после 22-23 часов. Как следствие, у многих студентов наблюдается нарушение режима сна. У студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1–3 часов ночи. Отсюда, крайне недостаточная продолжительность ночного сна, который в норме должен составлять 7–8 часов. Здоровый сон отмечается лишь у 15% респондентов [3].

Подобное пренебрежительное отношение к своему организму рано или поздно дает о себе знать: пониженная работоспособность уже в конце семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной проработки всего учебного материала к зачетно-экзаменационной сессии. В данный период следовало бы особое внимание обратить на правильный режим дня, на применение средств активного отдыха, компенсирующих малую двигательную активность и большое умственное утомление. На практике же все наоборот! В период экзаменов «затворниками» становятся около 90% студентов. Таким образом, накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия подобной организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания: увеличивается число простудных заболеваний, появляются различные нарушения в состоянии здоровья. А так как эти процессы наблюдаются в течение 4–6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья будущих специалистов.

Изучение свободного времени студентов показало, что оно составляет около 2 – 3 часов в день, которое они используют по-разному: одни овладевают ценностями духовной культуры, другие занимаются физической культурой и спортом, но таких меньшинство (лишь 6% респондентов), а 70% респондентов пренебрегают таковым. При планировании физической активности в самостоятельных занятиях 57,5% девушек и 33,6% юношей не могут использовать каких-либо показателей – не хватает необходимых знаний, от 24-37% респондентов ориентируется лишь на самочувствие. У многих студентов доля бесцельного времяпровождения значительна: компьютерные игры и социальные сети забирают массу свободного времени. Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния 18,5% девушек и 41,6% юношей отмечают нехватку времени; 17,5% девушек и 20,8% юношей – отсутствие морально-волевых качеств [3]. Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе молодых людей.

Сравним объем свободного времени студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом: спортивная тренировка заставляет студентов-спортсменов постоянно следить за состоянием здоровья, мобилизоваться, учитывая каждую свободную минуту, ставя себя в относительно лучшие условия. Молодые люди, регулярно занимающиеся спортом и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят все «подводные рифы» студенческой жизни [4].

Изучение ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни (ЗОЖ) позволяет выделить среди них условно четыре группы (по значению) [1]:

1) «абсолютные, общечеловеческие» ценности (69–93%) – удачная семейная жизнь, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, умение общаться, красота;

2) «преимущественные» ценности (63–66%) – хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих;

3) «противоречивые» ценности (35,5–59,2%) – наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, интересный отдых;

4) «частные» ценности (17–28%) – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность. Полученные данные свидетельствуют о наличии противоречия между абсолютной ценностью общих положений ЗОЖ и конкретными ценностями его поддержания, в том числе профессионального здоровья.

При рассмотрении соотношений общей и физической культуры на вопрос «Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?» выявили, что 21,9% респондентов считают это возможным, 51% – отрицают такую взаимосвязь, а 27,9% – затрудняются в определении своей позиции [1].

Таким образом, менее половины студентов имеет определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии. А суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. На вопрос «Что является основным среди факторов риска здоровью?» 75,6% респондентов определяют употребление алкоголя, 73,5% – курение, 39,9% студентов отмечает недостаток двигательной активности. Эти данные отражают один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. На вопрос «Что же побуждает студентов поддерживать свое физическое состояние?» 68,1% опрошенных ответили – «Уверенно чувствовать себя среди других людей, вызывать у них уважение», 44,5% – «получать удовольствие от двигательной деятельности». Это свидетельствует о гедонистическом характере физического развития студентов, а возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности не получили у молодого поколения должной оценки.

Путь к общекультурному развитию начинается с овладения знаниями. Основной источник информации для студентов – занятия по физическому воспитанию – теоретические и практические, средства массовой информации, а информация, полученная из специальной литературы, как выявили исследования, используется молодыми людьми редко [2]. В качестве значимой они выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега, самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, закаливании. Несколько ниже потребность в информации, связанной с методиками аутогенной тренировки, нетрадиционными системами физических упражнений, применением лекарств. У девушек забота о своем физическом состоянии заключается в поддержании «внешних форм», у юношей – в развитии мускулатуры. Анализ полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний молодого поколения, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функциональным характером для практического использования, студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения.

Установлено, что уровень двигательной активности студентов в период учебных занятий составляет 50-65%, в период экзаменов – 18-22% биологической потребности. Верным будет и утверждение, что уровень двигательной активности молодых людей во время дистанционного обучения еще ниже. К сожалению, и в выходные дни малоподвижный образ жизни доминирует у большинства студентов.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения без преувеличения называют недостаток физической активности – новой эпидемией, угрожающей будущему человечества [1]. В соответствии с программой профилактики основных факторов риска среди молодежи гиподинамической считается ситуация, при которой студент уделяет физическим упражнениям до 4 часов в неделю. Тогда, когда наиболее энергетически емким показателем двигательной активности является, если мужчины уделяют занятиям 8-12 часов в неделю, а женщины 6-10 часов, при этом на целенаправленные занятия физическими упражнениями желательно затрачивать соответственно не менее 6-8 и 5-7 часов в неделю. Остальное время дополняется физической активностью в различных условиях бытовой деятельности. Учебные занятия по физическому воспитанию – 2 раза в неделю не могут компенсировать общий недельный дефицит двигательной активности. Что же говорить о тех студентах, которые распределены в специальную медицинскую группу. Все это свидетельствует о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 учебных месяцев в году.

Приобщение студенческой молодежи к физической культуре является важным слагаемым в формировании здорового образа жизни: здоровье и учеба взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем выше уровень здоровья, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель получения образования утрачивает подлинный смысл и ценность. Основными элементами здорового образа жизни молодого поколения выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов – систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность».

Выпускнику вуза кроме личностных и профессиональных качеств необходимо иметь крепкое здоровье и физическую подготовленность. Главную роль в решении этой задачи имеет физическое самовоспитание. Физическое самовоспитание – процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, ориентированный на формирование физической культуры личности [2]. Он включает в себя совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психического состояния, физического совершенствования и образования.

Для самовоспитания необходима сила воли, которая формируется и закрепляется в преодолении трудностей, стоящих на пути. Основными мотивами самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры, притязание на признание в коллективе, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности.

Положительное отношение молодого поколения к физической культуре и спорту – одна из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции – как личностно значимая и как общественно необходимая. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физической культурой [5].

Основой для формирования убеждений студентов в необходимости самостоятельных занятий с целью повышения физической и умственной работоспособности должны стать знания о значении этих занятий, принципах тренировки, закономерностях функционирования организма, влиянии на него разнообразных тренировочных средств.

Для появления потребности в занятиях физической культурой, нужен сформировавшийся мотив. После определения цели студентом подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы и средства самостоятельных занятий.

Следует отметить общеподготовительное, гигиеническое, оздоровительно-восстановительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления. Направления, организационные формы и средства использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности занимающихся, возможностей и интересов, а также определяются целями и задачами. К формам самостоятельных занятий относятся утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Наиболее распространенными средствамисамостоятельных занятий в студенческой среде являются: чередование ходьбы с бегом, кроссовый бег, плавание, ходьба и бег на лыжах, езда на велосипеде, ритмическая гимнастика (аэробные танцы), занятия атлетической гимнастикой, спортивные и подвижные игры, занятия на тренажерах. Среди новых видов организации физических занятий следует упомянуть: разновидности аэробики (степ-аэробику, гидроаэробику), шейпинг, каланетику, стрейчинг, йогу, восточные единоборства, атлетическую гимнастику, пауэрлифтинг и многие другие.

Ученые-психологи и педагоги рекомендуют при выборе видов спорта учитывать черты характера, используя особенности отдельных видов спорта в формировании определенных психических качеств и свойств личности, компенсируя тем самым их недостаток. При регулярных самостоятельных занятиях физической культурой человек многократно становится в условия для проявления таких морально-волевых качеств, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Разрабатывая систему самообразования и самосовершенствования необходимо решить, не только чем заниматься, но и как контролировать и поддерживать достигнутый уровень. Способность студента отмечать незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как повышает уверенность в себе, активизирует и содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.

Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности возможностей занимающихся и условий занятий физической культурой позволяют выделить в особую категорию «студенческий спорт». Организационными особенностями студенческого спорта являются доступность и возможность заниматься любым видом спорта в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня.

Заключение. В период обучения в высшем учебном заведении, необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, молодые люди улучшают свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физкультурно-спортивная деятельность во внеучебное время, в которую включаются студенты – один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

Список литературы:

Бишаева А.А. Физическая культура: учебник/ А.А. Бишаева, В.В. Малков. – М.: КНОРУС, 2016.

Барчуков И.С. Физическая культура: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003.

Физическая культура студента: Учебник \ Под редакцией В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000.

Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995.

Сайганова Е.Г. Физическая культура. Самостоятельная работа: учебное пособие. Бакалавриат/ Е.Г. Сайганова, В.А. Дудов. – М.: Изд-во РАГС, 2010.

Просмотров работы: 181