Введение. В последние годы в нашей стране на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания активизировалось внимание к здоровому образу жизни молодого поколения. Связано это с озабоченностью общества по поводу здоровья будущих специалистов, выпускаемых высшей школой: ростом заболеваемости в процессе их профессиональной подготовки и, как следствие, последующим снижением работоспособности.
Цель работы – обзор данных современных литературных источников и интернет-форумов по теме: «Физическая культура и спорт студентов во внеучебное время».
Физическая культура и спорт занимают определенное место в жизни общества, как отдельной страны, так и всего человечества. Все без исключения понимают значимость этого явления, однако далеко не каждый человек, и студент не исключение, рассматривает физическую культуру и спорт как обязательный компонент своего образа жизни, зачастую отводя им эпизодическую роль, продиктованную различными обстоятельствами. Почему так происходит?
На наш взгляд, одна из основных причин – недостаточность внутренней мотивации, которая побуждала бы искать свою индивидуальную программу двигательной активности. Конечно, можно подавлять в себе это стремление, довольствоваться тем, что имеешь. Но гораздо важнее прислушаться, поддерживать и развивать эту естественную потребность к физическому развитию, данную природой. Ведь именно через осознание важности физической активности, можно формировать глубокое убеждение в необходимости использования средств физической культуры и спорта не только для здоровья, но и для развития и совершенствования личности в целом.
Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций [1].
Физическая культура – интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности [2].
Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности. Анализ жизнедеятельности студентов свидетельствует о низком уровне организации: несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, вредные привычки. Так, в режиме дня студентов 24–30% времени приходится на сон, 10-16% – на режим питания, 15-30% – на режим двигательной активности [3].
Установлено, что время на учебные занятия студента любого вуза составляет 6-8 часов в день, на самоподготовку колеблется от 3-5 часов, а в период зачетно-экзаменационной сессии – 8-9 часов, что является значительной психофизиологической нагрузкой на организм молодого человека.
Молодые люди часто надеются на быстрое восстановление своих сил, нарушая элементарные правила режима труда и отдыха. Так, например, до 60% студентов занимается самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь после 22-23 часов. Как следствие, у многих студентов наблюдается нарушение режима сна. У студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1–3 часов ночи. Отсюда, крайне недостаточная продолжительность ночного сна, который в норме должен составлять 7–8 часов. Здоровый сон отмечается лишь у 15% респондентов [3].
Подобное пренебрежительное отношение к своему организму рано или поздно дает о себе знать: пониженная работоспособность уже в конце семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной проработки всего учебного материала к зачетно-экзаменационной сессии. В данный период следовало бы особое внимание обратить на правильный режим дня, на применение средств активного отдыха, компенсирующих малую двигательную активность и большое умственное утомление. На практике же все наоборот! В период экзаменов «затворниками» становятся около 90% студентов. Таким образом, накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия подобной организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания: увеличивается число простудных заболеваний, появляются различные нарушения в состоянии здоровья. А так как эти процессы наблюдаются в течение 4–6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья будущих специалистов.
Изучение свободного времени студентов показало, что оно составляет около 2 – 3 часов в день, которое они используют по-разному: одни овладевают ценностями духовной культуры, другие занимаются физической культурой и спортом, но таких меньшинство (лишь 6% респондентов), а 70% респондентов пренебрегают таковым. При планировании физической активности в самостоятельных занятиях 57,5% девушек и 33,6% юношей не могут использовать каких-либо показателей – не хватает необходимых знаний, от 24-37% респондентов ориентируется лишь на самочувствие. У многих студентов доля бесцельного времяпровождения значительна: компьютерные игры и социальные сети забирают массу свободного времени. Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния 18,5% девушек и 41,6% юношей отмечают нехватку времени; 17,5% девушек и 20,8% юношей – отсутствие морально-волевых качеств [3]. Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе молодых людей.
Сравним объем свободного времени студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом: спортивная тренировка заставляет студентов-спортсменов постоянно следить за состоянием здоровья, мобилизоваться, учитывая каждую свободную минуту, ставя себя в относительно лучшие условия. Молодые люди, регулярно занимающиеся спортом и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят все «подводные рифы» студенческой жизни [4].
Изучение ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни (ЗОЖ) позволяет выделить среди них условно четыре группы (по значению) [1]:
1) «абсолютные, общечеловеческие» ценности (69–93%) – удачная семейная жизнь, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, умение общаться, красота;
2) «преимущественные» ценности (63–66%) – хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих;
3) «противоречивые» ценности (35,5–59,2%) – наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, интересный отдых;
4) «частные» ценности (17–28%) – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность. Полученные данные свидетельствуют о наличии противоречия между абсолютной ценностью общих положений ЗОЖ и конкретными ценностями его поддержания, в том числе профессионального здоровья.
При рассмотрении соотношений общей и физической культуры на вопрос «Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?» выявили, что 21,9% респондентов считают это возможным, 51% – отрицают такую взаимосвязь, а 27,9% – затрудняются в определении своей позиции [1].
Таким образом, менее половины студентов имеет определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии. А суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. На вопрос «Что является основным среди факторов риска здоровью?» 75,6% респондентов определяют употребление алкоголя, 73,5% – курение, 39,9% студентов отмечает недостаток двигательной активности. Эти данные отражают один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. На вопрос «Что же побуждает студентов поддерживать свое физическое состояние?» 68,1% опрошенных ответили – «Уверенно чувствовать себя среди других людей, вызывать у них уважение», 44,5% – «получать удовольствие от двигательной деятельности». Это свидетельствует о гедонистическом характере физического развития студентов, а возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности не получили у молодого поколения должной оценки.
Путь к общекультурному развитию начинается с овладения знаниями. Основной источник информации для студентов – занятия по физическому воспитанию – теоретические и практические, средства массовой информации, а информация, полученная из специальной литературы, как выявили исследования, используется молодыми людьми редко [2]. В качестве значимой они выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега, самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, закаливании. Несколько ниже потребность в информации, связанной с методиками аутогенной тренировки, нетрадиционными системами физических упражнений, применением лекарств. У девушек забота о своем физическом состоянии заключается в поддержании «внешних форм», у юношей – в развитии мускулатуры. Анализ полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний молодого поколения, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функциональным характером для практического использования, студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения.
Установлено, что уровень двигательной активности студентов в период учебных занятий составляет 50-65%, в период экзаменов – 18-22% биологической потребности. Верным будет и утверждение, что уровень двигательной активности молодых людей во время дистанционного обучения еще ниже. К сожалению, и в выходные дни малоподвижный образ жизни доминирует у большинства студентов.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения без преувеличения называют недостаток физической активности – новой эпидемией, угрожающей будущему человечества [1]. В соответствии с программой профилактики основных факторов риска среди молодежи гиподинамической считается ситуация, при которой студент уделяет физическим упражнениям до 4 часов в неделю. Тогда, когда наиболее энергетически емким показателем двигательной активности является, если мужчины уделяют занятиям 8-12 часов в неделю, а женщины 6-10 часов, при этом на целенаправленные занятия физическими упражнениями желательно затрачивать соответственно не менее 6-8 и 5-7 часов в неделю. Остальное время дополняется физической активностью в различных условиях бытовой деятельности. Учебные занятия по физическому воспитанию – 2 раза в неделю не могут компенсировать общий недельный дефицит двигательной активности. Что же говорить о тех студентах, которые распределены в специальную медицинскую группу. Все это свидетельствует о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 учебных месяцев в году.
Приобщение студенческой молодежи к физической культуре является важным слагаемым в формировании здорового образа жизни: здоровье и учеба взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем выше уровень здоровья, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель получения образования утрачивает подлинный смысл и ценность. Основными элементами здорового образа жизни молодого поколения выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.
Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов – систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность».
Выпускнику вуза кроме личностных и профессиональных качеств необходимо иметь крепкое здоровье и физическую подготовленность. Главную роль в решении этой задачи имеет физическое самовоспитание. Физическое самовоспитание – процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, ориентированный на формирование физической культуры личности [2]. Он включает в себя совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психического состояния, физического совершенствования и образования.
Для самовоспитания необходима сила воли, которая формируется и закрепляется в преодолении трудностей, стоящих на пути. Основными мотивами самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры, притязание на признание в коллективе, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности.
Положительное отношение молодого поколения к физической культуре и спорту – одна из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции – как личностно значимая и как общественно необходимая. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физической культурой [5].
Основой для формирования убеждений студентов в необходимости самостоятельных занятий с целью повышения физической и умственной работоспособности должны стать знания о значении этих занятий, принципах тренировки, закономерностях функционирования организма, влиянии на него разнообразных тренировочных средств.
Для появления потребности в занятиях физической культурой, нужен сформировавшийся мотив. После определения цели студентом подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы и средства самостоятельных занятий.
Следует отметить общеподготовительное, гигиеническое, оздоровительно-восстановительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления. Направления, организационные формы и средства использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности занимающихся, возможностей и интересов, а также определяются целями и задачами. К формам самостоятельных занятий относятся утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.
Наиболее распространенными средствамисамостоятельных занятий в студенческой среде являются: чередование ходьбы с бегом, кроссовый бег, плавание, ходьба и бег на лыжах, езда на велосипеде, ритмическая гимнастика (аэробные танцы), занятия атлетической гимнастикой, спортивные и подвижные игры, занятия на тренажерах. Среди новых видов организации физических занятий следует упомянуть: разновидности аэробики (степ-аэробику, гидроаэробику), шейпинг, каланетику, стрейчинг, йогу, восточные единоборства, атлетическую гимнастику, пауэрлифтинг и многие другие.
Ученые-психологи и педагоги рекомендуют при выборе видов спорта учитывать черты характера, используя особенности отдельных видов спорта в формировании определенных психических качеств и свойств личности, компенсируя тем самым их недостаток. При регулярных самостоятельных занятиях физической культурой человек многократно становится в условия для проявления таких морально-волевых качеств, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.
Разрабатывая систему самообразования и самосовершенствования необходимо решить, не только чем заниматься, но и как контролировать и поддерживать достигнутый уровень. Способность студента отмечать незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как повышает уверенность в себе, активизирует и содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.
Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности возможностей занимающихся и условий занятий физической культурой позволяют выделить в особую категорию «студенческий спорт». Организационными особенностями студенческого спорта являются доступность и возможность заниматься любым видом спорта в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня.
Заключение. В период обучения в высшем учебном заведении, необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.
Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, молодые люди улучшают свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физкультурно-спортивная деятельность во внеучебное время, в которую включаются студенты – один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.
Список литературы:
Бишаева А.А. Физическая культура: учебник/ А.А. Бишаева, В.В. Малков. – М.: КНОРУС, 2016.
Барчуков И.С. Физическая культура: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003.
Физическая культура студента: Учебник \ Под редакцией В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000.
Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995.
Сайганова Е.Г. Физическая культура. Самостоятельная работа: учебное пособие. Бакалавриат/ Е.Г. Сайганова, В.А. Дудов. – М.: Изд-во РАГС, 2010.