Переход на новые образовательные стандарты кардинально изменяет облик современной школы [3, с.47].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Выдвигаются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, согласно которым младший школьник должен уметь активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; а также вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Это предполагает развитие выразительности речи, которая наиболее интенсивно формируется в период младшего школьного возраста.
Проблема развития выразительности речи учащихся приобретает сегодня первостепенное значение. Только развитая выразительная речь позволит учащимся свободно и эффективно общаться с окружающими людьми в различных коммуникативных ситуациях, точно и лаконично выражать свои мысли и чувства, понимать собеседника [9, с.827].
Для формирования этого компонента речи можно использовать творческий рассказ, в процессе которого ребенок развивает свои коммуникативные умения, овладевает сложными формами связной речи, словарем; развивает выразительность речи.
В лингвистическом словаре терминов Т.В. Жеребило выразительность речи рассматривается, как одно из коммуникативных качеств речи; как особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя [2, с.70].
Опираясь на исследование Казаковой В.И., мы можем представить понятие выразительности речи детей младшего школьного возраста (См. Рисунок 1).
Рисунок 1.
Выразительность речи (по Казаковой В.И.)
Н. С. Рожeствeнский писал о том, что выразительная речь является внятной, убедительной, интoнациoнной, с выбoрoм слов, с правильным пoстрoeниeм прeдлoжeния, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя [8, с.130].
Мы придерживаемся подхода Казаковой В.И., согласно которому под выразительная речь - речь, в которой оптимально используются такие средства, как интонационные и лексические. При этом под интонационной выразительностью имеется ввиду семантические паузы, логическое ударение, темп и тон голоса.
В методике развития выразительности речи можно выделить несколько групп методов:
Наглядные методы: наблюдение, осмотр помещения, экскурсия, рассматривание натуральных предметов.
Словесные методы: чтение художественных произведений, предусмотренных программой, заучивание наизусть, рассказ, пересказ, беседа, проговаривание, речевой образец.
Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки [1, с.40].
Важным в работе над повышением уровня развития выразительности речи учащихся является соблюдение определенных требований, одно из которых – учить выразительности речи, используя творческие виды работ [6].
Рассмотрим более подробно творческий рассказ, как один из словесных методов, направленный на развитие выразительности речи у учащихся.
Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ [10, 336].
Виды творческих рассказов, составляемых детьми разнообразны: рассказы реалистического содержания, сказки, описания природы.
Существуют различные приемы составления творческих рассказов: придумывание продолжения и завершения рассказа, образец завязки, вспомогательные вопросы, план в виде вопросов, и т.д., способствующих развитию выразительности речи младших школьников.
И.Б.Яшина и М.М.Алексеева выделили следующие психолого-педагогические условия для того, чтобы творческий рассказ способствовал развитию выразительности речи [10, с.336]:
1. Понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.
2. Обогащение и активизация словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.
С целью подтверждения указанных условий была организована и проведена опытно-исследовательская работа на базе МБОУ СОШ №20 г.Сургута. В исследовании принимали участие группа детей младшего школьного возраста – обучающиеся 2 «Б» класса в количестве 25 человек.
На основе исследования В.И. Казаковой нами были выделены критерии уровня развития выразительности речи у второклассников.
Критерии и методики для выявления уровня развития выразительности речи у второклассников представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели для выявления уровня развития выразительности речи у второклассников
Критерии |
Показатели |
Диагностические методики |
Интонационные средства |
Сформированность компонентов интонационной выразительности: интонация, семантические паузы, логическое ударение, тон и темп голоса. |
Адаптированная диагностика выразительности речи Лазаренко О.И. |
Лексическая средства |
Сформированность компонентов лексической выразительности: переносное значение слова, сравнение, олицетворение. |
Наблюдение за уровнем развития лексической выразительности речи у второклассников |
В соответствии с выделенными критериями и показателями была составлена характеристика уровней развития выразительности речи у второклассников.
Таблица 2
Уровни развития выразительности речи у второклассников
Уровень |
Баллы |
Характеристика уровня |
Высокий |
12-16 |
Обучающийся соблюдает в речи логические ударения, семантические паузы и интонацию конца предложения; в зависимости от содержания высказывания выбирает тон, темп голоса и лексические средства выразительности: переносное значение слова, сравнение, олицетворение. |
Средний |
6-11 |
Обучающийся не всегда соблюдает в речи логические ударения, семантические паузы и интонацию конца предложения. Допускает ошибки при выборе выбирает тона, темпа голоса и лексических средств выразительности: переносное значение слова, сравнение, олицетворение. |
Низкий |
0-5 |
Обучающийся не соблюдает в речи логическое ударение и семантические паузы. Речь монотонна. Допускает ошибки при выборе интонации конца предложения. Не использует в речи лексические средства выразительности: переносное значение слова, сравнение, олицетворение. |
Результаты, которые были получены в ходе диагностической работы, обобщены и представлены Таблице 3.
Таблица 3
Сводные результаты диагностики развития выразительности речи у второклассников
Уровень сформированности интереса у детей младшего школьного возраста к современным профессиям |
2 «Б» класс (25 человек) |
|
Чел. |
% |
|
Высокий уровень |
3 |
12 |
Средний уровень |
12 |
48 |
Низкий уровень |
10 |
40 |
Исходя из полученных данных, можем сделать вывод о том, что в целом, уровень развития выразительности речи второклассников находится на среднем уровне. Однако не стоит оставлять без внимания и тот факт, что высокого уровня развития указанной характеристики достигло лишь три человека в классе. Следует отметить, что у десяти учеников уровень развития выразительности речи - низкий.
Можно сделать вывод о том, что необходимость развития выразительности речи у второклассников обусловлена новыми требования общества и утверждена нормативными документами начального общего образования. Анализ методической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и профессиональной деятельности учителя начальных классов позволили установить, что процесс развития выразительности речи у второклассников выступает ключевым компонентом культуры человека, его мышления и интеллекта [7, с.189].
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе [5, с.21].
Список используемой литературы:
Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с. - Текст: непосредственный.
Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. - 5-е, испр. и доп. изд. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 486 с. - URL: http://uchitel-slovesnosti.ru/slovari/5.pdf (дата обращения: 03.03.2020). - ISBN 978-5-98993-133-0. - Текст: электронный.
Зайцева Е.А. «Диалог голосов», «диалог мнений» – средства личностного развития младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №1. - С. 47-51. - ISSN 2071-9515. – Текст: непосредственный.
Казакова В.И. Развитие выразительности речи младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. - Ярославль, 2014. - 254 с. - URL: https://dlib.rsl.ru/01000206881 (дата обращения: 04.05.2020). - Текст: электронный.
Калю Д.С., Яяева А.М. Психолого-педагогические основы развития выразительности речи младших школьников // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2018. - №4 (23). - С. 21-23. - ISSN 2409-7179. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36996296 (дата обращения: 27.04.2020). - Текст: электронный.
Крючкова Т.А. Развитие выразительности речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - №2 (38). - ISSN 2542-0291. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vyrazitelnosti-rechi-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literaturnogo-chteniya (дата обращения: 27.04.2020). - Текст: электронный.
Ухова О.А. Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.А. Сморгуновой, С.Л. Коротковой. - Саратов: ИЦ «Наука», 2016. - С. 189-190. - ISBN 978-5-9999. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28951332 (дата обращения: 27.04.2020). - Текст: электронный.
Фроленкова Д.А. Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста // Речевая культура в разных сферах общения. Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. Ю.А. Фомина. 2018. - Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2018. - С. 130-134. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38547028 (дата обращения: 27.04.2020). - ISBN 978-5-8299-0388-6 . - Текст: электронный.
Шевцова А.В., Мельник Т.В. К проблеме развития выразительности речи младших школьников // Молодой ученый. - 2015. - №12 (92). - С. 826-829. - ISSN 2072-0297. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23646695 (дата обращения: 02.02.2020). - Текст: электронный.
Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. - 4 изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 488 с. - URL: https://detsad124.ucoz.ru/virt/alekseeva-jashina.pdf (дата обращения: 03.03.2020). - ISBN 978-5-7695-9603-2. - Текст: электронный.