Формирование у дошкольников положительного отношения к труду – является важной задачей дошкольного образования. Однако недостаточная разработанность психолого-педагогических условий, при которых в должной мере обеспечивается формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, затрудняет ее решение [1].
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества, поскольку формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста составляет основу их нравственного развития и является фундаментом для дальнейшего активного участия в жизни и труде взрослых [3].
Формирование у дошкольников положительного отношения к труду – является важной задачей дошкольного образования. Однако недостаточная разработанность психолого-педагогических условий, при которых в должной мере обеспечивается формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, затрудняет ее решение [2].
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста? Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогический потенциал строительно-конструктивной игры как средства формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования — формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду.
Предмет исследования — процесс формирования у детей положительного отношения к труду через строительно-конструктивную игру.
Гипотеза исследования — разнообразие строительно-конструктивных игр применяемых в процессе обучения и воспитания, вырабатывает положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
Проанализировать и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду, на этой основе выявить степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальный аппарат исследования.
Реализовать программу диагностики положительного отношения детей дошкольного возраста к труду, разработать показатели и определить уровни сформированности у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду.
Разработать и апробировать строительно-конструктивные игры (с использованием Lego-конструктора), направленные на формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду.
Подтвердить эффективность/неэффективность внедренных строительно-конструктивных игр посредством сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовались следующие методы: - теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученных данных; - эмпирические: наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, беседа, педагогические и игровые ситуации; качественный и количественный анализ результатов исследования их наглядное представление.
Наше исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр Развития ребёнка - Детский Сад № 68» города Ставрополя. Участниками исследовательского направления в работе стали 20 воспитанников вышеназванного дошкольного учреждения, посещающие в данный момент старшую группу, из которых 10 человек в последующем составили экспериментальную группу и 10 - контрольную.
Экспериментальное исследование состояло из следующих этапов:
1. Теоретический этап - определение темы исследования, предварительная постановка проблемы, изучение необходимой научной литературы, выбор объекта и предмета исследования, формулировка гипотезы.
2. Подготовительный этап - составление программы эксперимента, в том числе выбор испытуемых, выбор независимых и зависимых переменных, выработка способа фиксации и анализа результатов и анализ путей достижения «чистоты» эксперимента. Подбор и апробация методов и методик экспериментального исследования.
3. Экспериментальный этап - в ходе организации констатирующего этапа эксперимента сбор первичных данных, необходимых для подтверждения выдвинутой гипотезы, их систематическое и графическое представление, проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента.
4. Интерпретационный этап - формулирование выводов о подтверждении гипотезы на основе процедур анализа полученных результатов, а также подготовка научного отчета, опирающегося на факты, существование которых до начала исследования лишь гипотетически предполагалось.
На констатирующем этапе исследования по результатам проведенной диагностики, в экспериментальной группе были получены следующие данные:
- Высокий уровень развития положительного отношения к труду диагностирован у 15% испытуемых. Для этих детей характерна самостоятельность, независимость и инициативность. Все задания дети выполняли достаточно быстро, не прибегая к помощи взрослого. Дети знают о трудовой деятельности взрослых, пытаются ориентироваться на них в игре, при этом подражая трудовым действиям. Аргументированно объясняют свой выбор, стремятся действовать с человеком труда, интересуются трудовой деятельностью взрослых, выделяют их деловые и личностные качества.
- Средний уровень развития положительного отношения к труду отмечен у 50% детей. Эти дети проявляют достаточный интерес к выполнению заданий, однако выполнение заданий сопровождалось дополнительными вопросами и подсказками. Ребята показали знания о профессиях человека труда, стремились рассказать о трудовых действиях, инструментах, которые помогают взрослым выполнять трудовые действия и добиваться результата. При выполнении диагностических заданий пользовались помощью экспериментатора.
- Низкий уровень развития положительного отношения к труду определен у 35% испытуемых.Эти дети характеризуются малым объемом знаний о трудовой деятельности взрослых, отсутствием вопросов, направленных на человека труда, его деятельность и результат труда. Дети допускают много ошибок в определении профессий и подходящих инструментов для работы. Ребята не проявляют умение бережно относиться к результатам труда взрослых. У детей не наблюдается стремление действовать с человеком труда, и оказывать ему посильную помощь. Отсутствует ориентировка на полюбившихся взрослых, дети не проявляют самостоятельность и независимость. Задания дети выполняют не уверенно и рассеяно, малоактивны, интерес не устойчив. На помощь взрослого не реагируют.
Полученные данные поставили нас перед необходимостью на формирующем этапе исследования разработать и апробировать программу, направленную на формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе исследования нами были разработаны и внедрены строительно-конструктивные игры с использованием Lego-конструктора. Реализация программы предполагала 3 этапа (конструирование по образцу, конструирование по замыслу, конструирование по заданным условиям)
Строительно-конструктивные игры с использованием Lego-конструктора рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Строительно-конструктивные игры проводились 1 раз в неделю по 30 минут в совместной деятельности. Формирующий этап исследования продолжался в течение 2 месяцев.
Предложенная серия строительно-конструктивных игр с использованием Lego-конструктора способствовала повышению развития положительного отношения к труду старших дошкольников, о чем свидетельствуют результаты контрольного исследования, проведенного после формирующего эксперимента, показавшие положительную динамику по всем выделенным критериям.
Проведенный анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования позволил сделать следующие научные выводы:
Формирование положительного отношения к труду рассматривается как целенаправленный процесс взаимодействия ребенка и взрослого, результатом которого является наличие знаний о человеке труда, желания и стремления реализовывать их в поведении и деятельности.
Показатели и уровни сформированности положительного отношения у детей дошкольного возраста к труду характеризуются наличием знаний о трудовой деятельности человека-труженика; представлениями о деловых и личностных качествах труженика; стремлением взаимодействовать с человеком-тружеником, оказывая ему посильную помощь; желанием ориентироваться на полюбившихся взрослых в деятельности, то есть подражать, проявляя при этом самостоятельность и независимость; умением бережно относится к результатам труда.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о низком уровне сформированности у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду. Дети имеют слабые знания о труде человека-труженика, его трудовых действиях. Затрудняются в описании личностных и деловых качеств взрослого. В основном называют инструменты, с помощью которых взрослые выполняют действия и добиваются результатов.
Разработанные и апробированные на формирующем этапе эксперимента строительно-конструктивные игры (с использованием Lego-конструктора), позволили сформировать у детей дошкольного возраста положительное отношение к труду.
Анализ общих результатов контрольного среза, полученных при сравнении начального и конечного этапа экспериментальной работы, свидетельствует об эффективности проведенной исследовательской работы. Высокий уровень сформированности у детей положительного отношения к труду составил 60%. Средний уровень составил 30%. Низкий уровень - 10%. Дети стали активнее рассказывать о труде, самостоятельно участвовать в трудовых действиях, проявлять инициативу, желание помогать взрослым.
Таким образом, выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы ввиду ее многоплановости. Перспективой дальнейшей работы может быть изучение преемственности в работе детей дошкольного возраста в приобщении к труду.
Литература
Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. – М.: Просвещение, 2015.
Гукасова, A.M. Методика трудового обучения. – М.: Просвещение, 2018.
Тануркина, И.М. Педагогические условия приобщения детей к трудовой деятельности: книга для воспитателей – М.: Медиа, 2017.