ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Давыдова Е.Б. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.

Е.С. Заир-Бек считает, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка – индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Группы определяют, как они мыслят решение данной проблемы: включается личностная мотивация, начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы. Степень этой самостоятельности зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности [1].

Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

В современной педагогике выделяют следующие виды проектов:

1. Информационно-социальные проекты. В ходе их реализации дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет и т. д. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки – раскладушки, постер-афиши.

2. Практико-ориентированные или нормативные проекты. В процессе этих проектов создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляются в виде памятки, альбома, рисунков, модели.

3. Творческие проекты. Дети овладевают видами творческой деятельности. Оформление результатов происходит в виде праздника, концерта, дизайна, видеофильма, драматизации, альбома, совместной газеты.

4. Исследовательские проекты. Дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей.

5. Игровые проекты. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.

Исходя из задач нашего исследования, нами был разработан проект «Юные патриоты».

Цель проекта: воспитание основ патриотизма у дошкольников, любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родного города, расширение знаний о Великой отечественной войне и военной символике, о земляках – ветеранах войны при использовании музыкальных произведений

Вид проекта: Информационно-социальный, творческий.

Продолжительность: среднесрочный.

Проблема: Каковы возможности музыкальных произведений для формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста?

Задачи проекта:

1. Обучающие:

– познакомить с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания;

–формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине через музыкальные произведения;

–воспитывать будущих защитников Отечества через музыкальные произведения;

–проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому музыкальному воспитанию в семье.

2. Воспитательные:

воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине;

воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам семьи, народа, страны;

воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

3. Развивающие:

развивать самостоятельность в создании игровой музыкальной среды, в соблюдении правил и норм, поведения в музыкальной игре; разучивание патриотических песен;

развивать навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале.

I этап – Информационно – накопительный:

Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).

Поиск инновационных форм, методов и способов по работе с вышеуказанным контингентом.

Пополнить предметно-развивающую среду для реализации участников проекта.

Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов.

Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта.

II этап – Аналитический:

После того, как были определены тема и цель проекта, подбирался наглядный материал, фото, аудио и видео материалы, книги; разрабатывались конспекты НОД (непосредственно образовательной деятельности) по заданным темам. Были проведены обсуждения со специалистами, педагогами и родителями ДОО (дошкольной образовательной организации) о материальных и технических возможностях реализации проекта. Одновременно шло накопление и подбор материала по всем направлениям деятельности. Результатом проделанной работы будет составление перспективного плана мероприятий.

III этап Практический:

Реализация проекта в образовательную практику.

Проведение тематических НОД.

Проведение открытых показов НОД и развлечений для родителей.

Художественное творчество. Рисование на темы прослушанных песен.

Рассматривание картин.

Оформление книжных уголков.

Экскурсия в ИКЦ «Старый Сургут».

Смотр строя патриотической песни.

Разучивание стихов и др.

IV этап Презентационный:

Проведение концерта: «Это надо не павшим, это надо живым!» с участием родителей.

Практический результат: создание песенника «Песни нашей Родины».

Начиная работу над проектом, мы рекомендуем, в первую очередь обогатить предметно-развивающую среду в группе.

Работа с детьми может быть осуществлена на основе программы «От рождения до школы» [4], часть музыкальных произведений подобрана с учетом рекомендаций программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» [5].

Так, для развития когнитивного критерия основ патриотизма и, исходя из того, что у детей плохо развиты знания о малой Родине, культурном наследии своей страны, мы предлагаем проведение таких мероприятий, как:

– Беседа «Малая Родина. За что мы любим свой город?», которая будет сопровождаться звучанием песни «С чего начинается Родина?»

– Экскурсия в ИКЦ «Старый Сургут», в ходе которой познакомить детей с фольклорными музыкальными произведениями как народов ханты, так и других народов, населяющих наш город.

– Цикл НОД, посвященных нашему городу и известным людям, живущим в нашем городе (основателям города, нефтяникам и газовикам, ветеранам Великой отечественной войны), русскому народу, победившему в войне. Здесь может быть использована музыка «О той весне» сл. и муз. Е. Плотниковой, «Гимн России» А. Александрова и С. Михалкова; «Наш край» Д. Кабалевского, «День Победы» Д. Тухманова, «Моя Россия» Г. Струве, «Прадедушка», «Мама», «Мы вернемся», «Мир, который нужен мне», «Вальс Победы» А. Ермолова, «Гимн Югры», песня «Моя Югра» (композитор О. Шеин, стихи К. Тарарина, в исполнении детского ансамбля «Веселые нотки»), «Гимн Сургуту» (автор-исполнитель О. Дубова), хантыйская народная песня «Соловей» (в исполнении детского фольклорного ансамбля «Пинэлы»), танец «Куренька», «Олений танец» и др.

– Встречи с интересными людьми. В нашем случае, мы предлагаем провести несколько встреч с ветеранами Великой отечественной войны, которые будут сопровождаться музыкой и песнями военных лет «Священная война» муз. А. Александрова, «В Землянке» муз. К. Листова, «Огонек» муз народная, песня «Поклонимся великим тем годам» А. Пахмутовой, Н. Добронравова, «Прадедушка» муз. А. Ермолова, сл. М. Загота, «День Победы» Д. Тухманова, «Три танкиста» Б. Ласкина, «Катюша» М. Блантер.

Для развития эмоционально-мотивационного критерия целесообразно проведение:

– Музыкальных викторин, включающих различную тематику: «Классическая музыка», «Русский фольклор», «Песни о войне», «Патриотическая песня» и др.

– Разучивание песен и танцев. Например, разучивание песен «Три танкиста» Б. Ласкина, «Катюша» М. Блантер и танца «Журавли».

– Просмотр фильмов, мультфильмов и альбомов патриотической тематики (мультфильм «Илья Муромец», «Князь Владимир», «Крепость: щитом и мечом»; альбомов «Наша Родина Россия», «Защитники Родины», «Наш славный город», «Природа земли Югорской»).

– Рассматривание репродукций картин (репродукций картин о Сургуте А. Курникова и А.В. Александрова, «Богатырь» В. Васнецова, "Часовой. Детство, отменённое войной" Толочко В.И., Диарамы "Штурм Берлина" Сибирского В.М. и "Парад Победы" Присекина С.Н).

В формировании поведенческого критерия большую помощь могут оказать:

– Изобразительная деятельность: рисование городских пейзажей, изготовление открыток ко Дню защитника Отечества и Дню Победы.

– Театрализованные представления – Театрализованный концерт, посвященный 75-летию Великой Победы "Ты помни никогда не забывай".

– Музыкальные праздники и досуги: «Поклонимся великим тем годам!», «Богатыри земли Русской», музыкальный концерт «Это надо не павшим, это надо живым!».

Кроме того, в ходе работы над проектом целесообразно использование различных игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных), чтение художественной литературы, речевая поисковая деятельность.

Остановимся более подробно на некоторых мероприятиях, запланированных нами в ходе проекта.

Интересным для детей может стать проведение НОД «Этот День Победы», в ходе которой дети знакомятся с такими песнями, как «О той весне» сл. и муз. Е. Плотниковой, «День Победы» Д. Тухманова, «Мы вернемся», «Вальс Победы» А. Ермолова. В игровой форме педагог знакомит детей с данными произведениями, предварительно проведя с ними беседу о войне, о композиторах и поэтах, писавших музыку и песни о войне, дает детям представление о Георгиевской ленте, ее истории, правилах ее ношения. Дети отвечают на вопросы, а затем слушают музыку и высказывают свои впечатления от прослушанного.

Экскурсии и встречи с интересными людьми также несут в себе большой воспитательный потенциал в вопросах формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Во время экскурсий дети узнают много нового о достопримечательностях, культурном наследии, природе малой Родины, о Великой отечественной войне и военной символике, о земляках – ветеранах войны. Перед и во время экскурсии можно предложить детям прослушать песни о Сургуте, о Югре, песни и музыку коренных народов, населяющих наш город: песня «Моя Югра» (композитор О. Шеин, стихи К. Тарарина, в исполнении детского ансамбля «Веселые нотки»), «Гимн Сургуту» (автор-исполнитель О. Дубова), хантыйская народная песня «Соловей» (в исполнении детского фольклорного ансамбля «Пинэлы»), танец «Куренька», «Олений танец» и др.

Вначале встречи с ветераном войны или тружеником тыла можно организовать мини-концерт, на котором дети могут спеть известные им песни, поиграть на музыкальных инструментах и исполнить танец. Например, они могут спеть песню «Три танкиста» Б. Ласкина, исполнить танец «Журавли» под самостоятельных аккомпанемент исполнить песню «В Землянке» муз. К. Листова.

Интересна для детей также может быть музыкальная викторина, например, викторина на тему «Патриотическая песня». В ходе проведения викторины дети не только должны узнать звучащую песню и назвать ее, но и напеть ее, либо исполнить несколько аккордов на одном из доступных им инструментов, либо исполнить небольшой танец. в викторине могут быть использованы такие музыкальные произведения, как «Наш край» Д. Кабалевского, Гимн России» А. Александрова и С. Михалкова, «Три танкиста» Б. Ласкина, «Катюша» М. Блантер и др.

Большой интерес вызывают у детей музыкальные праздники и досуги. Например, можно провести приуроченный к Дню Победы досуг «Поклонимся великим тем годам!», в ходе которого дети совместно с родителями, не только слушают музыку, но и являются активными участниками музыкально-творческой деятельности – поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, устраивают небольшие театрализованные представления.

Понимая, что сложную задачу воспитания у дошкольников основ патриотизма невозможно решить без участия семьи, в ходе реализации проекта можно использовать следующие формы работы с родителями:

Сбор наглядного материала о городе Сургут совместно с детьми (значки, открытки и пр.).

Проведение конкурсов детского рисунка на тему "Улица, на которой я живу", оформление стенда «История одного праздника».

Для закрепления знаний о родственных связях в семье и семейных традиций среди родителей провести конкурс "Генеологическое дерево моей семьи".

Посещение художественной выставки картин о природе ХМАО Югры в Музейном центре; посещение мультимедийного парка «Россия Моя история».

Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению сувениров и открыток для ветеранов Великой Отечественной Войны.

Прослушивание аудиозаписей для детей: "Дедушкины рассказы" Любарской, "День Победы" и др.

На заключительном этапе итоговым мероприятием проекта может стать проведение концерта «Это надо не павшим, это надо живым!» с участием родителей, а практическим результатом создание песенника «Песни нашей Родины».

Список литературы:

Заир-Бек, Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию [Текст]: Дис. д-ра пед. наук / Е.С. Заир-Бек. – СПб.: Питер, 1995. – 360 с.

Зеленова, Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) [Текст] / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. 112 с.

Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Курс лекций / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 2004. – 72с.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст]/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез, 2014. – 368с.

Радынова, О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации [Текст] / О.П. Радынова. – М.: «Гном-Пресс», 1999 – 80 с. (Музыка для дошкольников).

Просмотров работы: 12