ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Смирнова Т.В. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитание и развитие детей раннего возраста предусматривает личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, создание в детском саду условий, обеспечивающих психологический комфорт и всестороннее развитие каждому ребенку.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте пяти образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка) [5].

В связи с увеличением требований к профессиональной деятельности, расширением общественных функций педагога остро стоит вопрос о развитии готовности педагогов ДОО (дошкольной образовательной организации) к воспитанию детей раннего возраста.

Вопросы, рассматривающие проблемы, пути и способы развития профессиональной компетентности педагогов достаточно широко освещаются в психолого-педагогической литературе: исследуются условия эффективности формирования у педагогов профессиональной компетентности (Л.А. Башарина, Н.Е. Костылева, Н.Н. Лобанова, Е.В. Прозорова и др.), рассматриваются теоретические основы повышения компетентности педагогов (В.В. Абашина, В.А. Адольф, В.П. Бездухов, И.А. Зимняя, И.О. Котлярова, Л.Л. Лашкова и др.), раскрываются проблемы диагностики профессиональной компетентности и педагогического мастерства (Л.А. Башарина, М.И. Лукьянова), изучаются вопросы формирования различных составляющих профессиональной компетентности: формирование социально-перцептивной и коммуникативной компетентности педагога (Н.Н. Ершова, Л.М. Митина), определяются пути, средства и способы развития профессиональной компетентности педагогов (Г.И. Захарова, Ю.А. Конев, Г.М. Соломина, В.И. Юдин и др.). Большое количество диссертационных исследований посвящено этой проблеме, однако в них мало внимания уделено методическому сопровождению педагогов ДОО в развитии детей раннего возраста.

В связи с этим, в качестве одного из резервов развития компетентности педагогов в вопросах воспитания детей раннего возраста можно выделить построение эффективной системы методического сопровождения педагогов ДОО в развитии детей раннего возраста.

Экспериментальное исследование осуществлялось в 2019-2021 году в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 47 детский сад «Гусельки» (г. Сургут ХМАО – Югры). В исследовании принимали участие 42 педагога – сотрудников МБДОУ.

Цель исследования: проанализировать систему методического сопровождения педагогов ДОО в развитии детей раннего возраста.

Задачи исследования:

1) выявить критерии, показатели и уровни компетентности педагогов ДОО в развитии детей раннего возраста;

2) осуществить подбор диагностического инструментария для анализа системы методического сопровождения педагогов ДОО в развитии детей раннего возраста;

3) определить компетентность педагогов ДОО в развитии детей раннего возраста.

В ходе теоретического исследования на основе работ Л.Д. Давыдова [2], И.А. Зимней [3], Н.П. Нечаевой [4] нами были определены критерии, показатели и методики исследования уровней компетентности педагогов в вопросах развития детей раннего возраста (таблица 1).

Таблица 1

Критерии, показатели и методики исследования уровней развития компетентности педагогов в развитии детей раннего возраста

Критерии

Показатели

Методы и методики исследования

Мотивационный

Проявление у педагога интереса к современным образовательным технологиям, повышающим эффективность воспитания и развития детей раннего возраста; постоянном стремлении к самосовершенствованию, саморазвитию в данном направлении образовательной деятельности

Анализ мотивации деятельности педагогов(модифицированная методикаЕ.Г. Гуцу и Е.И. Смирновой)[1]

Когнитивный

Знание и выполнение педагогом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к вопросам развития и воспитания детей раннего возраста, осведомлённость о психологических особенностях детей раннего возраста; понимание особенностей содержания ООП ДОО, методики организации различных видов детской деятельности, сущности и структуры использования технологий развития детей раннего возраста и методов работы с семьями воспитанников, требования к пространственной предметно-развивающей среды в группах раннего возраста

Анкетирование «Уровень сформированности профессиональной компетентности в вопросах развития детей раннего возраста» [6]

Деятельностный

Умение педагога проектировать систему развития детей раннего возраста с использованием образовательных технологий, форм, методов, а также соотносить и координировать собственное планирование с основной образовательной программой ДОО; точно формулировать цель, задачи воспитания и развития детей раннего возраста с использованием современных образовательных технологий; осуществлять интегративный подход в решении задач воспитания и развития детей раннего возраста с использованием современных образовательных средств; организовывать различные формы детской деятельности; активное участие педагога в работе творческих групп, апробации инновационных форм воспитания и развития детей раннего возраста; владение методами и методиками мониторинга детей.

Карта самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по должности «Воспитатель» (Н.П. Нечаева) [4]

Проведя исследование и обобщив результаты диагностики по всем трем критериям, мы определили общий уровень компетентности педагогов в вопросах развития детей раннего возраста и отразили их в диаграмме (рис. 1).

Рисунок 1. - Уровни компетентности педагогов в вопросах развития детей раннего возраста

Таким образом, мы определили, что 30% педагогов имеют оптимальный уровень сформированности компетенции в вопросах развития детей раннего возраста, у 49% педагогов наблюдается допустимый уровень компетентности в вопросах развития детей раннего возраста, 15% педагогов показали критический уровень компетентности в вопросах развития детей раннего возраста и у 6% педагогов выявлен недопустимый уровень компетентности в вопросах развития детей раннего возраста.

Таким образом, необходимо уже сегодня наметить пути решения проблем, устранения имеющихся дефицитов компетенций педагогов и принять организационно-управленческие решения:

Подготовка методических рекомендаций для педагогов по формированию индивидуальных заданий на повышение квалификации.

Корректировка профессиональной подготовки (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) педагогов на основе выявленных дефицитов.

Обобщение опыта эффективной профессиональной деятельности отдельных педагогов. Распространение опыта (выступление на методических совещаниях, заседаниях методических объединений, мастер-классы, открытые занятия и т.д.).

Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам наметить план методического сопровождения педагогов в развитии детей раннего возраста.

Целью являлась разработка системы методического сопровождения педагогов в развитии детей раннего возраста. Все методические мероприятия по сопровождению педагогов в развитии детей раннего возраста в дошкольной организации можно мы предлагаем разделить на блоки.

Блок 1.Приобретение теоретических знаний по вопросам развития детей раннего возраста.

Мероприятия, направленные на повышение уровня теоретических знаний. Цель: развитие когнитивного критерия компетентности педагогов в вопросах развития детей раннего возраста.

Работа педагогов в творческих и проблемных группах. В состав таких групп входят педагоги, обладающие высокими педагогическими способностями, ключевые проводники новых технологий. Ведущее направление деятельности данных групп – освоение инноваций, разработка и внедрение новых проектов и результатов творчества, а также выявление и решение проблем в деятельности коллектива.

Блок 2.Развитие профессиональных умений в вопросах развития детей раннего возраста.

Мероприятия, направленные на развитие профессиональных умений (деятельностный компонент) в вопросах развития детей раннего возраста.

Цель: повышение уровня педагогического мастерства, демонстрация профессиональных достижений, обмен педагогическим опытом по развитию детей раннего возраста.

Недели педагогического мастерства в дошкольной образовательной организации. Опытные педагоги демонстрируют свой опыт, отличающийся индивидуальным стилем. Это способствует тому, что воспитатели ценят индивидуальность каждого педагога, обогащают свой опыт, работая над поиском индивидуальности – открытые показы педагогических мероприятий.

Блок 3.Развитие мотивации к процессу воспитания и развития детей раннего возраста.

Мероприятия, направленные на повышение мотивационного компонента компетентности педагогов в вопросах развития детей раннего возраста.

Цель: создание условий для удовлетворения индивидуальных потребностей педагогов в творческой активности, самовыражении в процессе развития детей раннего возраста.

Психолого-педагогические тренинги. Обучение в таких группах имеет ряд неоспоримых преимуществ. Педагоги учатся принимать точку зрения своих коллег, обнаруживают в себе готовность к изменению собственных установок; учатся излагать свои переживания, стремления, цели и ожидания; повышается активность и инициативность в поиске оригинальных решений.

Исходя из вышеизложенного, первым этапом нашей работы было разделение коллектива на группы. Формирование данных групп проводилось нами на основе различных принципов: по профессиональным интересам (проблемные, творческие группы), по уровню педагогического мастерства (школа высшего педагогического мастерства, школа совершенствования мастерства, школа становления молодого педагога).

Таким образом, мы считаем, что работа, построенная в соответствии с предлагаемым нами планом методического сопровождения педагогов ДОО в развитии детей раннего возраста, положительно скажется на уровне сформированности как отдельных компонентов, так и компетентности педагогов в целом в вопросах развития детей раннего возраста. Перспективами дальнейшего исследования является проведение формирующего и контрольного эксперимента, которые позволят выявить эффективность предлагаемых способов решения поставленной проблемы.

Список литературы

Гуцу, Е. Г., Смирнова Е. И. Диагностические подходы к деятельности многопредметной кафедры вуза по формированию профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов / Е.Г. Гуцу, Е.И. Смирнова // Образование и наука. 2017. Т. 19 № 5. С. 72-97.

Давыдов, Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Москва: [б.и.], 2006. 129 c. РГБ ОД, 61:02-13/1468-9.

Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. – С. 55-58.

Нечаева Н.П. Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога (трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования») [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/ (Дата обращения: 08.11.2020).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (Дата обращения: 08.11.2020).

Фоменко, С.Л. Мониторинг профессионального становления членов педагогического коллектива / С.Л. Фоменко // Педагогика. 2005. № 5.

Просмотров работы: 16