РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Жеенкулова К.Т. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время вопрос повышения финансовой грамотности детей дорос до уровня национальных программ и стратегий. Формирование основ финансовой грамотности дает целостное представление о ценности денег, прививает навыки планирования бюджета и сбережений. Дети старшего дошкольного возраста способны эффективно усваивать основы разумного монетарного поведения. В будущем это поможет им стать материально обеспеченными и экономически мыслящими личностями.

Формирование основ финансовой грамотности способствует привлечению средств населения в экономику страны и ее развитию. Это позволит ей быть конкурентоспособной на международном финансовом рынке и укрепить финансовую стабильность. Важным является тот факт, что начало формирования основ финансовой грамотности эффективно со старшего дошкольного возраста.

В распоряжении Правительства РФ от 25.09.2017 «Об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы», в разделе «Образовательное направление» с целью формирования компетенций в сфере финансовой грамотности, экономического образования и воспитания указана необходимость начинать работу в данном направлении именно с дошкольного возраста через внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного образования [6].

В Российской Федерации внимание на формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста обратили буквально в течение последних двадцати лет. Вместе с тем, необходимость и целесообразность развития основ финансовой грамотности подтверждены трудами некоторых ученых. Педагоги и психологи (А.Ф. Аменд, Л.Н. Галкина, Л.А. Голуб, A.B. Петровский, A.A. Смоленцева, А.Д. Шатова и др.) считают, что чем раньше дети узнают о роли денег в различных сферах жизни, тем раньше возможно формирование полезных финансовых навыков.

На современном этапе не оставили без внимания данную проблему такие исследователи как Л.М. Кларина, Е.А. Курак, А.Д. Шатова, А.А. Смоленцева, которые показали значимость знакомства детей с экономическими отношениями в окружающей действительности. В их трудах рассматриваются вопросы формирования у детей базовых экономических представлений (о труде, о деньгах, о профессиях, о бюджете семьи, о качествах хозяйственного человека).

Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании основ финансовой грамотности [4].

В соответствии с ФГОС ДО, главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование основ финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию [7].

Следует отметить, что значительная роль в формировании основ финансовой грамотности у детей отводится предварительной подготовке педагогов и полноценному методическому обеспечению данного процесса. В Профессиональном стандарте, одна из компетенций педагогов звучит так: «педагоги должны уметь организовать все виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте» [5].

Анализ изданных программ по финансовой грамотности дошкольников, методических пособий, рекомендаций и публикаций в профессиональных изданиях показывает, что интерес научного сообщества к этой теме увеличивается, однако не всегда он направлен на разрешение проблем в организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях. Отметим некоторые трудности в реализации данного процесса.

Прежде всего, это недостаточная информированность аудитории, связанной с дошкольным детством (руководители, педагоги, родители), о значимости и необходимости освоения детьми дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Ю.Е. Антонов в своей статье освещает результаты исследования при реализации программы «Финансовая грамотность дошкольников» и выделяет определенные барьеры. Среди барьеров и затруднений респондентами было указано отсутствие данного направления во ФГОС ДО (58,0%) и отсутствие пособий и методик (58%). Почти 40% респондентов предполагает, что барьером будет отсутствие научно-методического руководства новым направлением в деятельности дошкольных образовательных организаций. 30% опрошенных отметили несовершенство нормативной базы, также около 30% указывают на отсутствие стимулирования за выполнение программы данного направления [1].

На сегодняшний день, повышение основ финансовой грамотности дошкольников – это практически «белое» пятно в современной педагогике, поскольку недостаточно образовательных программ по финансовому просвещению всех участников образовательных отношений [2]. На наш взгляд, для развития данного направления деятельности необходимо уделить внимание профессиональной готовности педагогов, понять, что обеспечивает их вовлечение в реализацию работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников, выявить направления, которые смогут позволить активизировать данную работу.

Вместе с тем, главной задачей руководителей дошкольных образовательных организаций состоит в том, чтобы не просто дать определенный теоретический материал педагогам, а научить их в непосредственно практической деятельности освоить такие методы и приемы, которые помогут им сделать образовательную деятельность по формированию основ финансовой грамотности интересной и увлекательной для детей [3].

Для решения проблем, препятствующих освоению финансовой грамотности на уровне дошкольного образования, следует:

 приступить к созданию методических рекомендаций для педагогических работников по организации изучения основ финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях, с учетом игровых технологий для детей;

 предложить авторам разработать новые парциальные программы по освоению финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях с учетом новых реалий;

 проработать методологию интеграции элементов основ финансовой грамотности в образовательные области ФГОС ДО;

 обеспечить повышение квалификации педагогов ДОО для последующей организации и проведения занятий по формированию основ финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях;

 оказывать всемерную поддержку педагогам дошкольных образовательных организаций посредством курирования и консультирования авторами программ, отделами ИУУ(ИПК) регионов;

 создать электронную библиотеку методических материалов и пособий по финансовой грамотности и экономическому воспитанию, прошедших апробацию и рекомендованных Министерством Просвещения Российской Федерации;

 стимулировать родительскую аудиторию к обсуждению с детьми вопросов, связанных с деньгами и управлением личными финансами, консультировать и предоставлять им для этого соответствующие материалы;

 развивать целенаправленное социальное партнерство дошкольных образовательных организаций с образовательными, финансовыми, государственными и некоммерческими организациями, профессиональными сообществами и ассоциациями с целью обеспечения освоения финансовой грамотности практико-ориентированными занятиями [1].

Из вышесказанного следует, что проблема формирования основ финансовой грамотности на первом уровне общего образования (дошкольном) является объективной и решаемой задачей современной дошкольной образовательной организации при условии наличия в ней необходимого ресурсного обеспечения (кадрового, методического и т.д.) и взаимодействия всех субъектов образовательных отношений.

Список литературы:

1. Антонов, Ю.Е. От исследований к рекомендациям: освоение финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста / Ю.Е. Антонов. – Текст электронный // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2018. – №3. – С.406-414. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39821054_24310738.pdf (дата обращения 06.01.2021). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

2. Губарькова, Е.В. Создание условий для воспитателей детских садов при организации работы по повышению финансовой грамотности дошкольников /Е.В. Губарькова, Н.А. Бережная. – Текст: электронный // В сборнике: Школа - вуз: проблемы и перспективы развития. Материалы VI Региональной научно-практической конференции. Под редакцией И.Л. Гоника. – 2019. – С. 23-26. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37163892_13.  (дата обращения 20.12.2020). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU

3. Денисенко, Е.В. Создание условий для воспитателей детских садов при организации работы по повышению финансовой грамотности дошкольников /Е.В. Денисенко, И.Л. Молчанова. – Текст: электронный // Сборник статей XVII (XXXIII) Всероссийской научно-методической конференции. 2020. – 2020. – С. 161-166. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43126013_19127938.pdf.  (дата обращения 20.12.2020). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

4. Красноперова, И.В. Педагогические условия формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста /И.В. Красноперова – Текст: электронный // В сборнике: Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. Материалы X Международной научно-практической конференции. Отв. Редактор Л.И. Пономарева. – 2020. – С. 104-107. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43126013_19127938.pdf.  (дата обращения 20.12.2020). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf –Текст электронный.

6. Российская федерация. Законы. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. – ISBN: 978–5–9949–0961–4. – Текст непосредственный.

Просмотров работы: 421