Под современным уроком понимается такая форма организации обучения, которая направлена на овладение учащимися изучаемым материалом и которая соответствует требованиям современного общества. Одной из существенных задач современной системы образования является выработка у учащихся совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Современный подход к обучению ориентирован на результаты овладения основными образовательными программами.
В настоящее время к уроку предъявляется ряд требований:
планирование своей деятельности и деятельности учащихся;
тему урока формулируют дети (учитель подводит учащихся к этому);
цели и задачи ставят учащиеся;
планирование учащимися способов достижения цели;
урок должен быть проблемным и развивающим;
организация проблемной и поисковой деятельности активизирует;
применение групповых и индивидуальных методов;
осуществление самоконтроля и взаимоконтроля;
организация творческой работы;
устранение затруднений самостоятельно;
оценка деятельности (самооценка, оценка деятельности товарищей);
проведение рефлексии на каждом уроке [2].
Современный урок математики по своему содержанию и структуре представляет весьма сложную организационную форму педагогического процесса. Сложность его обусловлена большим разнообразием тех задач и целей, которые решаются на каждом уроке в отдельности и на совокупности уроков по данной теме.
На каждом уроке учитель формирует у детей наблюдательность и привычку изучать не только учебник, но и окружающую среду, видеть в ней материал для установления количественных отношений между фактами и явлениями этой действительности, воспитывает чувство самостоятельности, творческой активности, аккуратности, трудолюбия, чувства ответственности за других и прочие личностные качества, которые присущи современному человеку.
Урок математики представляет для обучающихся трудность и тем, что он связан с формированием у детей целого ряда абстрактных понятий - числа, операций над числами, величины, фигуры и др.
Построение урока математики обусловлено также и особенностями начального курса математики. Этот курс синтетический. В нем различаются три основные линии: арифметическая (в качестве ведущей), алгебраическая и геометрическая. Эти линии тесно связаны между собой. Буквенная символика, например, вся подчинена задаче обобщения тех знаний, которые даются сначала на конкретном числовом материале [1].
Требования к уроку математики вытекают из существенных признаков урока.
1. Наличие на уроке основной дидактической (учебной) цели. В подавляющем большинстве случаев на уроке математики в различных сочетаниях решается не одна а несколько учебных задач:
– проверяются знания, умения и навыки учащихся ( по материалу прошлых или текущего уроков);
– познается новое ( формируются понятия, устанавливаются и обосновываются закономерности или алгоритмы);
– происходит закрепление изученного (повторением, применением в решении различных задач).
Среди всей совокупности учебных целей, реализуемых на уроке, всегда можно (и необходимо) усмотреть основную и ей подчинить все другие цели.
2. Решение на уроке наряду с образовательными задачами и определенных воспитательных задач.
Задача состоит в том, чтобы планомерно использовать изучаемый материал и сам процесс учения для воспитания у учащихся гуманистических взглядов и убеждений.
Эта общая цель воспитания реализуется на уроке через решение многих взаимосвязанных частных воспитательных задач. Наиболее актуальными из них для нас яв-ся такие задачи: возбуждение и поддержание интереса к предмету, воспитание потребности и умений учиться математике.
3. Обоснованный отбор учебного материала на урок:
– соответствие содержания урока его основной учебной цели;
– достаточный объем учебного материала, рассмотренного на самом уроке;
– отражение необходимой взаимосвязи между теорией и практикой.
4. Применение на уроке методов обучения, обеспечивающих активное учение школьников.
На уроке такими частными требованиями:
– по возможности сами учащиеся формулируют очередную познавательную задачу;
– дают определение вводимому понятию;
– на основе опыта обнаруживают существующую закономерность и облекают ее форму суждения;
– под руководством учителя находят план доказательства или решения задачи и по возможности сами реализуют этот план.
5. Организационная четкость урока:
– учитель четко владеет материалом урока, учебным предметом в целом он не тратит времени на размышления и припоминание на уроке;
– знает методику каждого очередного вопроса, весь арсенал вариантов, приемов и средств его изучения;
– знает индивидуальные особенности учащихся класса, предвидит их возможные затруднения и пути их преодоления, располагает материалом для «загрузки» более сильных учащихся [1].
Таким образом, современный урок математики представляет собой не отдельно взятый материал из курса арифметики, алгебры или геометрии, а включение в один урок сведений по каждому из трех разделов, что обеспечивает более эффективное и качественное усвоение изучаемого материала и разностороннее развитие личности учащихся.
Список использованных источников.
1. Жгилева, Е. В. Требования к уроку математики в соответствии с ФГОС / Е. В. Жгилева // Начальная школа. – 2013. – № 4. – С. 13–14.
2. Зеленкова, В. В. Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС / В. В. Зеленкова // Вестник образования. – 2017. – № 2. – С. 16.