Особенности функционирования риторического вопроса - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Особенности функционирования риторического вопроса

Алышев К.М. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Хотя риторический вопрос и не требует ответа, говорящий активно вовлекает адресата в речевую ситуацию, представляя его «соучастником утверждения» и добиваясь, что сообщаемая информация становится для слушающего «своей», как если бы тот сам пришел к аналогичным выводам путем собственных наблюдений и раздумий.

Это становится возможным лишь в том случае, когда в основе утверждения лежит уже известная адресату информация, т.е. если нечто не сообщается ему, а напоминается.

В публичной речи он может завершать собой рассуждение автора по какой-либо проблеме. В этом случае риторический вопрос воспринимается как неизбежный вывод, вытекающий из представленного рассуждения. Форма придает сообщаемой информации большую убедительную силу

Риторический вопрос - это положительное или отрицательное суждение, облеченное в форму вопросительного предложения. Употребление вопросительной формы привносит в речь момент апелляции к слушателю. Говорящий не сомневается в том, что на его вопрос может быть дан только один ответ, который слушателю предоставляется домыслить, с тем чтобы этот ответ, вернее, подсказанный вывод, стал его собственным убеждением:

If this belief from heaven be sent,such be Nature’s holy plan,I not reason to lamentman has made of man?

Синтаксическое значение вопросительности в риторическом вопросе может быть настолько ослаблено, что вместо вопросительного знака ставится восклицательный знак:

“…You remember the sign she used to send, Badly - the heart with a cross inside of it?”

Me?” cried Badly, with intoxicated archness.

You old sugar-stealing coyote! Don’t I remember! Why, you dad-blamed old long-horned turtle-dove, the boys in camp was all cognoscious about them hieroglyphs…” (O. Henry)

В разговорной речи часто употребляются стереотипные формулы риторических вопросов, выражающих резкое несогласие с мнением собеседника: business is it of yours? You mind yor own affairs. (Shaw)painter! What business had he to paint a woman so like Vic as that - a woman that didn’t mind lyin’ like that! (Golsworthy)

What did you do in the feud, Father?”

Never you mind.”

Oh! But if I’m to keep it up?”

Who said you were to keep it up?” (Golsworthy)

Заключенная в самом значении синтаксической категории вопросительности апелляция к слушателю делает риторический вопрос средством усиления выразительности, оживляет и разнообразит монологическую речь:

I never see him doing any work there”, continued Harries, “whenever I go in. He sits behind a bit of glass all day, truing to look as if he was doing something. What’s the good of a man behind a bit of glass? I have to work for my living. Why can’t he work? What use is he there, and what’s the good of their banks? They take your money, and then, when you draw a cheque, they send it back smeared all over with “No effect”, “Refer to drawer”. What’s the good of that? That’s the sort of trick they served me twice last week…” (Jerome K. Jerome)

Риторический вопрос не предполагает ответа и ставится не для того, чтобы побудить слушателя сообщить нечто известное говорящему. Функция риторического вопроса - привлечь внимание, усилить впечатление, повысить эмоциональный тон, создать приподнятость. Ответ в нем уже подсказан, и риторический вопрос только вовлекает читателя в рассуждение или переживание, делая его более активным, якобы заставляя самого сделать вывод.

Риторический вопрос встречается во всех стилях речи, но имеет в каждом из них несколько специфическую функцию. LVII сонет Шекспира о беспредельной преданности возлюбленной начинается с эмоционального вопроса, который в действительности является утверждением:

Being your slave, what should I do but tendthe hours and times of your desire?

В известной парламентской речи Дж. Байрона против билля о смертной казни для разрушителей машин ораторское использование риторических вопросов выражает едкий сарказм, негодование и вместе с тем соответствующую ситуации приподнятость.

В пьесе «Святая Иоанна» Б. Шоу дает остросатирическую характеристику английскому лжепатриотизму, когда каноник «с бычьей шеей» восклицает “How can what an Englishman believes be heresy? It is a contradiction in terms”. Эмфатическое утверждение в данном случае принадлежит не автору, а персонажу.

Диалогические отношения лежат в основе построения любой речи и предполагают реакцию адресата в форме вербального или невербального поведения. Даже в тех случаях, когда человек ведет немой внутренний разговор, у него есть собеседник. Этот собеседник - сам размышляющий человек, точнее, тот образ самого себя, который в данный момент наиболее уместен в данной речевой и деятельностной ситуации.

Заключенное в риторическом вопросе утверждение или отрицание выдвигает на первый план его оценочную функцию. Оценка, как известно, предназначена для воздействия на адресата, значит, риторический вопрос следует рассматривать как риторический прием эмоционально-психологического воздействия на собеседника.

Хотя риторический вопрос и не требует ответа, говорящий активно вовлекает адресата в речевую ситуацию, представляя его «соучастником утверждения» и добиваясь, что сообщаемая информация становится для слушающего «своей», как если бы тот сам пришел к аналогичным выводам путем собственных наблюдений и раздумий.

Источники:

Арнольд И.В. "Стилистика современного английского языка" М,Просвещение 1990

Гальперин И.Р. "Текст как объект лингвистического исследования"М.,НАУКА,1981

Степанова Е.Б. О значении риторического вопроса // Вест. МГУ, сер.9, Филология, 1986, №2

Гальперин, И.Р. Вопросы языкознания. - 1956.

Galperin I.R. English Stylistics. Moscow, 2014.

Просмотров работы: 114