Развитие творческого потенциала дошкольников является одной из основных задач дошкольного образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В документе указано на то, что программа дошкольного образования направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» [4 ].
Творческие способности представляют собой индивидуальные особенности человека, определяющие успешность выполнения им различного рода творческой деятельности. Структуру творческих способностей можно представить, как единство нескольких компонентов:
-активность;
- умение изобретать и открывать;
- инициативность;
- фантазия;
- креативность;
- свобода воображения;
- умение применять знания и умения в практической деятельности;
-творческое мышление.
Педагог дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) должен создать условия для развития творческих способностей, учитывая тот факт, что дошкольный возраст сензитивен к их развитию. Определим условия успешного развития творческих способностей:
- раннее физическое и умственное развитие ребенка;
- создание обстановки, стимулирующей разнообразную творческую деятельность;
- предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности;
- помощь и сопровождение взрослых в процессе творческой деятельности ребенка;
- комфортная обстановка для творческой деятельности;
- предоставление ребенку свободного времени для творческой деятельности.
Творческие способности успешно развиваются в процессе игровой деятельности, так как она имеет большой творческий потенциал. Игра представляет собой не только деятельность, в процессе которой ребенок приобретает новые знания, постигает человеческие отношения, учится устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, но и своеобразную форму проявления творческого потенциала каждого ребенка, в которой дошкольник творит, преобразует окружающую действительность в соответствии со своим замыслом [5].
Игра-драматизация представляет собой своеобразный самостоятельно существующий вид игровой деятельности, отличительной чертой которой является то, что она создается по готовому сюжету, который взят из книги, где план и последовательность действий героев произведения заранее определены [6]. В педагогической практике считается, что театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении является хорошей возможностью для раскрытия творческого потенциала ребенка, а также воспитания творческой направленности его личности. В процессе игры-драматизации ребёнок учится замечать в окружающем мире интересные идеи, стремится воплотить их в жизнь, а также создать свой художественный образ персонажа, развивать воображение, ассоциативное мышление. В процессе игры-драматизации ребёнок учится видеть необычные моменты в обыденном. Сложность данного вида игры заключается в том, что дошкольники должны самостоятельно представлять образы героев, их поведение, запомнить ход событий. Игра-драматизация является коллективной театрализованной деятельностью, которая ориентирована на целостное воздействие на личность ребенка его раскрепощение вовлечение в постановочное действие. В игре-драматизации творчество детей и их инициатива нацелены на лучшее выполнение взятой на себя роли.
В процессе игр -драматизаций у ребёнка:
- формируется желание к самостоятельному творчеству;
- развиваются все ведущие психологические процессы;
- активизируются все имеющиеся возможности;
- развиваются коммуникативные навыки [2].
Для игры-драматизации важно включение в игровую деятельность детских способностей и возможностей, поскольку в игре-драматизации ребёнок может выступать в роли режиссера, в роли актера и зрителя, оформителя и декоратора. Выделяют следующие направления театрально-игровой деятельности:
-творчество продуктивное, включающее в себя сочинение собственных сюжетов или творческую интерпретацию заданного сюжета;
-исполнительское творчество, подразумевающее речевые и двигательные действия;
- оформительское творчество, заключающееся в подготовке декораций, костюмов атрибутики и т.д.[3]
Процесс игры-драматизации может быть возможен:
- если ребёнок имеет опыт восприятия литературного произведения, его переживания и осмысления;
- если ребёнок имеет опыт взаимодействия с театральным искусством, то есть он знает, что такое театр, спектакль;
- если ребёнок воспринимает и переживает театрализованные действия, а также владеет специфическим языком театрального искусства.[1]
Итак, для осуществления процесса игр-драматизаций от дошкольников требуется определенный запас умений, навыков и знаний, в связи с чем, наиболее развернутый вид игра-драматизация приобретает в старшем дошкольном возрасте.
Наше экспериментальное исследование было посвящено разработке и апробации программы по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством игр- драматизаций. Исследование протекало по трем этапам: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе была осуществлена диагностика уровня развития творческих способностей у дошкольников. Итоги констатирующего исследования выявили, что у большинства детей экспериментальной группы (65 %) творческие способности находятся на низком уровне развития. На формирующем этапе исследования была разработана и будет апробирована программа по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством игр- драматизаций.
Таким образом, формирование творческих способностей не происходит спонтанно. Для этого педагог ДОУ должен создать определенные условия.
Список литературы:
Антипина Е. Играем в театр. //Дошкольное воспитание. -2011.-№2.
Антипина Е.А. Театральная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. – М.: Сфера,2006. – 128с.
Марийская, Т. В. Развитие творчества в играх-драматизациях / Т. В. Марийская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 813-815. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25220/ (дата обращения: 09.01.2021).
Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва. [Электронный ресурс] – URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/m2151.html[дата обращения 10.05.2014]
Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. - 1983. - №4. - С. 25-29.
Старовойтова Д.А. Драматизация как средство развития игровой деятельности и творческих способностей детей / Д.А. Старовойтова, 2012. – 5с