ИГРА –ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИГРА –ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Стрежнева Э.О. 1, Рзаева Е.И. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие творческого потенциала дошкольников является одной из основных задач дошкольного образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В документе указано на то, что программа дошкольного образования направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» [4 ].

Творческие способности представляют собой индивидуальные особенности человека, определяющие успешность выполнения им различного рода творческой деятельности. Структуру  творческих способностей можно представить, как единство нескольких компонентов:

-активность;

- умение изобретать и открывать;

- инициативность;

- фантазия;

- креативность;

- свобода воображения;

- умение применять знания и умения в практической деятельности;

-творческое мышление.

Педагог дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) должен создать условия для развития творческих способностей, учитывая тот факт, что дошкольный возраст сензитивен к их развитию. Определим условия успешного развития творческих способностей:

- раннее физическое и умственное развитие ребенка;

- создание обстановки, стимулирующей разнообразную творческую деятельность;

- предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности;

- помощь и сопровождение взрослых в процессе творческой деятельности ребенка;

- комфортная обстановка для творческой деятельности;

- предоставление ребенку свободного времени для творческой деятельности.

Творческие способности успешно развиваются в процессе игровой деятельности, так как она имеет большой творческий потенциал. Игра представляет собой не только деятельность, в процессе которой ребенок приобретает новые знания, постигает человеческие отношения, учится устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, но и своеобразную форму проявления творческого потенциала каждого ребенка, в которой дошкольник творит, преобразует окружающую действительность в соответствии со своим замыслом [5].

Игра-драматизация представляет собой своеобразный самостоятельно существующий вид игровой деятельности, отличительной чертой которой является то, что она создается по готовому сюжету, который взят из книги, где план и последовательность действий героев произведения заранее определены [6]. В педагогической практике считается, что театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении является хорошей возможностью для раскрытия творческого потенциала ребенка, а также воспитания творческой направленности его личности. В процессе игры-драматизации ребёнок учится замечать в окружающем мире интересные идеи, стремится воплотить их в жизнь, а также создать свой художественный образ персонажа, развивать воображение, ассоциативное мышление. В процессе игры-драматизации ребёнок учится видеть необычные моменты в обыденном. Сложность данного вида игры заключается в том, что дошкольники должны самостоятельно представлять образы героев, их поведение, запомнить ход событий. Игра-драматизация является коллективной театрализованной деятельностью, которая ориентирована на целостное воздействие на личность ребенка его раскрепощение вовлечение в постановочное действие. В игре-драматизации творчество детей и их инициатива нацелены на лучшее выполнение взятой на себя роли.

В процессе игр -драматизаций у ребёнка:

- формируется желание к самостоятельному творчеству;

- развиваются все ведущие психологические процессы;

- активизируются все имеющиеся возможности;

- развиваются коммуникативные навыки [2].

Для игры-драматизации важно включение в игровую деятельность детских способностей и возможностей, поскольку в игре-драматизации ребёнок может выступать в роли режиссера, в роли актера и зрителя, оформителя и декоратора. Выделяют следующие направления театрально-игровой деятельности:

-творчество продуктивное, включающее в себя сочинение собственных сюжетов или творческую интерпретацию заданного сюжета;

-исполнительское творчество, подразумевающее речевые и двигательные действия;

- оформительское творчество, заключающееся в подготовке декораций, костюмов атрибутики и т.д.[3]

Процесс игры-драматизации может быть возможен:

- если ребёнок имеет опыт восприятия литературного произведения, его переживания и осмысления;

- если ребёнок имеет опыт взаимодействия с театральным искусством, то есть он знает, что такое театр, спектакль;

- если ребёнок воспринимает и переживает театрализованные действия, а также владеет специфическим языком театрального искусства.[1]

Итак, для осуществления процесса игр-драматизаций от дошкольников требуется определенный запас умений, навыков и знаний, в связи с чем, наиболее развернутый вид игра-драматизация приобретает в старшем дошкольном возрасте.

Наше экспериментальное исследование было посвящено разработке и апробации программы по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством игр- драматизаций. Исследование протекало по трем этапам: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе была осуществлена диагностика уровня развития творческих способностей у дошкольников. Итоги констатирующего исследования выявили, что у большинства детей экспериментальной группы (65 %) творческие способности находятся на низком уровне развития. На формирующем этапе исследования была разработана и будет апробирована программа по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством игр- драматизаций.

Таким образом, формирование творческих способностей не происходит спонтанно. Для этого педагог ДОУ должен создать определенные условия.

Список литературы:

Антипина Е. Играем в театр. //Дошкольное воспитание. -2011.-№2.

Антипина Е.А. Театральная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. – М.: Сфера,2006. – 128с.

Марийская, Т. В. Развитие творчества в играх-драматизациях / Т. В. Марийская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 813-815. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25220/ (дата обращения: 09.01.2021).

Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва. [Электронный ресурс] – URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/m2151.html[дата обращения 10.05.2014]

Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. - 1983. - №4. - С. 25-29.

Старовойтова Д.А. Драматизация как средство развития игровой деятельности и творческих способностей детей / Д.А. Старовойтова, 2012. – 5с

Просмотров работы: 182