АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Калинцева М.А. 1, Белецкая Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Адаптивная физическая культура и спорт с каждым годом становятся все актуальнее в обществе. Среди лиц с ограниченными возможностями нарушения бывают самыми разными: опорно-двигательного аппарата, органов зрения, слуха. Люди с ограниченными возможностями здоровья хотят быть активными, заниматься спортом и вести активный здоровый образ жизни. Для них адаптируют социальную среду и доступность для занятий различными видами спорта и двигательной деятельности, в которых они могут соревноваться друг с другом. Так люди с ограниченными возможностями здоровья не чувствуют себя обделенными и могут самореализоваться. Для некоторых видов нарушений такой спорт и физическая культура являются наиболее действенными методами реабилитации. Именно поэтому так важно развивать адаптивную физическую культуру и спорт во всех регионах и территориально. Но при развитии адаптивной физической культуры и спорта можно столкнуться с проблемами, важно уметь их решать и видеть перспективы развития. Поэтому тема данной статьи является актуальной.

Цель – изучение проблем и перспектив развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в современном мире.

Задачи:

Проанализировать источники литературы по проблемам развития адаптивной физической культуры и спорта;

Выявить пути решения проблем развития адаптивной физической культуры и спорта;

Изучить перспективы развития адаптивной физической культуры и спорта.

Адаптивная физическая культура (АФК) – есть структурированный комплекс условий, имеющий спортивно-оздоровительный характер, целью которого является адаптировать человека к профессиональным навыка и самообслуживанию в социальной среде – при этом учитывая его физические недостатки. Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры. Ограниченная физическая способность человека жить полноценной жизнью чаще всего приводит к определенным психологическим барьерам (замкнутость, потеря смысла жизни, депрессия и так далее). АФК – является своего рода гарантом, который помогает преодолеть морально-психологические барьеры и социализироваться в обществе [1].

Адаптивная физическая культура стала весьма популярной, так как показала свою эффективность в улучшении общего физического состояния здоровья людей с ограниченными возможностями. Позже появился и сам адаптивный спорт, который стал видом АФК. Такое направление в спорте дает возможность людям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя полноценными, дает им шанс самореализоваться, ощутить на себе спортивную конкуренцию с другими такими же людьми. Как и в любом другом спорте, они могут отслеживать свои спортивные достижения, рост своих физических показателей и положительную динамику в состоянии здоровья. Такая возможность дает им шанс чувствовать себя частью полноценного общества, вносить свой вклад в его общее развитие [1].

Обратимся к данным официальной статистики: согласно Всемирной организации здравоохранения 10% населения земли – это люди с ограниченными возможностями здоровья, что составляет примерно 650 млн. человек. В России официальные статистические данные показывают нам цифру в 14,5 млн. человек. Несмотря на тот факт, что система здравоохранения набирает темпы роста развития в системе медицинского обеспечения в решении многих проблем, то количество людей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше и имеет постоянную тенденцию к увеличению роста . Анализ источников показывает, что категория людей имеющие инвалидность в большей степени преобладает среди детей и подростков. А – 85 % - от общего числа новорожденных приходится на детей, которые имеют какие-либо отклонения в физическом и психологическом развитии [2].

Такие данные постоянно обновляются, так как они дают нам возможность понять, какую поддержку можно оказать в развитии адаптивной физической культуры и спорта. Вопрос действительно актуален, потому что затрагивает, как физическую неполноценность людей, так и психологическую сторону их жизни. Для такой категории людей физическая активность – является жизненно необходимым фактором. Эта активность прежде всего улучшает процесс реабилитации, повышает эмоциональный и психологический фон, укрепляет здоровье в целом. Люди с различными нарушениями нуждаются в медицинской помощи и поддержке, которая позволяет им стабилизировать психологический настрой и эмоции. Перед специалистами по адаптивной физической культуре стоит задача создать комфортную и доброжелательную атмосферу, которая будет способствовать получению удовлетворения от занятий физической культурой и спортом [3].

Различные направления в системе адаптивной физической культуре и спорта имеет постоянную тенденцию к развитию. В качестве примера, можно привести Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который был принят в 2007 году. В данном нормативно-правовом акте прописаны нормы, которые направлены на создание в нашей стране специализированных адаптированных учреждений для детей и взрослых. В 2008 году появился еще один закон - «О параолимпийском спорте», который более четко утвердил статус спортсменов-паралимпийцев, а также закрепил данную деятельность на законном уровне. Обращаясь к региональному уровню можно увидеть то, что на основании вышеперечисленных законов были разработаны местные нормативные документы. Внедряются и применяются разного рода программы для адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, ведется активная пропаганда адаптивного спорта. Положительным моментом после вступления в законную силу данных нормативных актов стало то, что количество людей, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, стремительно увеличилось [3].

На данный период времени адаптивная физическая культура развивается во многих направлениях, а именно: происходит модернизация материально-технической базы и развитие кадрового потенциала; все больше и больше российские спортсмены из числа людей с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в международных соревнованиях и занимают там призовые места; идет глубокая проработка методических и теоретических сторон адаптивной физической культуры [4].

Однако, на фоне положительных моментов имеются и проблемы, которые связанны с развитием адаптивной физической культуры и адаптивного спорта [3].

Во-первых, кадровый «голод». Несмотря на то, что государство и общественные объединения пытаются поддержать данное направление, внедрить новые программы, увеличить число курсов, которые повышают квалификацию в этой сфере – специалистов все равно не хватает. Вызвано это тем, что АФК относительно новое направление, которое появилось совсем недавно и только набирает популярность. Важен также тот факт, что слабо развита методологическая и научная база в этом направлении. Для того чтобы быть специалистом в области АФК необходимо совершенствовать свои знания в этой сфере деятельности, а также повышать уровень с помощью курсов повышения квалификации. Знания, умения и практические навыки тренера и педагога не должны ограничиваться только лишь познаниями общих направлений по физической культуре. Также важны специальные знания в области медицины и психологии. Данная проблема является ключевой на региональном уровне.

Во-вторых, на низком уровне находится материально-техническая база. Идет тенденция к развитию, но изменения происходят медленно. Специализированных учреждений и организаций очень мало. В основном они расположены в крупных городах. Также наблюдается нехватка специального оборудования.

В-третьих, система здравоохранения находится на низком уровне, а именно, нехватка медицинского персонала, который имеет квалификацию в области работы со спортсменами из числа людей с ограниченными возможностями здоровья на предмет определения их к спортивному классу. Медицинский работник-специалист большая редкость. Не каждый центр спортивной подготовки может позволить себе такого работника, тем более региональные школы адаптивного спорта.

В-четвертых, финансовые резервы и финансовая поддержка. Процесс восстановления спортсменов такого класса (люди с ограниченными возможностями здоровья) требует качественных фармакологических лекарств, которые должно спонсировать и предоставлять бесплатно государство. Данные финансовые мероприятия не всегда выполняются, так как требует больших ресурсов со стороны федерального бюджета.

В-пятых, отсутствует финансово-поощрительный аппарат. Как и в обычном спорте, так и в адаптивном спорте должна присутствовать система поощрений и премий, которые служили бы мотивацией для дальнейшего занятия спортом, как таковая данная система не предусмотрена.

В-шестых, малое количество доктринальных изучений и трудов. Такой вид спорта требует не только практических действий, но и работы со стороны исследователей, которые бы изучали вопросы теоретически и писали об этом в специализированной литературе. Безусловно такие научные материалы публикуются, однако они не так глубоко прорабатывают специфику диагнозов людей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушений очень много и их необходимо изучать, анализировать и прорабатывать каждый по отдельности.

Но все же присутствуют и перспективы дальнейшего развития АФК не только в России, но и на Международной арене спорта. Так, например, можно выделить следующие перспективы:

Во-первых, на международном уровне видно, что постепенно начинают включать в программу Параолимпийских игр виды спорта, которые раньше там отсутствовали. Одно из новшеств – это включение в программу такого вида спорта, как биатлон. Как ни странно, данный вид спорта очень популярен среди незрячих и слабовидящих людей. Спортсменам не обязательно видеть мишень, так как они стреляют из светодиодных винтовок, которые оснащены звуковыми датчиками. Это говорит нам о том, что в АФК стали внедрять современные технологии, которые позволяют спортсменам из числа людей с ограниченными возможностями здоровья принимать участие во многих видах спорта. А также способствовать специалистам разработчикам в области науки, биомеханики, физики, для внедрения технических разработок [2].

Во-вторых, в России на сегодняшний день открыто около 1200 физкультурных клубов для людей с ограниченными возможностями, а количество, принимающих участие в адаптивном спорте, достигает 95,8 тысяч человек. Во многих субъектах России существуют различные клубы и танцевальные коллективы среди инвалидов-колясочников, а также много общественных организаций под руководством Федерация спортивных танцев на колясках, которые успешно организуют фестивали, дни здоровья, праздники, и конечно сам соревновательный процесс [4].

В-третьих, укрепление международных связей. Так в 2020 году в Токио должны были проходить Параолимпийские игры. Так коммерческая организация заключила с несколькими параолимпийскими клубами договор, которые предусматривает удвоенный выигрыш в случаи победы кого-либо из этого клуба на Параолимпийских играх. То есть предоставляет финансовую поддержку [2].

В-четвертых, идет развитие и воссоздание отечественных школ по подготовке квалифицирующих специалистов в сфере прививания физической культуры детям (подросткам) и взрослым людям с ограниченными возможностями здоровья [5].

В-пятых, пропаганда Параолимпийских игр, и также упоминание в средствах массовой информации почетных спортсменов, которые своим примером показывают, что даже при физической неполноценности можно добиться больших успехов в спорте [5].

Адаптивная физическая рекреация для таких людей имеет не маловажное значение. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику умственного и физического утомления, развлечение и отдыха, интересное проведение досуга и общения и на морально-психологическое оздоровление организма в целом , а также улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием. Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Таким образом, были рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.

Подводя итоги, можно сказать о том, что адаптивная физическая культура и спорт активно развиваются. Есть проблемы и трудности, которые замедляют развитие АФК, но в то же время они и намечают дальнейшие перспективы развития.

Список литературы:

Лифинская, А.А. Сущность адаптивной физической культуры [Текст] / А.А. Лифинская // Поколение будущего: взгляд молодых ученых. – 2019. – С. 215 – 219.

Халажева, С.Р. Современное состояние развития адаптивного спорта в России и за рубежом [Текст] / С.Р. Халажева // Проблемы управления проектами и государственными программами: анализ, контроль, надзор. – М.: КноРус, 2019. – С. 232 – 243.

Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура в России: становление, развитие, перспективы [Текст] / С.П. Евсеев // Ученые записки. - 2006. - Вып. 19. - С. 15–21.

Устинов, И. Ю. Адаптивная физкультура как социальный процесс / И. Ю. Устинов, А. А. Караванов, О. М. Холодов // Олимпизм: истоки, традиции и современность: Всероссийская научно-практическая конференция. — Воронеж: ВГИФК, 2016. — С. 462—469.

Радченко, Д.Г. Перспективы развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта [Текст] / Д.Г. Радченко // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития. – Красноярск: СГУиТ, 2017. – С. 377 – 381.

Просмотров работы: 3668