Современный музей - это не только научно-просветительное учреждение, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко-культурных ценностей. Сегодня музей - это сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально значимых задач, среди которых все более заметные позиции занимает организация культурно-досуговой деятельности, интеграция познавательной, развлекательной и художественной творческой функции.
Есть две философии по отношению к музею как организатора социально-культурной деятельности.
Одна из них, что музей - это такая организация, которая требует огромных финансовых вложений. Но одновременно музеи и их коллекции являются колоссальным ресурсом для развития регионов.
Вторая философия, что музей - это не просто бюджетная «черная» дыра, в которую надо только вкладывать и вкладывать - музеи еще и отдают - вносят свой вклад в развитие социально-культурной деятельности, и часто музейные проекты, как это ни странно, становятся двигателем такого развития. Этот взгляд на музей становится все более распространенным, все более популярным и есть все больше примеров, когда музей выходит к людям, а не просто является мертвым хранилищем каких-то исторических реликвий [3, с.12].
Понятие «культурно-образовательная» деятельность музея появилось в отечественном музееведении в начале 1990-х годов. Его активное использование и распространение были связаны с формированием новых методов и способов работы с посетителями различных категорий, а также изменением отношения общества к музею, культурно – историческому наследию, когда происходит переосмысление концептуальных моделей развития музея, распространение коммуникационного подхода. Отметим, что до этого употреблялись такие понятия, как «научно-просветительская», «идейно-воспитательная работа», которые отражали сущность и характер взаимодействия музея с обществом [1, с.45].
На рубеже 1950 - 60-х гг. к советским музеям стал постепенно возвращаться статус научно - исследовательских учреждений, который был потерян в 30-е годы. Эти процессы привнесли серьезные изменения в музейную терминологию: появился новый термин «научно-просветительская работа», содержательная сторона которого состояла в том, что музей, осуществляя образовательную функцию, распространяет знания, основу которых определял музейный предмет.
Период перехода нашей страны к рыночной системе хозяйствования ознаменовал кардинальные изменения не только в социально-экономической, политической, но и культурной сферах жизнедеятельности общества. Отказ от прежней идейно-информированной политики меняет характер и принципы взаимодействия музейного социума с посетителями. Более того, активное распространение культурно-коммуникативного подхода в музейной деятельности способствует тому, что посетитель рассматривается как равноправный собеседник и участник диалога, происходящего в стенах музея.
На разных этапах своего развития культурно-образовательная деятельность видоизменялась, наполнялась новыми смысловыми аспектами в соответствии с изменениями, происходящими в социокультурном пространстве общества. В настоящее время к основным традиционным формам культурно-образовательной деятельности музея, как правило, относят: экскурсии, лекции (в том числе тематические циклы лекции, лектории выходного дня, выездные лекции), кружки, клубы, консультации. Общемировые тенденции развития музея свидетельствуют о его превращении в культурно-образовательный, досуговый и развлекательный центр одновременно, который отражая культурные ориентиры современного общества, стремится к информационной открытости, демократизации своей деятельности, активному взаимодействию со всеми участниками музейно-культурной коммуникации.
Основная задача современного музея как социокультурного института заключается в создании условий для развития социальной активности, раскрытия духовного потенциала личности, самореализации в сфере досуга и образования [3, с.21].
Переосмысление содержания деятельности музея привело к приоритетному развитию коммуникативных и рекреационных функций современного музея.
С этой целью музей использует креативные и нестандартные методы работы с публикой, информационные и мультимедийные технологии, элементы развлекательности и интерактивности. Для удовлетворения рекреационной потребности современного потребителя культурных услуг в музее используются такие формы культурно-образовательной деятельности, как концерты, балы, музейные праздники или театрализованные представления, спектакли с участием не только актеров-профессионалов, но и самих посетителей.
В музейно-педагогической практике активное применение находят ролевые игры, которые считаются одной из наиболее эффективных и перспективных форм культурно-образовательной деятельности, направленных на развитие исторического сознания.
Список использованных источников
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации [Текст] / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2016 – 236 с.
2. Королёва, Т.А. Методические рекомендации по составлению и написанию сценария культурно-досуговых программ, культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений [Текст] / Т.А. Королева, Т.С. Дерябина. – Самара: СОУКИ, 2019. – 44 с.
3. Сафонов, А.А. Музееведение. Учебник и практикум для СПО [Текст] / А.А. Сафонов, М.А. Сафонова М.: ЮРАЙТ. - 2019. - 301 с.