ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА

Чуряк Т.Ю. 1, Калашникова В.А. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальное взаимодействие предполагает межличностные контакты и общение в целом, при котором двое или же более людей выполняют различные совместные воздействия. Эти контакты не в обязательном порядке должны быть непринужденными. На сегодняшний день вполне возможно взаимодействие между людьми имея современные средства связи, даже находясь на больших расстояниях.

Выделяя следующие характерные черты социального взаимодействия, Э. Холландер выделял, взаимозависимость поведения участников взаимодействия, где поведение одного участника выступает как стимул для поведения другого, и наоборот. Следующей специфической чертой можно обозначить взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга. В совокупности эти две черты определяли третью, которая подразумевается каждым участником взаимодействия - это оценка ценности, приписываемой действиям и мотивам других людей, а также удовлетворенности, которую другие могут обеспечить [1].

Взаимодействия складываются из отдельных действий или поступков людей. Польские ученые рассматривают каждое социальное действие как систему, выделяющую определенные составные элементы: а) действующее лицо; б) предмет действия или лицо, на которое воздействуют; в) средства или орудия действия; г) метод действия или способ использования средств действия; д) реакция лица, на которое действуют, или результат действия

[4].

Важным условием успешности реализации социального взаимодействия является наличие у субъектов данного взаимодействия определенных навыков. Навыками являются те действия, которые формируются путем повторения, тем самым оно дает высокую степень освоения и отсутствие поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Наиболее ранним в онтогенезе способом социального взаимодействия является механизм рефлекторной регуляции. Его первичные проявления обнаруживаются уже в младенческом возрасте в виде социально направленной улыбки и в дальнейшем часто проявляются бесконтрольно, на уровне феномена «стимул - реакция» [4].

Многими учеными встает вопрос о том, что из себя представляет сама сущность и функциональность общественного воздействия между детьми и взрослым. Они отмечают, что в определенный промежуток времени становления малыша на его реакцию в социуме влияют некоторое количество психологических функций. Основными компонентами развития общественного реагирования ребенка становятся визуальный контакт, социально значимая улыбка, жестовое выражение желаний, потребность в телесном контакте, разделенное внимание, имитирование, протестное или заинтересованное поведение, которое в ряде случаев сопровождается взглядом и жестами. Кроме этого, на общественное поведение может сказывается понятие о запретном и возможность предугадывать последствия своих действий.

Среди наиболее ранних социальных навыков можно выделить навык «совместно-разделенного внимания», которое предполагает наличие совместной деятельности взрослого и ребенка, во время которой внимание ее участников направлено и на объект деятельности, и на партнера по взаимодействию. Помимо самого объекта и действий с ним, ребенку интересна реакция партнера на происходящее. Таким образом, владение этим навыком подразумевает и способность переключать внимание с предмета деятельности на партнера.

Этот навык становится базой для развития обратной связи. По мнению Дж.А. Келли, обратная связь представляет собой позитивную или негативную информацию, которая поступает в качестве реакции на поведение индивида [1].

В работах С. Гринспена и его помощников прослеживается связь в формировании самых первоначальных форм общественного воздействия, которые связывают развитие первых форм социального взаимодействия с аффективным развитием малыша и формированием привязанности. Под привязанностью понимают отношения, который можно описать сильной взаимозависимостью, насыщенными взаимными эмоциями и жизненно актуальными чувственными контактами. Неимоверное достижение в исследовании парадокса привязанности сложила М. Эйнсворт, по воззрению которой, привязанность носит реципрокный характер, сопровождающийся взаимностью.

Еще одним важным навыком социального взаимодействия в раннем детстве, по мнению Дж.А. Келли, является имитация, которая основывается на способности наблюдать за поведением других людей [3]. У новорожденных малышей имеется способность имитировать мимические экспрессии, которые они видят. Данный факт приводит авторов к тому, что у ребенка формируется не связанная с определенной модальностью схема тела, которая позволяет сопоставлять зрительную и проприорецептивную (чувственную) информации. По сути, можно сказать, что имитация является как бы источником «эмоционального заражения», т.е. малыш примиряет на себе такое же выражение лица, как и у взрослого, а также начинает чувствовать аналогичные эмоции.

Большую роль в развитии социального взаимодействия играет ориентировка в схеме собственного тела (пространственная ориентировка). В конце первого года жизни у ребенка появляются первые целенаправленные поведенческие акты, развивается способность двигаться самостоятельно, телесные контакты становятся более целенаправленными. Важную роль в развитии целенаправленных движений играет сенсорная интеграция - процесс обработки сенсорной информации различных сенсорных систем (протопатической, вестибулярной, проприоцептивной, зрительной и слуховой). Развитие ориентировки в схеме собственного тела и знакомство с телом другого человека приводит к тому, что ребенок лучше дифференцирует и лучше знает себя и других. В результате сложного взаимодействия дети учатся определять границы друг друга, а постоянное движение от себя к другому и обратно постепенно формирует пространственные представления в триаде «тело-объект-пространство», что значительно расширяет навыки социального взаимодействия.

Еще издревле философы полагали, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения собственных многочисленных и всевозможных нужд человеку необходимо вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными обществами, которые считаются носителями конкретных познаний и ценностей, которые вынуждены участвовать в совместной деятельности, реализуя всевозможные общественные дела (производства, потребления, распределения, обмена и другие). На протяжении всего жизненного пути человек находится в тесной взаимосвязи с другими людьми, непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом общественных воздействий.

Человек определенно является социальным существом. Его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Общение, в свою очередь, интерпретируется как процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение для каждого человека становится решающим условием становления как личности. Ограничив маленького ребенка общением, начинают задерживаться в развитии психические процессы, что оставит свой отпечаток на дальнейшем развитии малыша как социального существа. Если ограничения будут очень большими, то могут произойти необратимые изменения, которые будут сопровождать его всю жизнь. Об этом свидетельствуют случаи, когда дети были воспитаны дикими зверями. Попав впоследствии к людям, такие дети биологически были развиты вполне нормально, но навыки социализации совершенно отсутствовали. Основываясь на результаты многочисленных исследований и мнения экспертов в данной области знаний, можно сделать вывод, что ограничение таких контактов ведет к пониженному уровню развития познавательных способностей.

Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают друг друга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает в себя множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в социальнопсихологической науке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как «процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других». Большая часть нашего поведения является следствием текущих социальных взаимодействий или произошедших ранее.

Согласно многим современным источникам под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. Эта значит, что в процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От того, в каких отношениях ребенок будет с окружающим миром, зависит то, какие именно личностные качества сформируются у него. Отношения детей с взрослыми могут быть достаточно разнообразными, к примеру, приязненными и доверчивыми, заинтересованными или равнодушными, спокойными и неспокойными.

В процессе овладения общением можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребёнка.

На первом этапе таким центром является предмет. Ребёнок тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-

выразительными движениями, тем самым он взаимодействует с предметом. В таких ситуациях когда он не получает интересующий предмет, у малыша может возникнуть совсем непредсказуемая реакция, сопровождающаяся гневом, плачем и криком [3].

Когда ребенок научился манипулировать предметом, центр внимания постепенно направляется на взрослого. Обращаясь к нему, малыш пытается использовать различные вербальные и невербальные средства общения. Вместо того, чтобы достать предмет, начинает либо указывать на него жестом, или же начинают проявляться самые элементарные лепетное говорение (дай). Такие попытки направлены на активизацию взрослого и выведение его из состояния неучастия в жизни ребенка. В том случае, если взрослый, ожидая необходимого слова, не оставляет попытку научить этому, ребенок в конце концов выдает желаемое.

На третьем этапе центром ситуации становилось именно слово. Ребёнок активно смотрит на взрослого, присматривается к движению губ, его артикуляции, пристально рассматривает говорящего. Ребенок не только слышит нужное слово, но и видит его по артикуляции губ. Вследствие чего начинает сам активно повторять нужные движения и произносить слова. Поэтому разговаривая с маленькими детьми необходимо утрированно артикулировать всеми органами говорения, чтобы каждый звук отчетливо различался [2].

Во многих исследованиях для детей раннего возраста были выделены основные формы общения, которые мы рассмотрим ниже.

Первая форма - ситуативно-личностное общение. Она характеризуется тем, что общение зависит от индивидуальностей сиюминутного взаимодействия малыша и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются необходимости ребенка.

Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Данная форма характеризуется тем, что ребенка притягивает личность взрослого, а все остальные игрушки и предметы остаются на втором плане.

Таким образом, социальное взаимодействие и общение является взаимосвязанными и связующими социальными единицами. Одно без другого вполне не может существовать. Общение, в свою очередь, интерпретируется как процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Список литературы:

Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.-5-е изд., испр. и доп. М., 2003. 364 с.

Коноваленко С.В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2011. 79с.

Рыкова Е.А. Закономерности развития коммуникативных

навыков у детей раннего возраста // Педагогические науки. 2010. №2. С. 48-52.

Шинкаренко Е.А. Социальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011. 103 с.

Сергеева А.И. Нетрадиционный подход к развитию коммуникативных умений // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2012. №3. С. 82 – 86.

Просмотров работы: 90