ВОСПИТАНИЕ ДРУЖЕЛЮБИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВОСПИТАНИЕ ДРУЖЕЛЮБИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гольева Е.И. 1, Черепкова Н.В. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Приходя в школу, ребенок уже имеет многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.

Во все века люди ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России, о еѐ подрастающем поколении. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Значимость воспитания дружелюбия детей младшего школьного возраста особенно обозначилась в современный период, в связи с: нарастанием детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

Методические основы теории нравственного воспитания школьников освещены в трудах Н.И. Болдырева, В.Е. Гурмана, Н.К. Гончарова, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, В.А.Сухомлинского, И.Ф. Харламова, В.Т. Чепикова, С.Т. Шацкого и др.

Теоретические и методические аспекты формирования нравственности содержат работы: М.Д. Виноградовой, Б.Э. Вульфова, А.Ю. Гордина, А.В. Зосимского, Д.В. Колесова, В.М. Коротова, В.О. Кутьева, В.С. Леднева, А.А. Люблинской, А.В. Мудрика, М.М. Поташника, В.А. Сластенина и других педагогов психологов.

Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания, применительно к младшим школьникам, рассматриваются в исследованиях: Ш.А.Амонашвили, А.Р. Батыршиной, Л.Д. Бобылевой, О.С Богдановой, Г.И. Веденеевой, А.Е. Дмитриева, В.В. Зайцева, А.В. Киричука, Н.А. Кудровой, В.А. Ситарова, Н.М. Трофимовой, Л.Г. Шемчук. Они рассматривают роль и значение, цели и содержание нравственного воспитания школьников, выделяют и характеризуют его источники и факторы.

В ходе исследования, детально изучая различные подходы к осуществлению нравственного воспитания во внеклассной работе, тем не менее, выяснилось, что ученые не дают целостной картины для воспитания дружелюбия младшего школьника. Поэтому представляется актуальной разработка системы воспитания дружелюбия во внеклассной работе.

Актуальность данного исследования определяется тем, что в младшем школьном возрасте значительно увеличиваются требования к соблюдению правил поведения в обществе, норм общественной морали, норм человеческих взаимоотношений. В связи с тем, что на протяжении младшего школьного возраста происходит изменение социальной ситуации развития ребенка и усложняются требования к его личности, становится актуальным изучение педагогических условий нравственного воспитания с помощью метода этической беседы, форм ее организации и проведения.

Проблема исследования содержит в себе имеющееся противоречие - между объективно существующей потребностью общества в воспитании нравственной личности и недостаточным уровнем присвоения нравственных ценностей, в процессе организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста. А также решение задач нравственного воспитания, в частности воспитания дружелюбия, путем внеклассной работы исследовано на наш взгляд не в полной мере. Поэтому, целью нашего исследования является выявление эффективности внеклассной работы в процессе нравственного воспитания младших школьников.

В основу методики по формированию дружелюбия у младших школьников была положена идея, согласно которой процесс нравственного воспитания будет более эффективно проходить при следующем условии: поэтапном выявлении и формировании у младших школьников знаний о таком нравственном качестве, как дружелюбие. В основу было положено проведение этических занятий.

На первом этапе для выявления уровня сформированности дружелюбия, психологического климата в классе и сплоченности коллектива использовались методы: диагностики и наблюдение за детьми.

На основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие критерии для изучения качества межличностных отношений: проявление дружелюбия; распределение социальных ролей в классе; уровень психологического климата в классе; групповая сплоченность ребят; значимые нравственные качества детей.

Социально-психологический тест, разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

В нашем случае KB = (127: 213) х 100% = 59,6%. Данный показатель свидетельствует о среднем количестве взаимных выборов. В обоих классах частичная сплоченность, так как члены исследуемого коллектива принадлежат разным микрогруппировкам, выбирают друг друга.

Для диагностики данных критериев были подобраны следующие методики: социометрия (Дж. Морено), тестирование (Ю.Л. Ханиным), анкетирование.

Для того, чтобы изучить психологический климат группы школьников, производится биполярная шкала взаимоотношений. Шкала предложена Ф. Фидлером, адаптирована Ю.Л. Ханиным. При обработке данных мы выявили, что среднегрупповой коэффициент климата 3 «А» класса (контрольного) составляет 20 баллов, а 3 «Б» класса 58 (экспериментального) составляет 25 баллов, что является неблагоприятным психологическим климатом класса.

Чтобы выявить значимость нравственных качеств для школьников, мы провели анкетирование и в контрольном, и в экспериментальном классах. После анализа анкетирования, мы пришли к выводу, что наиболее значимыми нравственными качествами и в контрольном, и в экспериментальном классе являются: активность, чувство юмора, общительность, инициативность.

На формирующем этапе нами был проведен курс мероприятий, направленных на воспитание дружелюбия. В процессе проведения занятий необходимо было учитывать возрастные особенности учащихся, добиваться того, чтобы дети сформировали положительное отношение к такому качеству, как дружелюбие.

Анализ анкет на контрольном этапе показал, что в экспериментальном классе самым важным нравственным качеством дети назвали: дружелюбие, любовь к Родине, самостоятельность, инициативность. А в контрольном классе результаты, следующие: активность, общительность, инициативность, чувство юмора.

Анализ социометрии на контрольном этапе показал, что внутригрупповая сплоченность класса стала выше. А в контрольном классе результаты практически не изменились.

Проведенные мероприятия (КТД, этические беседы, этические занятия, литературная гостиная, и т.д.) показали эффективность и результативность работы, а именно:

- дети стали доброжелательнее;

- активно включаются в деятельность класса и школы;

- у детей появился интерес к художественным произведениям, фильмам, посвященным нравственной тематике;

- изменился микроклимат в классе, сплоченность группы.

В результате исследования мы пришли к заключению о том, что одним из средств эффективного воспитания дружелюбия у младших школьников является внеклассная работа, в процессе которой усваиваются нравственные понятия и формируется мотивационный и практический компоненты нравственности.

Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза о том, что воспитание дружелюбия у младших школьников будет эффективно, если применять различные формы во внеклассной работе подтвердилась, при следующих условиях:

1. Систематичности;

2. Учета возрастных особенностей детей;

3. Применения разнообразных форм и методов организации занятий с детьми младшего школьного возраста.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что воспитание дружелюбия у младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. В связи с этим мы разработали курс внеклассных мероприятий для младших школьников. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Просмотров работы: 88