ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Шишкова С.С. 1, Черепкова Н.В. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Методологические основы нравственного воспитания детей в старшем дошкольном возрасте определены соответствующей системой методологических подходов. По мнению С.В. Бобрышова понятие методологического подхода имеет широкое употребление в методологической литературе и трактуется в качестве фиксации некоторой направленности теоретического и экспериментального исследования педагогической проблемы, это определенная исследовательская установка по отношению к объекту исследования. При этом как полагает С.В. Бобрышов методологический подход не просто задает модель авторского поведения, понимания и интерпретации педагогической явлений, но и выступает научно обоснованным аксиоматическим каноном целостного анализа и представления педагогического процесса [6]. Что важно, по мнению исследователя «ни один отдельно взятый подход не исчерпывает методологической характеристики исследования, в связи с чем в каждом конкретном исследовании обычно реализуется их некоторая совокупность».

Поэтому рассмотрим систему методологических подходов к анализу проблемы нашего исследования.

Основополагающим методологическим походом нашего исследования является аксиологический подход.

Ориентация на аксиологический подход к изучению проблем нравственного воспитания личности детей в старшем дошкольном возрасте, требует рассмотрения сущностных характеристик категории «ценность» и этического смыслового поля, которое обусловливается данным понятием.

Одним из первых исследователей, приступившим к изучению ценностей жизни и культуры был В.П. Тугаринов, разработавший систему понятий, в которых отражается основная группа общественных явлений и видов деятельности, выступающих в качестве ценностей [4].

В дальнейшем аксиологический подход развивался в работах С.Ф. Анисимова, М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, А.А. Ивина, М.С. Кагана, А.М. Коршунова, Л.Н. Столовича и др. В них рассматриваются гносеологические и социологические аспекты аксиологии, раскрывается природа моральных и эстетических ценностей.

Первое, что необходимо отметить это то, что вне человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый тип значимости предметов и явлений для человека и общества: «термин «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение для человека и общества определенных явлений действительности, которые и выступают в качестве ценностей» [5].

Значимость предметов, явлений, событий возникает в процессе их оценки личностью или социальной группой в контексте соответствия или несоответствия индивидуальным или групповым потребностям. Поэтому, «источник ценностей заключается в их способности удовлетворять потребности человека, представленные в культурно развитой и культурно выраженной форме» [3]. Именно в своем культурном значении, ценности выступают в качестве необходимого условия общественного прогресса и развития личности, а в контексте этическом, ценности проявляются в качестве норм, целей, идеалов, выступающих основой человеческих побуждений в поведении и деятельности [7].

Существует два ряда значений: «объективные значения» и «личностные смыслы». Первое понятие характеризует объективный элемент в ценности (определенные свойства предмета или явления), смысл же отражает активное отношение человека к этому объективному элементу, которое (это отношение) творит и создает личность. Ценность и смысл возникают из взаимодействия объективного мира с потребностями человека. В психологическом понимании личностный смысл представляет собой направленную мысль, мысль – участие, мысль – приобщение, которая всегда эмоционально окрашена [3]. Именно личностные смыслы в своем положительном или отрицательном ценностном значении становятся регуляторами поведения человека.

Ценности имеют предметный и субъектный характер.Предметными ценностями могут быть природные и социально-культурные явления, актуальные или потенциальные предметы человеческой деятельности, оцениваемые по таким критериям, как «добро – зло», «красивое – безобразное», «справедливое – несправедливое» и т.д. Субъектными ценностями являются те критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок. Они закрепляются и функционируют в общественном и индивидуальном сознании как идеи, идеалы, принципы, цели деятельности и служат ее предельными ориентирами. Необходимо отметить, что именно субъектные ценности так или иначе связаны с морально-нравственной стороной личности человека.Поэтому, «конструктивная роль личностных (субъектных) ценностей выступает в моральных решениях. В них субъект реализуется на уровне целостного «Я», в своих мотивах, целях, смыслах поведения» [5].

По мнению В.П. Тугаринова, ценности – это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала. При этом идеал, «в специфическом этическом смысле предполагает некоторый универсальный стандарт.

Это, во-первых, наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление о благом и должном.

Во-вторых, под идеалом понимают образ совершенства в отношениях между людьми или - в форме общественного идеала - такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство.

В-третьих, идеал характеризуется как безусловный высший образец нравственной личности».

Первое значение идеала, является основополагающим и предполагающим наличие определенной системы абсолютных ценностей – ориентиров, регулирующих отношения между людьми. И в этом плане ценности можно рассматривать в качестве ключевых нравственно ориентированных понятий, воплощающих в себе совокупность нравственных категорий, выступающих в качестве эталонов должного [2].

Е.Н. Шиянов отмечает, что современная ситуация вызвала к жизни такую ценностную ориентацию и нравственный идеал, как «человек – высшая ценность». Она, по мнению исследователя, принимается в качестве аксиомы, т.к. человечество выстрадало идею высшей ценности человека. Данная ценностная ориентация, отмечает Е.Н. Шиянов, обусловливает гуманистическое содержание мотивов поведения, задает нормативную определенность социально-нравственным ценностям, которые в совокупности выражают и представляют понятие гуманизм» [4].

Развитое гуманистически ориентированное нравственное поведение личности предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание – активный процесс отражения личностью своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, их осмыслением, оценкой, в нравственным мышлении. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений [7].

Следующий методологический подход к нравственному воспитанию старших дошкольников, который является логическим продолжением аксиологического – это культурологический подход.

Понятие культуры достаточно хорошо изучено в отечественной науке. Культура представляет собой исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, обусловливающий типы и формы организации социальной жизни и деятельности, взаимоотношения между людьми, а также создаваемые ими материальные и духовные ценности. При этом культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (сооружения, нормы морали и т.д.), а также реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы человеческого общения [3].

Понятие «культура» в самом широком смысле выражает качественную характеристику того, насколько человек сумел возвыситься над своей биологической природой, развив свою вторую – социальную природу. Поэтому культурой является лишь то из произведенного человеком, что направлено на саморазвитие и самосовершенствование самого человека, нравственной, духовной сферы его личности.

В данном контексте культура имеет выраженное аксиологическое значение, а ее ценностные характеристики являются следующими:

культуру можно представить в качестве совокупности ценностей, норм, идеалов, носителем которых является личность или социальная общность;

ценностно-ориентационный, духовный уровень культуры определяет жизненные ценности и идеалы (как личностные, так и общественные), социально-ценностные ориентации и стандарты поведения, индивидуальное самоопределение личности (ее понимание смысла жизни, представление о чести и достоинстве и т.д.);

ценностно-ориентационный уровень культуры обеспечивает консолидацию человеческих сообществ, социальный контроль (как внешними запретами, осуществляемыми социальными институтами, так и внутренними «контролерами», функцию которых выполняет нравственное переживание ответственности и долга, совести и вины);

на ценностно-ориентационном уровне культура содержит «иммунную» матрицу, которая позволяет субъекту идентифицировать себя с определенной системой ценностей и идеалов, и одновременно распознать образ и элементы «других» культур. Данный пласт культуры составляет ее вершину, духовно-нравственную вертикаль».

Аксиологический аспект культуры как целостного социального явления актуализирует ее важнейшую составляющую – гуманитарную культуру. Гуманитарная культура характеризует, во-первых, внутреннее богатство личности, уровень развития ее духовных потребностей и способностей, а во-вторых, уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности [1].

Следующий подход, который определяет методологическую основу нашего исследования – субъектно-личностный подход.

Центральными научными понятиями, определяющими смысловое значение субъектно-личностного подхода к изучению проблем нравственного воспитания старших дошкольников, являются понятия «личность», «развитие личности», «субъект деятельности».

«Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме». Поэтому, «с самого начала в понятие «личность» был включен внешний социальный образ», обусловленный определенной социальной ролью, которую играет человек, его социальной «маской», обращенной к окружающим людям. Таким образом, изначально в понятие «личность» был заложен некий социальный контекст.

Развитие, по мнению современных исследователей, является основным способом бытия личности. Так, Л.И. Анцыферева полагает, что развитие личности «выражает основную потребность человека как универсального родового существа – постоянно выходить за свои пределы, достигать возможностей своей родовой сущности»[3, с.4].

В целом, анализ трудов отечественных ученых в области проблем развития личности позволяет сформулировать следующие общие выводы:

источники общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности нужно искать во взаимоотношениях человека социальных групп и общества в целом;

взаимоотношения человека социальных групп и общества определяют два типа становления личности. Первый тип личностного становления детерминируется социальной ситуацией развития, которая формирует адаптивное поведение человека, в процессе которого личность интериоризирует, (то есть переводит в свою субъективную сферу) объективные культурные ценности. Второй тип становления личности характеризуется самореализацией человека в обществе, в ходе которой личность экстериоризирует (создает) новые культурные ценности, проявляя себя в творческом качестве.

развитие личности опосредовано системой различных деятельностей. Именно через совокупность деятельностей, через бытие человека порождаются личностные смыслы человеческого существование;

развитие личности осуществляется не просто в деятельности, но в деятельности совместной, которая порождает деятельностно-опосредованный тип отношений с другими людьми. Таким образом, развитие личности детерминируется процессом развития группы, в которую она интегрирована на конкретном возрастном этапе;

становление личности в группе характеризует важное свойство развития человека – его общественный характер. Взаимодействие (и соответствующее развитие) человека с обществом обозначается понятием «социализация».

Успешное развития личности ребенка зависит от его субъектного положения в системе деятельности. Место и роль субъекта активная, его творческая деятельность является важнейшим условием, средством и формой самоопределения в процессе свей жизнедеятельности. Исходя из этого, существуют два диалектически взаимосвязанных вида мотивации человека – внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация и внешне мотивированное поведение основаны на таких способах воздействия, как вознаграждение, поощрение, наказание и т.д. Внутренняя мотивация и внутренне мотивированное поведение вытекают из значимости самой деятельности, то есть когда сама деятельность является своеобразной самоцелью, а не средством достижения цели. В этом случае человек является субъектом своей деятельности.

Развитие личности старшего дошкольника происходит в постоянном общении, поэтому заключительным в методологический системе нашего исследования является диалогический подход.

Общение относится к числу межпредметных категорий. Данная категория широко представлена в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и др. науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знаний.

Наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи при этом подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность. В этой связи, раскрывая сущность человеческого общения, многие ученые подчеркивают, что оно является сложным и многогранным явлением, которое в одно и тоже время выступает: как коммуникация или «обмен мыслями, чувствами, эмоциями, переживаниями в процессе и вне совместной деятельности»; интеракция или обмен действиями, которые позволяют спланировать общую совместную деятельность участников. В этом случае общение представляет собой социальное взаимодействие. [2].

Диалогический подход к педагогическому общению является воплощением субъект-субъектной (полисубъектной) формы педагогического взаимодействия. В ряде исследований выявлены отличительные особенности диалогического общения в контексте его развивающих возможностей:

относительное равенство позиций участников общения (педагога и воспитанников), при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность встать на позицию другого;

отсутствие оценок, полное принятие личности ребенка таким, какой он есть, уважение и доверие к нему;

формирование у педагога и воспитанников сходных установок относительно одной и той же ситуации, позволяющих развивать механизм идентификации;

особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение педагога и воспитанников в мир чувств и переживаний друг друга, способствующих возникновению синтонности и развитию эмпатийных переживаний (сочувствия, содействия, соучастия);

Результатом такого развивающего общения-диалога, является возникновение субъектных позиций детей в общении с воспитателем, друг другом, в своей ведущей деятельности [6].

Все сказанное в данной статье позволят определить систему методологических принципов, которыми мы руководствовались при осуществлении процесса нравственного воспитания старших дошкольников средствами народных сказок:

ориентация на аксиологический подход позволяет организовать процесс нравственного воспитания старших дошкольников средствами народных сказок в рамках нормативных требований принципа опоры на ведущий гуманистический идеал – «личность ребенка является высшей ценностью в образовательном процессе дошкольной образовательной организации»;

культурологический подход позволяет рассматривать нравственное развитие личности старших дошкольников в рамках принципа формирования у детей общей гуманитарной культуры;

субъектно-личностный подход к нравственному воспитанию детей позволяет реализовать принцип субъектности, т.е. создание условий для субъектной (активной) позиции дошкольников в процессе общения с воспитателем, другими детьми, в процессе ведущей деятельности, каковой является игра;

диалогический подход позволяет реализовать в процессе педагогического взаимодействия принцип развивающего общения.

Литература

Венгер, Л. А. Воспитание и обучение : Дошкольный возраст [Текст] / Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 1998. – 365 с.

Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста [Текст] : Сб. статей / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М., 2013. – 132 с.

Костюхин, Е.А. Лекции по русскому фольклору. - М.: Дрофа, 2014.

Леонова О.В. Развитие нравственно волевых качеств личности старшего дошкольника средствами народной педагогики. – Дисс.канд. пед. наук. – Ставрополь, 1996.

Нравственное воспитание в детском саду/под. ред. В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой. – М: Просвещение, 2014.

Психология дошкольника: Хрестоматия [Текст] : Учебное пособие / Сост. Г. А. Урунтаева. – М. : Изд. центр «Академия», 2017.

Русский фольклор: Проблемы изучения и преподавания / Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2010.

Просмотров работы: 77