Водный туризм – один из видов активного туризма. Перевозки людей водным транспортом известны с глубокой древности. Наибольшего расцвета морские и речные путешествия достигли в Средние века. Основоположниками морских экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи. Признанным мореходом VI в. по традиции считается св. Брендан - покровитель Ирландии. О его странствиях сложены саги. Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указало европейцам путь на запад через океан.
Огромную роль в развитии морских путешествий сыграли жители Скандинавского полуострова и полуострова Ютландия. Во Франции их называли норманнами. У норманнов были прекрасные суда, но они не превышали 30 м в длину и 4 м в ширину. Дальнейшее развитие водных перевозок связано с морскими экспедициями в Новое время. Великие географические открытия, новые торговые морские пути - все эти факторы привели к появлению на карте мира крупных морских держав - Испании, Португалии, Голландии, чье могущество основывалось на водном транспорте [1]
Изобретение парохода американским изобретателем Робертом Фултоном в 1807 г. дало небывалый толчок развитию морского и речного водного транспорта. Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимают перевозки пассажиров и грузов за пределы страны. К дальним перевозкам относятся рейсы между портами одной страны при пребывании морских судов в открытом море. Каботажные рейсы осуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море. Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям, к которым относятся реки, озера, крупные водохранилища, каналы [4 ].
В конце ХХ в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором туристской индустрии. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма - рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров [2].
Рассмотрим некоторые аспекты морских перевозок в туризме, связанные с историей становления. Впервые английский пастор Томас Кук в 1843 г. организовал лодочные экскурсии по Темзе. Практически в это же время американском континенте на легендарном колесном парт «Миссисипи» компания «Американ Экспресс» открыла регуляр экскурсии по Миссисипи. Аналогичные элитарные круизы стали совершаться по Нилу, Рейну, Дунаю [3].
В начале двадцатого были предприняты попытки организации регулярных морских путешествий. Идея морских путешествий по системе круиза принадлежит американцу Бобу Дикенсону, служащему компании Форд Моторс. Им в 50-х гг. была разработана концепция круизного отдыха, предусматривающая мощную индустрию развлечений на теплоходах: кино-концертные залы, бассейны, казино, бар, сторатты, тренажерные залы, библиотеки, солярии, теннис корты и площадки для гольфа, а также различные шоу (праздник Нептуна, фестивали, конкурсы, лотереи, концерты и др.) [1].
Цивилизованный рынок морских круизов возник 1960 г. К 1980 г. круизньй бизнес осуществляли уже 15 крупных мировых компаний. К 1999 г. (по данным ВТО) круизы совершили более 8 млн. чел., а к 2014 г. - 15 млн. чел. Только в течение ближайших 5 лет будет построено 50 новых круизных лайнеров. Предполагается строительство серии прозрачных подводных лодок предоставляющих широкий обзор подводного мира. Ежегодно объемы продаж круизных компаний мира увеличиваются на 100%, а ежегодные обороты достигают 9 млрд. дол. Основными регионами мирового круизного бизнеса являются Карибский и Средиземноморский бассейны. Снижение объема водных туристских путешествий обусловлено тем, что после распада СССР целый ряд портов (Одесса, Измаил, Николаев, Сухуми, Поти, Рига, Таллин, Вентспилс и др.), водных артерий и бассейнов отошли от России. Это же касается и судостроительных и судоремонтных заводов. В России на водных маршрутах задействовано около 100 больших пассажирских судов, в том числе 48 комфортабельных пассажирских лайнеров. Вместимость речных судов до 400 пассажиров, морских круизных лайнеров — до 800 пассажиров [1] .
Назовем достоинства водных туристских перевозок: наиболее высокий уровень комфорта; значительный объем единовременной загрузки; возможность реализации различных видов и целей (познавательный, бизнес-туризм, учебный туризм, шоп-тур, паломничество и др.); возможность полноценного отдыха; полный комплекс жизнеобеспечения. Недостатком водных туристских путешествий являются невысокая скорость движения транспортных средств, ограниченная мобильность, синдром «замкнутого пространства», подверженность части людей «морской болезни», в ряде случаев высокие тарифы и др.
Для более полного представления о существующих на рынке туруслуг предложений морских круизов и их характеристиках, нами были проанализированы 4 круизных тура: «Вокруг старушки Европы» (10 ночей), Северная Европа (из Савоны, 17 ночей), «Новая Зеландия» (13 ночей), «Барселона - Монте Карло» (7 ночей). Результаты сведены в таблице.
Таблица
Анализ морских круизов
Критерий |
Вокруг старушки Европы /10 ночей |
Северная Европа из Савоны/17ночей |
Новая Зеландия / 13 ночей |
Барселона - Монте Карло /7 ночей |
Характеристика компаний-операторов и компаний-продавцов: история, основные направления деятельности, положение на рынке |
Круизное подразделение MSC Crociere было создано в 1988 г. и вплоть до конца 90-х оперировало тремя судами: MSC Monterey, MSC Rhapsody и MSC Melody. Однако в XXI в. MSC Crociere начинает стремительно развиваться, всерьез заявляя о своих амбициях на мировом круизном рынке. Со стапелей судоверфи Chantiers de l`Atlantique компании Aker Yards во французском Сент-Назаре в 2003 году сходит MSC Lirica, в 2004 - MSC Opera, затем MSC Crociere приобретает у круизной компании Festival Cruises еще два современных лайнера – MSC Armonia и MSC Sinfonia. В 2005 году всем этим лайнерам с водоизмещением 60 000 тонн самый компетентный круизный справочник Berlitz Guide присваивает высокую категорию 4 звезды. Но MSC Crociere не останавливается на достигнутом и заказывает еще серию судов следующего поколения (90 000 тонн, 1275 кают), таким образом, флот компании в 2006 году пополняется лайнером MSC Musica, в 2007 –MSC Orchestra, а в апреле 2008 года на воду спускают MSC Poesia. |
Круизная компания Costa Cruises работает в круизном бизнесе уже более 50 лет и является одной из самых крупных компаний Европы. В 1959 году Costa Cruises была первой компанией, предложившей недельный круиз по Карибскому бассейну. Год спустя был предложен круиз, включающий в себя авиаперелет. С 1993 года компания стала предлагать в основном круизы по Европе, и из восьми судов только два остались работать в портах Америки, и то только в зимний период. |
Компания Royal Caribbean International была основана в 1968 году тремя норвежскими корабельными компаниями. Первый круизный лайнер "Song of Norway" был спущен на воду в 1970 году. В 1997 году компания Royal Caribbean Cruise Line стала называться Royal Caribbean International.В ноябре 1999 года был спущен на воду первый в истории круизного кораблестроения мега-лайнер ХХI века Voyager of the Seas Royal Carribean, в 2006 году RCI спускает на воду первый из самых больших круизных лайнеров современности Freedom of the Seas Royal Carribean. На этом лайнере были представлены такие инновации в сфере развлечений на борту, которые до сих пор не в состоянии повторить ни одна другая круизная компания в мире: это бассейн с искусственной волной для занятий серфингом, фантастические джакузи с горячей водой, выступающие (!) за борт судна на 3,5 метра, целая палуба с аквапарком, которая в сумерках превращается в гигантский ночной клуб под открытым небом, и многое другое. ЗапоследующиедвагодаклассФридомпополнилсяещедвумягигантами - Liberty of the SeasRoyal Carribean и Independence of the Seas Royal Carribean. |
Круизная компания Oceania Cruises была основана в 2002 году. Компания является самой большой среди круизных компаний Upper Premium. Это 4 роскошных лайнера, которые предлагают комфорт, сервис, непревзойденную кухню и множество других преимуществ. Круизная компания Oceania Cruises была основана в 2002 году. Компания является самой большой среди круизных компаний Upper Premium. Это 4 роскошных лайнера, которые предлагают комфорт, сервис, непревзойденную кухню и множество других преимуществ. Важное отличие компании OCEANIA CRUISES от других круизных компаний - отсутствует понятие смен питания на ужины, так называемые Open Seating Restaurants, то есть гость лайнера сам определяет в какое время отправится в ресторан в часы его работы. Бронирование столиков в альтернативных ресторанах производится бесплатно, и питание в этих ресторанах также входит в стоимость морского круиза. |
Описание программ туров: страны и города (порты захода) по маршруту |
Генуя - Барселона - Кадис - Лиссабон - Виго - Саутгемптон (Лондон) - Киль |
Савона - Марсель (Прованс) - Таррагона - Лиссабон - Виго - Париж (Гавр) - Зебрюгге - Амстердам (или Эймейден) - Орхус - Стокгольм - Хельсинки - Санкт-Петербург |
Сидней - Милфорд Саунд - Даубтфул Саунд - Даски Саунд - Данидин - Крайстчёрч - Веллингтон - Тауранга - Окленд - Бей-оф-Айлендс - Сидней |
Барселона - Валенсия - Ибица - Марсель (Прованс) - Сент-Рафаель - Ливорно (Флоренция) - Леричи (Специя, Флоренция) - Монте Карло |
Основные и дополнительные услуги по маршруту |
На каждом лайнере работает медпункт. Медпомощь доступна на протяжении всего времени, когда лайнер находится в море. Медицинские услуги на борту платные и оплачиваются пассажиром по тарифам Медицинской ассоциации Генуи. Также на борту предлагаются услуги фотографа, парикмахеров, салона красоты, химчистки, прачечной и гладильной за дополнительную плату. Можно воспользоваться телефоном, интернетом или почтой (все услуги связи оплачиваются дополнительно). |
На каждом лайнере работает медпункт. Медпомощь доступна на протяжении всего времени, когда лайнер находится в море. Медицинские услуги на борту платные и оплачиваются пассажиром по тарифам Медицинской ассоциации Генуи. Также на борту предлагаются услуги фотографа, парикмахеров, салона красоты, химчистки, прачечной и гладильной за дополнительную плату. Вы также можете воспользоваться телефоном, интернетом или почтой (все услуги связи оплачиваются дополнительно). |
На каждом лайнере работает медпункт. Медпомощь доступна на протяжении всего времени, когда лайнер находится в море. Медицинские услуги на борту платные и оплачиваются пассажиром по тарифам Медицинской ассоциации Генуи. Также на борту предлагаются услуги фотографа, парикмахеров, салона красоты, химчистки, прачечной и гладильной за дополнительную плату. Вы также можете воспользоваться телефоном, интернетом или почтой (все услуги связи оплачиваются дополнительно). |
На каждом лайнере работает медпункт. Медпомощь доступна на протяжении всего времени, когда лайнер находится в море. Медицинские услуги на борту платные и оплачиваются пассажиром по тарифам Медицинской ассоциации Генуи. Также на борту предлагаются услуги фотографа, парикмахеров, салона красоты, химчистки, прачечной и гладильной за дополнительную плату. Вы также можете воспользоваться телефоном, интернетом или почтой (все услуги связи оплачиваются дополнительно). |
Стоимость (минимальная и максимальная по данному направлению), что включено и что не включено в стоимость тура |
5115 / 304614 руб. В стоимость круиза включено: портовые сборы взр./реб.(до 18 лет); в ресторане "шведский стол" на станции напитков: холодная вода, горячая вода, чай 20 часов в сутки, кофе только во время завтрака; питание в ресторане «шведский стол»: ранний завтрак, завтрак, закуски в пиццерии и гриле, обед, ужин, закуски для полуночников; питание в ресторане "A la carte" (по меню): завтрак, обед и ужин (напитки оплачиваются дополнительно); только для кают категории Aurea: включен пакет напитков Easy package в барах и ресторанах (напитки стоимостью до 6 EUR); только для кают MSC Yacht Club: напитки All Inclisive абсолютно во всех барах и ресторанах лайнера и в мини-баре в каюте; развлекательные мероприятия на борту (вечерние представления в театре, живая музыка в барах и лаунжах, анимационные представления, дискотека); посещение всех общественных помещений лайнера, включая библиотеку, бассейны, джакузи у бассейнов, детский водный парк, тренажерный зал; спортивные игры: настольный теннис, мини-гольф, шаффлборд; услуги воспитателей и аниматоров для детей пяти возрастных групп в мини-клубах – от 6 месяцев до 17 лет; транспортировка багажа в портах начала и окончания круиза; пользование плавсредствами для посадки и высадки в портах, где лайнер не причаливает к пристани; услуги русскоговорящего сотрудника на борту (в круизах с русскими группами). Оплачивается дополнительно: авиаперелет; медицинская страховка; страховка от невыезда; оформление въездной туристической визы при необходимости; экскурсии для желающих; отель до/после круиза; на корабле: напитки (вода, соки, спиртные напитки, коктейли на корабле); сервисный сбор (чаевые), оплачивается на борту по окончании круиза. |
91411 / 137163 руб. В стоимость включено: питание – полный пансион (завтрак, обед, полуденный чай, ужин, буфет для полуночников); портовый сбор; проживание в каюте выбранной категории; развлекательные и познавательные программы на борту судна; услуги русскоговорящего сотрудника на борту (на круизах с русскими группами). Оплачивается дополнительно: авиаперелет; трансферы; медицинская страховка; страховка от невыезда; на корабле: напитки (вода, соки, спиртные напитки, коктейли); береговые экскурсии для желающих; чаевые (оплачивается на борту по окончании круиза); оформление въездной туристической визы. |
98488 /245129 руб. В стоимость круиза включено: Проживание в каюте выбранной категории; Питание по программе "все включено" (кроме напитков); Безалкогольные напитки (фильтрованная вода, молоко, чай, кофе (обычный и без кофеина), лимонад, чай со льдом, ароматизированная вода, соки (не свежевыжатые), горячий шоколад (в виде пакетиков быстрого приготовления)) Развлекательные программы на борту лайнера; Пользование палубным инвентарем (бассейны, джакузи, сауна и т.д.); Портовые сборы/таксы; Услуги русскоговорящего сотрудника на борту (в круизах с русскими группами). Дополнительно оплачивается: Авиаперелет; Сервисный сбор (чаевые); Трансферы (по желанию); Отель до/после круиза (по желанию); Медицинский страховой полис; Оформление визы. |
222221/271202 руб В стоимость круиза включено: Размещение в каюте выбранной категории на весь период круиза; Питание на борту, начиная с ужина в первый день и заканчивая завтраком в последний день (ежедневно: завтрак, обед, ужин, шведский стол); Портовые сборы; Приветственный коктейль с капитаном; Обслуживание в каюте 24 часа (меню находится в каюте); Все развлекательные мероприятия на борту и посещение всех общественных помещений корабля (включая бассейны, тренажерный зал, спортплощадки); Транспортировка багажа в портах начала и окончания круиза; Пользование плавсредствами для посадки и высадки в портах, где корабль не причаливает к пристани; Дополнительно оплачиваются: Казино, видеоигры, телефон, интернет, гольф-симулятор; Напитки в ресторанах и барах корабля; Береговые экскурси; Чаевые персоналу; Пользование мини-баром в каюте; Покупки в магазинах; Услуги фотографов и инструкторов по фитнесу; Услуги прачечной, гладильной, медпункта, парикмахерской, салона красоты; Сауна, турецкая баня, массаж, SPA-процедуры и т.д.; Авиаперелет; Трансферы до/от места начала круиза, из/до отеля, из/до аэропорта; Оформление визы; Медицинская страховка; |
Условия бронирования и приобретения билетов |
После того, как заказ забронирован, Клиент обязан внести предоплату (депозит) в размере 40% от стоимости круиза. Полная оплата тура должна быть произведена не позднее 90 дней до начала тура, если иное не предусмотрено условиями бронирования Круизной компанией. Если заказ сделан менее чем за 90 дней до начала тура и иное не предусмотрено условиями бронирования Круизной компанией, то круиз должен быть полностью оплачен в момент бронирования. |
После того, как заказ забронирован, Клиент обязан внести предоплату (депозит) в размере 40% от стоимости круиза. Полная оплата тура должна быть произведена не позднее 90 дней до начала тура, если иное не предусмотрено условиями бронирования Круизной компанией. Если заказ сделан менее чем за 90 дней до начала тура и иное не предусмотрено условиями бронирования Круизной компанией, то круиз должен быть полностью оплачен в момент бронирования. |
После того, как заказ забронирован, Клиент обязан внести предоплату (депозит) в размере 40% от стоимости круиза. Полная оплата тура должна быть произведена не позднее 90 дней до начала тура, если иное не предусмотрено условиями бронирования Круизной компанией. Если заказ сделан менее чем за 90 дней до начала тура и иное не предусмотрено условиями бронирования Круизной компанией, то круиз должен быть полностью оплачен в момент бронирования. |
После того, как заказ забронирован, Клиент обязан внести предоплату (депозит) в размере 40% от стоимости круиза. Полная оплата тура должна быть произведена не позднее 90 дней до начала тура, если иное не предусмотрено условиями бронирования Круизной компанией. Если заказ сделан менее чем за 90 дней до начала тура и иное не предусмотрено условиями бронирования Круизной компанией, то круиз должен быть полностью оплачен в момент бронирования. |
Дополнительная информация (ограничения по возрасту, требования по оформлению виз и т. д.) |
В целях безопасности на борт не допускаются женщины со сроком беременности 24 недели и более на момент окончания круиза. Беременным женщинам необходимо иметь при себе документ с указанием сроков беременности. Пассажиры моложе 21 года должны путешествовать в сопровождении родителя, опекуна или компаньона не моложе 21 года. Пассажиры, не достигшие 18-летнего возраста, не допускаются в Казино. При посещении фитнес-центра дети моложе 16 лет должны быть в сопровождении взрослого. |
В целях безопасности на борт не допускаются женщины со сроком беременности 24 недели и более на момент окончания круиза. Беременным женщинам необходимо иметь при себе документ с указанием сроков беременности. Пассажиры моложе 21 года должны путешествовать в сопровождении родителя, опекуна или компаньона не моложе 21 года. Пассажиры, не достигшие 18-летнего возраста, не допускаются в Казино. При посещении фитнес-центра дети моложе 16 лет должны быть в сопровождении взрослого. |
В целях безопасности на борт не допускаются женщины со сроком беременности 24 недели и более на момент окончания круиза. Беременным женщинам необходимо иметь при себе документ с указанием сроков беременности. Пассажиры моложе 21 года должны путешествовать в сопровождении родителя, опекуна или компаньона не моложе 21 года. Пассажиры, не достигшие 18-летнего возраста, не допускаются в Казино. При посещении фитнес-центра дети моложе 16 лет должны быть в сопровождении взрослого. |
В целях безопасности на борт не допускаются женщины со сроком беременности 24 недели и более на момент окончания круиза. Беременным женщинам необходимо иметь при себе документ с указанием сроков беременности. Пассажиры моложе 21 года должны путешествовать в сопровождении родителя, опекуна или компаньона не моложе 21 года. Пассажиры, не достигшие 18-летнего возраста, не допускаются в Казино. При посещении фитнес-центра дети моложе 16 лет должны быть в сопровождении взрослого. |
Таким образом, мы отмечаем, что морские круизы занимают особое место в турбизнесе, поскольку пользуются повышенным интересом у туристов. Это связано с тем, что круизы имеют ряд неоспоримых достоинств таких, как комфорт, единовременная загрузка, реализация туризма, отдых, развлечения, экскурсии и т.д. Однако морские круизы имеют и недостатки: невысокая скорость, ограниченная мобильность, высокая цена и т.д. Динамичному развитию российскому рынку морских круизов способствует международное сотрудничество, позволяющее открывать такие новые туристские маршруты, как круговые рейсы из Констанцы (Румыния) через порты Болгарии, Украины и России до Санкт-Петербурга или рейс по маршруту Вена -- Москва и др.
Безопасное, быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса в турах зависит не только от наличия транспортных средств, но и от развития инфраструктуры транспорта, путей сообщения, пассажирских вокзалов и станций, устоявшейся системы продаж транспортных услуг и др. Транспортная стратегия России предусматривает модернизацию инфрастуктуры, в частности обеспечение внутренних, внешних и транзитных перевозок на основе максимального использования объектов и коммуникаций, в том числе создание таких многофункциональных объединенных общественно-транспортных центров, как автобусно-железнодорожные вокзалы, автобусно-речные вокзалы и т. п. Распоряжением правительства РФ № 909-р от 3.06.2003 г. одобрена концепция развития внутреннего водного транспорта, предусматривающая в том числе:
- организацию новых круизных и туристских маршрутов, включая и не использовавшиеся ранее для этих целей внутренние водные пути;
- обеспечение высокого уровня обслуживания, развитее береговой инфраструктуры.
В соответствии с международными обязательствами РФ планируются работы по вовлечению в сферу туризма небольших городов и отдельных исторических и природно-ландшафтных зон, тяготеющих к рекам Сибири. Повышению пассажиропотока будут способствовать реконструкция морских вокзалов, например, в г. Сочи, и строительство новых пассажирских комплексов, например, на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Безрукова Н.Л. Круизный рынок: современное состояние и развитие./ Н.Л. Безрукова. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм /М.Б. Биржаков. – СПб.: Невский фонд, 2007.
3. Весь мир. Энциклопедический справочник. – Минск: Харвест. 1999.
4. Че6отарь Ю.М. Туристический бизнес. / Ю.М. Че6отарь. – М.: «Мир деловой книги», 1997.