В современных реалиях существует опасение шквалового обвала информации на человека, с которой он не сможет справиться: правильно её понять, обработать, разобрать по существу. То есть педагогам важно не только объяснить и помочь ориентироваться ученикам в окружающих потоках данных, но и помочь освоить приемы и методы грамотного поиска и извлечения полезного, обобщенному восприятию, качественным суждениям, составлению собственного обоснованного мнения.
Ранее, в советскую эпоху, проектной деятельности не уделялось должного внимания. Сейчас же одно из ключевых преобразований в школьном образовании РФ за прошедшие годы является актуализация и активное использование проектной деятельности.
«Проектное обучение», «учебная проектная деятельность», «метод проектов» - уточним эти понятия. Первый термин – проектное обучение – может рассматриваться как дидактическая система. Метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, предусматривающая не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, и приобретение новых.
Если метод проектов является основным в процессе обучения, а все остальные методы выполняют вспомогательную роль, можно говорить о проектном обучении. Массовая практика чаще всего применяет метод проектов, а проектное обучение используется немногими учителями, как правило, по предмету «Технология».
Проектная учебная деятельность тесно связана с удовлетворением и выявлением потребностей учащихся, с помощью создания и проектирования материального или идеального продукта, обладающего субъективной или объективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяют учащиеся и осуществляют в процессе теоретической проработки и практической реализации с сопровождением учителя. Следовательно, другой стороной, составляющей проектного обучения является деятельность педагога.
Опираясь на интересы и опыт школьника, учитель оказывает ему помощь в выборе направления, цели и содержания учебной деятельности в зоне ближайшего развития, формы и пути ее реализации, методы анализа и оценки результата, а также помогает правильно выстраивать деятельность по выполнению проекта. То есть, когда идет речь о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее будет говорить о методе проекта. Так, понятия «проектное обучение», «учебная проектная деятельность», «метод проектов» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются составляющими проектного обучения.
В проектной деятельности в качестве мотивов выступают личностные и социальные потребности в духовных и материальных ценностях. Проектная деятельность выполняет созидательную, креативную, преобразовательную, исследовательскую, технологическую, отражательную функции. Содержание проектной деятельности составляет проведение исследовательских подготовительных операций, практическое изготовление изделия, оценку и защиту объекта деятельности.
Важно отметить следующие типы проектов:
Исследовательский - по структуре напоминает подлинно научное исследование. Исследовательский проект выполняется учащимся по материалам, собранным им лично за некий промежуток времени. Он должен содержать совокупность и научных положений, выдвигаемых автором для защиты. Выполняемая работа должна свидетельствовать о способности автора вести научный список (самостоятельно или с научным руководителем, консультантом). Учащийся должен использовать теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, знать методы и приёмы их решения. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера.
Творческий – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры и т.д.
Ролевой – разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д.
Информационный – направлен на сбор информации о каком-то объекте. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса, школы.
Практико-ориентированный проект – нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Таким образом, проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся.
При описании технологии проектного обучения в основной школе необходимо рассмотреть конкретные учебные действия учителя и учебные действия учеников.
В современной педагогике проектная деятельность приобретает особую значимость, потому что в учебной деятельности она стимулирует интерес учащихся за счет нестандартности подхода к изучению материала и мотивирует детей не только к получению новой информации, но и развитию творческих способностей путем создания продукта проекта.
Приведем комплекс проблемных вопросов для обсуждения на практических занятий со студентами:
1) Как называлось искусство диалога Сократа? (майевтика)
2) В каком веке зародилось понятие «проект»? (16)
3) Использовался ли в советских школах метод проектной деятельности? (да, но вскоре – через 11 лет - был запрещен)
4) Какие типы проектов были выделены в работе? (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой или игровой)
5) Какие этапы проектирования вы можете назвать? (подготовительный, основной, заключительный)
6) Какие функции выполняет учитель на каждом из них? (регулятивно-организационная функция, консультационно-координирующая функция, контрольно-оценочная функция)
7) Что такое проектная методика? (это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся)
8) Какова цель проектной деятельности школьников? (создание услуги или продукта, обладающего объективной или субъективной новизной и имеющего социальную или личностную значимость)
9) Приведите примеры проектных продуктов? (макеты и модели, результат исследования, оформленный установленным способом, результаты опросов, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, произведения искусства, какое-либо мероприятие)
10) Какая система оценивания проектов предпочтительнее? (бальная)
В работе, мы пришли к выводу, что в проектной деятельности нужен индивидуальный подход начиная с выбора темы, заканчивая грамотной коррекцией работы ребёнка, даже при групповой разработке проекта. Оценивать такую работу необходимо по вышеуказанным критериям по бальной системе.
В современной педагогике проектная деятельность приобретает особую значимость, потому что в учебной деятельности она стимулирует интерес учащихся за счет нестандартности подхода к изучению материала и мотивирует детей не только к получению новой информации, но и развитию творческих способностей путем создания продукта проекта.