К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Удалова Е.Б. 1, Пшеничнова И.В. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. Умение разбираться в своем сложном психическом мире помогает легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а также более сознательно проанализировать поведение и психические свойства другого человека.

В индивидуальности личности выделяются базовые свойства – ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

На сегодняшний день в системе развития образования происходят значительные изменения, касающиеся образования и воспитания личности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования в качестве одного из приоритетных направлений определяет развитие способности ребенка соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свои поступки и поведение, проявлять самостоятельность и инициативность в жизнедеятельности (ФГОС).

В качестве сензитивного периода формирования самооценки ребенка выступает младший школьный возраст. Именно в этот период активно развивается самосознание ребенка, осознание им собственных мотивов действий и поведения, а также потребностей. Поэтому формирование самооценки у детей младшего школьного возраста выступает одной из ведущих воспитательно-образовательных задач.

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой. Данный факт тормозит развитие субъектных свойств личности детей. Одновременно он формирует такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность. В этих условиях нарушаются процессы идентификации и персонализации личности. С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все» (в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей). С другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии). 

Исследованием педагогической запущенности занимались М.А. Алемаскин, В.Г. Баженов, С.А. Беличева, П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Э.Г. Костяшкин, И.В. Козубовская, С.С. Моложавый, В.Н. Мясищев, А.А. Невский, Р.В. Овчарова, Н.И. Озерецкий, и др., которые рассмотрели, проанализировали и накопили значительный опыт по проблеме педагогической запущенности в младшем школьном возрасте. Авторы считают, что педагогическая запущенность детей появляется прежде всего в результате недостатка воспитательно-образовательной работы.

Целью нашего исследования стала разработка и апробация программы по формированию адекватной самооценки педагогически запущенных младших школьников и определение ее эффективности.

В исследовании принимали участие 26 обучающихся начальных классов. Для изучения самооценки младших школьников мы использовали такие методики:

методика «Лесенка» В.Г. Щур;

методика «Проба Де Греефе»;

методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;

методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан и З. Василяускайте.

Рассмотрим полученные результаты.

По методике «Лесенка» В.Г. Щур, 8 человек (30,8%) ощущают твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, вырабатывают способность критически подходить к оценке себя как личности (см. рис. 1). Их можно назвать «самыми благополучными».

18 человек (69,2%) поставили себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама. Такую ситуацию можно считать неблагополучной для развития личности ребенка, так как ребенок считает, что его не любят. У 14 человек из 18 разница в постановке себя и со стороны матери в одну ступеньку. У 4 человек разница в самооценивании составляет 3 ступеньки. Эти дети считают, что мама часто их ругает и поэтому сами себя ребята ставят к плохим детям.

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Лесенка», чел.

Результат методики «Проба Де Греефе»: все ребята (100%) провели самую длинную линию от кружка, который обозначает учителя. 14 человек (53,9%) из 26 провели среднюю линию от кружка, который обозначает себя. 12 человек (46,1%) из 26 провели самую короткую линию от кружка, который обозначает одноклассника. Таким образом, можно считать, что чуть более половины ребят считают себя умнее, чем одноклассник. Остальные ребята считают умным своего друга, одноклассника.

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан показала следующее (см. рис. 2, 3):

Уровень притязаний: 14 человек (53,8 %) из 26 имеют нормальный, реалистический уровень притязаний, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. 12 человек (46,2 %) из 26 имеют нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям.

Уровень самооценки: 10 человек (38,4 %) из 26 владеют адекватной самооценкой. 16 человек (61,6 %) из 26 показали завышенную самооценку, которая подтверждает неумение правильно себя оценить, результаты своей деятельности, закрытость и нечувствительность к своим неудачам и ошибкам.

Рис. 2. Уровень развития притязаний и самооценки, чел.

Если говорить о расхождении между уровнем притязаний и уровнем самооценки, то 8 человек (30,8%) из 26 имеют нормальное расхождение, свидетельствующее, что младший школьник ставит перед собой цели, которые он действительно достигнет. Притязания основываются на оценке своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

У 6 человек (23,1%) из 26 притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.

4 человека (15,4%) из 26 имеют конфликт между тем, к чему школьник стремится и тем, что он считает для себя возможным.

8 человек (30,7%) из 26 имеют отрицательное значение в расхождении между притязаниями и самооценкой. Они могут являться показателем предельно заниженного представления о себе (в том случае если школьник заполняет таким образом все или большинство шкал методики), свидетельствовать о том, что он как бы «смирился» со своей «никчемностью», даже не надеется исправить положение.

Рис. 3. Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки, чел.

Вывод: 12 человек (46,1%) из 26 имеют завышенную самооценку. При слабой дифференцированности уровня притязаний и уровня самооценки свидетельствует о сильной осознаваемой неуверенности в себе, о том, что значительный разрыв между собственными притязаниями и оценкой своих возможностей осознается и переживается школьником. Как правило, такие учащиеся испытывают ярко выраженную тревожность и имеют низкий коэффициент социально-психологической адаптированности. Эти школьники как бы полностью смирились со своей «малоценностью».

Определение особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе по методике «Нарисуй себя» А.М. Прихожан и З. Василяускайте у детей младшего школьного возраста показало, что заниженную самооценку имеют 4 человека, это свидетельствует о том, что у данных детей происходят конфликты между идеальным и реальным – Я. Дети младшего школьного возраста часто переживают из за своей несостоятельности. Данные переживания еще достаточно плохо дифференцируются и понимаются им, но имеются в психической реальности детей, в виде негативных эмоций. 8 человек имеют завышенную самооценку (см. рис. 4). Адекватная самооценка говорит об адекватном оценивании младшим школьником своих достижений, талантов и своих возможностей.

Рис. 4. Определение уровня самооценки, чел.

Проведенная диагностика показала, что в классе есть дети с завышенной самооценкой и есть дети с заниженной самооценкой. Для коррекции самооценки младших школьников мы разработали программу по формированию адекватной самооценки.

Цель программы: формирование адекватной самооценки у педагогически запущенных младших школьников.

Задачи программы:

1. Снизить уровень эмоционального напряжения.

2. Повысить уверенность детей в себе.

3. Развивать способность видеть в себе «хорошее».

4. Формировать коммуникативные навыки.

5. Развивать способность позитивного отношения к людям.

Предполагаемый результат программы: формирование позитивного самоотношения, повышение уверенности в себе, снижение психоэмоционального напряжения, уровня агрессивности, демонстративности, формирование умения эффективно общаться с другими.

Формы и методы работы: в программе основным методом в работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку, избрана игротерапия. Кроме этого будут использованы беседа, упражнения, подвижные и ролевые игры, рисование.

Основная форма работы – групповая, занятия построены в форме игры, в которую включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности.

Особенности методов, применяемых на занятиях:

- активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, погружаются в содержание собственного внутреннего мира;

- эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, затрагивают интересы детей;

- метафоричны: используемые игры, психологические упражнения и игры говорят об одном предмете через признаки другого, а так же сказкотерапевтические упражнения;

- рефлексивны: большинство игр, психологических техник предусматривает необходимость занять рефлексивную позицию;

- оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;

- событийны: методы программы должны давать возможность событию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

Реализация данной программы будет направлена на достижение следующих критериев результативности программы:

- умение контролировать свои эмоции, чувства;

- умение контролировать свое вербальное поведение;

- умение выстраивать коммуникативный диалог с собеседником;

- умение адекватно взаимодействовать с другим участником;

- приобретение навыка уверенности в себе;

- приобретение умения воспринимать адекватно происходящие ситуации с самим участником;

- умение выражать позитивные эмоции.

Просмотров работы: 11