Авторитет — влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка, определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности.
Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной уверенности - одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.
В семье важно поддерживать авторитет друг друга, помня при этом, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах.
Исследования показывают, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «второстепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Девочки несколько меньше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.
В практике семейного воспитания распространена такая ошибка, когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом «не потерять авторитет». Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей, но в подростковом возрасте оценке подвергается все поведение родителей, что не проходит бесследно.
Цель исследования – изучить роль детско-родительских отношений в становлении различных сторон личности младшего школьника.
Гипотеза исследования – для большинства учащихся младшего школьного возраста родители являются авторитетом, что благоприятно влияет на развитие их личности.
С учетом выдвинутых цели и гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, были сформулированы следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу, по проблеме исследования;
- определить педагогические условия детско-родительских отношений в семье младшего школьника;
- изучить и продиагностировать на практике детско-родительские отношения в семьях младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ научных источников по проблеме исследования, сравнение, обобщение;
- эмпирические методы: опрос, беседа, проектная деятельность.
Теоретическая значимость данной статьи заключается в анализе таких понятий как «родительский авторитет», «семья», а также в раскрытии особенностей развития личности младшего школьника.
Практической значимостью является возможность использования родителями материалов работы в процессе воспитания младших школьников и учителями - при диагностике детско-родительских отношений и выявлению «слабых» сторон воспитания в семье.
В проведении нашего исследования был использован метод тестов. Он был направлен на выявления отношений родителей к своим детям. Родителям нужно было выбрать те фразы, которыми они наиболее чаще разговаривают со своим детьми. Эта методика должна была привести взрослых к переосмыслению отношений с детьми. Им следовало вынести для себя урок и сделать выводы о том, как нужно разговаривать с детьми в различных ситуациях.
Анализируя результаты исследования, мы сделали следующие выводы:
примерно в 13 из 35 опрошенных семей достаточно хорошие взаимоотношения между родителями и детьми. В этих семьях родители прислушиваются к мнению «маленьких» людей, позволяют им участвовать в принятии важных семейных решений.
16 семьям мы можем посоветовать установить более тесный контакт со своими детьми, научиться слышать мнение ребенка.
6 родителей считают авторитет более важным в воспитании, чем любовь ребенка. Родителям очень важно быть для ребенка опорой и поддержкой, ребенку необходимо ощущать теплоту и заботу.
в 1 семье крайне недоверительные отношения с ребенком. Родителям следует пересмотреть свои взгляды на воспитание, понять, почему такое могло произойти и попытаться это исправить.
Вторым методом исследования был опрос. Он проводился для обучающихся второго класса начальной школы. Его результат следующий:
большинство детей данного класса считают приоритетным авторитет обоих родителей. Полученные данные не могут ни радовать.
11 ребят заявили о том, что они больше прислушиваются к мнению отца, так как он является главой семьи и принимает важные решения один, а также обеспечивает семью.
у 7 второклассников авторитетом является мать, которая проводит значительное количество времени с ними – она осуществляет досуг детей, контролирует выполнение домашних заданий, помогает в решении проблем, заботится о физическом и психологическом здоровье.
К сожалению, мнение 5 школьников высказались о том, что они не считают важным прислушиваться к мнению родителей. 3 из них заявили о том, что лучше брать во внимание слова бабушек и дедушек, так как они старше и опытнее, а 2 второклассников сказали, что они берут пример с героев мультипликационного сериала, потому что они постоянно совершают хорошие поступки и никого не оставляют в беде, в отличие от их родителей.
Исходя из нашего исследования, мы выяснили, что многие родители являются авторитетом для детей младшего школьного возраста. Эти дети наиболее коммуникабельны, положительны, открыты для новых знакомств и открытий. Они активно участвуют в образовательном процессе, хорошо проявляют себя на самостоятельных работах. Мотивация к обучению у них высокая. Что же касается детей, которые меньше первых прислушиваются к мнению родителей или вообще не признают их авторитет, можно отметить следующее: эти ребята имеют огромное количество комплексов, они не уверены в себе и своих силах, малообщительны. Во время обучения эти второклассники пассивны, мало внимания уделяют учебе, их мотивация низкая. Чтобы получить поддержку, совет, они вынуждены постоянно сидеть в гаждетах в поиске того, чего им не хватает, то есть внимания со стороны родителей.
Литература
Большой психологическийсловарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко – М.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2016.
Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания. // Психология и образование. – 2017.
Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. – М., 2016.
Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2016.
Психология личности: Конспект лекций / Е.О.Шишова; Каз. федер. ун-т. – Казань, 2014.