РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ильяева М.А. 1, Горстукова М.С. 1, Ходус В.П. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Двадцать лет назад «бытовых» занятий, которые развивали пальцы руки, было великое множество. Родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине. Даже в детских садах просят приносить обувь на «липучках», куртки, кофточки и другую одежду на «молниях» или кнопках. Все это облегчает работу воспитателя, экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка. Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому в последнее время развитию мелкой моторики уделяется всё большее внимание.

Целью данного исследования является изучить развитие мелкой моторики в процессе обучения у детей младшего школьного возраста и рассмотреть пальчиковые игры как эффективный способ её развития.

В прогрессивной психолого-педагогической литературе большое место уделяется вопросу становления двигательной сферы ребенка, в том числе моторики руки. П. К. Анохин, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтес рассматривали руку как своеобразный человеческий орган. И. М. Сеченов отмечал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а появляются в процессе воспитания и обучения как результат связей между зрительными и моторными функциями. Движения пальцев рук у людей улучшались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками более тонкую и трудную работу. В связи с данными изменениями происходило усовершенствование движения пальцев рук.

Из анализа психолого-педагогической литературы следует:

Моторика – это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Она бывает трех видов: крупная, мелкая и определенных органов [7].

Под определением «мелкая моторика» понимается развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды (А.Л. Сиротюк) [6].

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на основе общей моторики и продолжает свое развитие в дошкольном и в младшем школьном возрасте. Этому способствует развитие мышечной системы: возрастает мышечная масса тела, количество миофибрилл в мышечном волокне; становиться координация мелких мышц руки. Движения дошкольников недостаточно ловки и координированы, в следствии этого им непросто правильно держать карандаш в руках. У учащихся первого класса окостенение костей запястья и пальцев не закончено, но тонкая моторика достаточно развита, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду [1]. В 6 лет уровень развития мелкой моторики позволяет начинать заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д. У учащихся четвёртого класса завершается окостенение костей запястья и фаланг пальцев, отмечается значительный прирост объема мышц, возрастает их упругость и прочность. Так же возрастает лабильность мышц, собственно, что и ведет, к увеличению быстроты движений [4].

Развитие мелкой моторики - это процесс, который требует непрерывности. В современном мире созданы все условия для обеспечения этого. Младшие школьники имеют возможность развивать свою мелкую моторику как в урочное время, то есть в школе или на дополнительных занятиях, кружках и т.д., так и во внеурочное время, то есть дома.

На уроках изобразительного искусства, применяя новые и необыкновенные материалы, заманчивые приёмы изображения, дети не только совершенствуют движения рук, но и развиваются в творческом плане, расширяют свой кругозор и видят окружающий мир под новым ракурсом. На уроках технологии при помощи лепки ученики великолепно развивают моторику рук, а также обучаются образному и конструктивному мышлению [2]. Во внеурочное деятельности дети имеют возможность развивать мелкую моторику рук с помощью бисероплетения, дидактических игрушек, игр с мячами, пальчиковых игр, разнообразной творческой деятельностью. Большое значение играет массаж для снятия напряжения и подготовки рук к дальнейшей работе [5].

Экспериментальное исследование проводилось в дневное время, в спокойной, непринужденной обстановке. В данном эксперименте участвуют дети 1 класса, 6-7 лет. Выборка случайная, в неё вошли 13 детей, посещающих группу продленного дня 1 «А» класса.

Были использованы следующие методики диагностики уровня мелкой моторики:

Методика «Лес»

Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка: 3 балла – 1–2 раза сошел с линии. 2 балла – 3–4 раза сошел с линии. 1 балл – 5 и более раз сошел с линии. 0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Крутые виражи».

Для методики «Крутые виражи» раздаются детям листы с картинками, на которых нарисованы машины и извилистые дороги. Когда дети сядут за стол, показать им игру «Пожарная часть» объяснить, что машина может ехать по пря мой дороге и по извилистой. Сначала попросить каждого ребёнка провести пальцем по дорогам, потом взять в руки ручки и ещё раз провести по дорогам, до домиков, стараясь повторять все изгибы дорог. В процессе выполнения задания следует следить за детьми, чтобы они не спешили и не мешали друг другу.

Оценка: 3 балла – без ошибок. 2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии. 1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии. 0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Линии»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».

Оценка: 3 балла – без ошибок. 2 балла – 1 ошибка. 1 балл – 2 ошибки и более. 0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Цветок»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

Оценка: 3 балла – без ошибок. 2 балла – 1- ошибки. 1 балл – 3 ошибки и более. 0 баллов – с заданием не справился.

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень: Общий результат 11 и выше баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.

Средний уровень: Общий результат от 7 до 10 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень: Общий результат 6 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля над выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Таким образом, проанализировав результаты, стало ясно, что у трёх детей не сформирована мелкая моторика. Это очень ярко проявляется в неумении нарисовать простой узор, провести линию, контроле траектории движения руки. Двое из тринадцати уверенно принялись делать всё что просили и показали лучшие результаты.

Для совершенствования тонкой моторики руки детей, можно использовать различные упражнения. Существует большое количество разнообразных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами, аппликация, оригами, лепка, т.д. Но самое увлекательное и доступное во всем этом разнообразии, как для малышей, так и для взрослых – это пальчиковые игры. Именно они, несомненно, помогут ребенку научиться быть истинным хозяином собственных ладошек и пальчиков.

Пальчиковые игры универсальны, так как их можно использовать, как способ развития мелкой моторики как в урочное, так во внеурочное время. Пальчиковые игры довольно эмоциональны, интересны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития. Они способствуют развитию творческой деятельности, помогают в игре формировать элементарные математические представления, учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять, развивают память и развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком [3].

Делая вывод, можно отметить, что уровень развития мелкой моторики – один из главных показателей интеллектуальной готовности как к школьному обучению, так к жизнедеятельности в общем. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, в большинстве случаев, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Мелкая моторика в жизни и учебе, выполняет множество различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев. - Ставрополь: СГУ, 2017.-246 с.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2016 г.

Кисёлева М. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших школьников / М. Киселева [электронный ресурс] / режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=887801

Марынкина М. Н. Диагностика трудностей графической деятельности у детей дошкольного возраста // Научная книга, 2016. - С. 140 – 141.

Метиева Л. А. Развитие сенсорной сферы детей [Текст]: пособие для учителя / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2015. - 160 с.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. - М., 2015.

Перова М.Н. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Просвещение, 2016. - 158с.

Просмотров работы: 123