Диагностика и лечение деструктивного аппендицита у детей всегда оставалась актуальной проблемой в неотложной хирургии. Острый аппендицит является одной из основных хирургических причин абдоминального синдрома, как у взрослых, так и у детей. Во всех возрастных группах, за исключением детей раннего возраста, аппендэктомия является самым частым экстренным оперативным вмешательством. У пациентов детского возраста такие особенности течения острого аппендицита, как быстрое распространение воспаления и атипичность клинических проявлений, определяют трудности диагностики и способствуют развитию осложненных форм. Частота развития аппендикулярного перитонита в структуре острого аппендицита в последние десятилетия колеблется в пределах 10-15%, однако может значительно варьировать у детей разных возрастных групп [1, 2, 3, 5]. При перитоните брюшина не в состоянии выполнять свою защитную функцию и всасывать продукты распада и некроза. Это приводит к накоплению токсинов. У ребенка брюшина не сформирована окончательно, поэтому перитонит развивается молниеносно и поражает всю брюшную полость, не ограничиваясь каким-либо ее отделом. Усугубляет ситуацию и незрелость детской иммунной системы, приводящая к скорому нагноению, генерализации воспаления и развитию полиорганной недостаточности.
Стремление улучшить результаты лечения деструктивного аппендицита способствуют тому, что изучение вопросов патогенеза, закономерностей клинического течения, диагностики и методов лечения продолжается и в настоящее время [4, 6, 7].
При перитоните в организме больного развиваются различные типы гипоксии. Нарушение кислородного каскада при перитоните начинаются задолго до развития тяжелого пареза кишечника и включают целый комплекс механизмов. Развивающаяся при перитоните эндогенная интоксикация резко нарушает состояние системы микроциркуляции не только региональной, но и во всем организме. По мере развития патологического процесса количество токсических продуктов в очаге воспаления нарастает. Помимо снижения показателей центральной гемодинамики возникают проблемы, связанные с изменением кислородтранспортной функции крови.
Нарушение кислородного транспорта происходит также и на уровне микроциркуляторного русла за счет возрастания периферического сопротивления и увеличения артериовенозного шунтирования.
Перечисленные механизмы резко нарушают у больных перитонитом транспорт кислорода к тканям, вызывая энергетическую недостаточность, лежащую в основе развития полиорганной дисфункции. Однако, укоренившиеся представления о ГБО лишь как методе улучшения доставки кислорода за счет «сверхнасыщения» организма во время сеанса, не соответствуют ни современным представлениям о механизмах гипербарической оксигенации, ни практике ее клинического использования.
Использование ГБО позволяет разорвать порочный круг нарушений кислородного каскада и восстановить механизмы ауторегуляции кислородного транспорта.
По современным представлениям возникновение энергетического дефицита при различных формах хирургической инфекции, вариантом которой является перитонит, связано не только с нарушение транспорта кислорода к клеткам.
Теоретические предпосылки, а также экспериментальные данные дают основание считать, что ГБО не только увеличивает доставку, но и снижает потребление кислорода в условиях инфекционного процесса. В итоге интенсивность аэробного метаболизма снижается. Уменьшение потребления кислорода на фоне увеличения его поступления к тканям приводит к восстановлению энергетического потенциала тканей, ускорению репарации, повышению уровня иммунной защиты. Улучшение системной микроциркуляции за счет снижения периферического сопротивления и уменьшения шунтирования приводит к вымыванию токсинов из тканей, восстановление микроциркуляции почек активизирует выведение токсических продуктов из организма.
Многочисленными исследованиями показано, что ГБО, начатая своевременно и в достаточном объеме, может оказать позитивное действие на коагуляционные нарушения, сопутствующие интоксикации у больных перитонитом. На фоне применения ГБО повышается прокоагулянтная активность крови, что вносит свой вклад в детоксикационный процесс и улучшение функции системы микроциркуляции. Ускорение разрешения пареза кишечника позволяет ускорить начало энтерального питания больных, что играет колоссальную роль в сохранении морфологической и функциональной целостности кишечной стенки, позволяет предотвратить нарушение ее барьерной функции и предотвратить транслокацию микроорганизмов из просвета кишки в кровяное русло.
В связи с вышесказанным, целью данной работы явилась оценка клинической эффективности лечения детей с деструктивными формами аппендицита с использованием гипербарической оксигенации.
В исследование вошли 117 детей находящихся на лечении в ОРИТ БУЗ ВО ОДКБ№2 с 2018 -2020г. Из них 62 пациента (53%) получали традиционное лечение и 55 пациентам (47%) дополнительно проводились сеансы ГБО на 2-3 сутки после выведения из шока, стабилизации почасового диуреза. Сеансы проводились с давлением 1,3 – 1,7 АТА, продолжительностью 40 – 60 минут. Для выбора курса гипербарической оксигенации руководствовались степенью тяжести больного. Курс ГБО не превышал 3 – 10 сеансов. Режим сеансов ГБО подбирался индивидуально, с учетом тяжести состояния, сопутствующих заболеваний и осложнений, дискомфортных ощущений больного.
По гендерному признаку процент заболевания составил: мальчики – 64 %; девочки – 36%. По возрасту: до 7лет 22%, до 12 лет – 29% и старше 12 лет 49%.
Применение ГБО позволяло улучшить кислородный режим организма больного, что было видно уже во время проведения сеанса: кожные покровы больных розовели, уменьшалась частота дыхания, снижалась ЧСС.
В случае адекватной хирургической коррекции, у больных перитонитом перистальтика восстанавливается после 2-3 сеансов, что на 2-3 суток быстрее традиционного лечения при распространенном перитоните. Клинически было показано появление перистальтических шумов, отхождение газов, появления стула, прекращение тошноты, рвоты, исчезновения вздутия живота, что позволяет снизить давление на диафрагму, улучшить вентиляционную функцию легких, тем более что объем легочной вентиляции при тяжелых перитонитах снижается почти вдвое, а жизненная емкость легких – в 1,5 раза.
Купировались симптомы интоксикации, проявления полиорганной недостаточности. Нормализовалась температура. Лабораторно выявлено снижение признаков воспалительного процесса.
При использовании ГБО наблюдалось в 2,6 раза меньше послеоперационных осложнений (инфильтрат брюшной полости, абсцесс брюшной полости, ранняя спаечная непроходимость).
Таким образом, весь комплекс мероприятий по ведению послеоперационного периода при инфекционном процессе в брюшной полости дает значительно более выраженный результат, если проводится на фоне курса ГБО. Применение ГБО в послеоперационном периоде является эффективным методом борьбы с эндотоксикозом, гипоксемией и позволяет в более ранние сроки (на 2-3 день) улучшить перистальтику кишечника, устранить нарушения гомеостаза. Способствует снижению осложнений послеоперационного периода.
Список литературы
Детская хирургия: национальное руководство / под ред. Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова. - 2009.
Проекты клинико-биохимического мониторинга тяжести эндотоксикоза в оценке состояния больных разлитым перитонитом. Материалы Международной конференции. Москва, 2003: С.13-15.
Карасева О.В., Рошаль Л.М., Брянцев А.В., Капустин В.А., Чернышева Т.А., Иванова Т.Ф. Лечение аппендикулярного перитонита у детей // Детская хирургия. 2007. № 3. С. 23–27.
Завьялкин В.А., Барская М.А. Комплексный подход к лечению распространенного перитонита у детей // Медицинский альманах. 2019. № 5-6 (61). С. 53-57.
Магомедов А.Д., Садыкова М.М., Ашурбеков В.Т., Хайирбеков Т.Х., Нурмагомедов М.М., Исмаилов М.И., Султанахмедова Д.Ш. Лечение перитонитов у детей // Детская хирургия. 2020. Т. 24. № S1. С. 53.
Рахматова Р.А., Эшов Д.Н., Хомидов Д.Б., Саидов Э.Р. Разлитой перитонит у детей: коррекция иммунологических нарушений // Вестник Таджикского национального университета. Серия естественных наук. 2015. № 1-5-2 (188). С. 86-89.
Румянцева Г.Н., Сергеечев С.П., Горшков А.Ю., Смирнова Е.И. Особенности разлитого гнойного перитонита у детей. (всероссийская школа): матер. IX Всерос. конф. общих хирургов с междунар. участием. 2016. С. 373-375.