Суицидальное поведение у детей и подростков - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Суицидальное поведение у детей и подростков

Шулов А.Е. 1
1ЧГПУ им.И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотит свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение.

В отношении суицидального поведения существует ряд укоренившихся в обществе мифов. Считается само собой разумеющимся, что самоубийство является логическим последствием неприятных событий, плохого здоровья, психической травмы, финансового краха, фрустрации и пр. Повседневный опыт убеждает в неправильности этого положения, так как в ряде случаев далеко не каждый подвергнувшийся психической травме человек имеет тенденцию совершать самоубийство. Для некоторых лиц любая тяжелая реальность никогда не приводит к появлению попыток покончить с собой. Понятной для всех и объяснимой причиной суицида является бегство от непереносимой жизненной ситуации. Если причиной суицида является внутренний, невидимый механизм, то такого человека, как правило, считают сумасшедшим.

Суицидальное поведение – это сложный и длительный процесс, который включает в себя все разновидности и проявления психической деятельности, направленные на лишение себя жизни. В нем выделяют внешние и внутренние формы суицидального поведения. Внутренние формы: суицидальные мысли, представления, переживания, намерения, замыслы, влечения. Внешние формы: суицидальные попытки и завешенные суициды.

Как показывает статистика подростковых самоубийств, как правило, попытки суицида не совершают дети младше 11 лет. Но не стоит обольщаться и считать, что у маленьких деток не бывает тяжелого психического состояния. Малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. Однако зачастую в их разговорах и мыслях любящие и внимательные родители могут заметить повод для тревоги.

В пример можно привести ситуацию: девочка 8 лет на протяжении долгого времени повторяла, что она превратится в бабочку и улетит от своих родителей. Родители только посмеивались детскими угрозами и ничего не предпринимали. Однако в 12 лет эта девочка совершила очень серьезную попытку суицида, прыгнув с 3 этажа. Врачам чудом удалось спасти ей жизнь.

Детский суицид все же встречается достаточно редко, но про подростковые самоубийства нельзя сказать то же самое. Именно на возраст 13 – 16 лет, как показывают статистические данные, приходится пик подросткового суицида. Многие детские психологи склоняются к мысли, что желание смерти – это достаточно распространенная реакция подростковой психики на возникновение стрессовой ситуации.

Более того, массовые самоубийства подростков отнюдь не являются редким явление. На групповые самоубийства, когда группа детей одновременно или вслед друг за другом совершают так называемое «скопированное» самоубийство. В основе механизма подобных самоубийств лежит склонность подростков с подражанием и повышенной внушаемостью подростков.

Среди людей очень широко распространено мнение, что попытки суицида совершают только психически неуравновешенные люди, которые страдают различными психическими заболеваниями, такими как шизофрения, паранойя, а также некоторые другие заболевания нервной системы. На самом же деле это совершенно не так. Подавляющее большинство самоубийств совершаются абсолютно психически здоровыми людьми, которые очень четко отдают себе отчет в своих действиях.

Суицидальное поведение развивается в результате сочетанного воздействия факторов, способствующих развитию суицида.

Предрасполагающие детерминанты 1 ранга.

1.Биологические факторы:

-снижение активности нейротрансмиттера серотонина, нарушения в гипоталамо-гипофизарной системе;

-генетические факторы: наследуется не само суицидальное поведение, а риск его возникновения, он выше в семьях, где ранее уже наблюдались суицидальные попытки у родственников.

2. Личностно-психологические факторы:

-стрессовые факторы: потеря любимого человека, отвергнутая любовь;

-особенности характера: эгоцентризм, несамостоятельность, не умение планировать, слабое противостояние проблемам, признание только крайних позиций, фрустрированость потребности в безопасности, личных достижениях, доверии, дружбе; убеждение, что душевное страдание никогда не закончится.

3. Медицинские факторы:

- алкоголь провоцирует самоубийство: 60% людей, совершивших попытки самоубийства непосредственно до этого употребляли спиртное;

- психические расстройства: наблюдаются более, чем у 80-90% суицидентов (депрессия, шизофрения, алкоголизм, наркомания, зависимость от лекарств, расстройства личности);

-тяжелое соматическое заболевание (почечный гемодиализ, трансплантация, новообразования, особенно в области головы и шеи, СПИД/ВИЧ).

Потенцирующие детерминанты 2 ранга – сами по себе не могут вызывать возникновение суицидального поведения, их воздействие заключается в утяжелении и ускорении течения суицидального процесса.

1. Макросоциальные факторы:

-асоциальная или неполная родительская семья: в таких семьях выросли 40% детей и подростков с суицидальным поведением;

-патологическое воспитание в родительской семье: более 90% детей и подростков с различными формами суицидального поведения подверглись патологическому воспитанию в родительских семьях.

2. Микросоциальные факторы:

-конфликты со сверстниками; на их долю приходится 27% от общего числа случаев суицидальных действий детей и подростков;

-индуцирование суицидального поведения средствами массовой информации (учитывая существующий у подростков мощный эффект подражания): неадекватное освещение проблемы самоубийств в СМИ может провоцировать развитие суицидального поведения и совершение самоубийств, зачастую групповых.

Реализующие детерминанты 3 ранга – вызывают переход суицидального процесса на завершающую стадию – совершение суицидальных действий.

Теперь обратимся к основным видам суицида:

Таблица 1 = Виды суицида

Название

Характеристика

Суицидогенный фактор

Фаталистическое

Самоубийство фаталистическое рассматривается как противоположное самоубийству аномическому. Пример Самоубийства фаталистического – самоубийство рабов

Возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом

Эгоистическое

Индивидуальное "Я" резко противополагает себя социальному "Я" и в ущерб этому последнему, т.е. вызывается чрезмерной индивидуализацией – отдалением индивида от общества, перестающего влиять на него регулирующим образом. Самоубийство эгоистическое рассматривается посредством корреляции между показателями самоубийства

Происходит тогда, когда узы, соединяющие человека с жизнью, разрываются, когда ослабевает его связь с обществом, результатом чего становится крайний индивидуализм

Аномическое

Число Самоубийств аномических резко возрастает во время экономических кризисов и, кроме того (что самое интересное и неожиданное), в периоды высшего благополучия. Резко возрастает оно и во всех тех случаях, когда имеет место усиление конкурентной деятельности, расширение обмена и обострение соперничества.

Уменьшается число Самоубийств аномических в годы войны. Во время значительных политических событий обнаруживается тенденция к сокращению частоты Самоубийств аномических

Связана с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые – ещё не сформировались. Так же вызванное разочарованием, расщеплением опорных смыслов, часто вследствие социальных потрясений

Альтруистическое

Этот тип самоубийства, который Э. Дюркгейм называет также «эндемическим», и происходит «в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает… индивидуальность». К таким самоубийствам относятся, в частности, известные из истории некоторых народов обычаи стариков совершать самоубийства, «когда жизнь становилась им в тягость», или принятое в индуизме самосожжение вдов на похоронах мужа

Возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем.

Отечественные ученые разделяют виды суицида на три категории:

Демонстративные акты – псевдосуициды;

Истинные самоубийства;

Скрытые суициды

Рассмотрим их основные отличия.

Первый вид – демонстративный суицид. Он часто совершается при кратковременном, спонтанном, внезапно наступившем состоянии интенсивного аффекта. Это то эмоциональное состояние, когда личность становится невменяемой либо частично вменяемой. Также псевдосуицид является проявлением гипертрофированных истерических реакций, когда особа совершает попытки самоубийства не с целью прервать жизнь, а руководствуясь намерением привлечь внимание окружающих к своей персоне. В таком случае суицидальные мероприятия являются попыткой заявить о себе обществу или получить от него требуемую выгоду. Демонстративный суицид является своего рода шантажом. Смерть, как правило, наступает по роковому стечению обстоятельств.

Второй вид – истинный суицид. Это полная противоположность демонстративному парасуициду. Истинное самоубийство подразумевает безоговорочное принятие решения индивидуумом прекратить жизнь, проведение предварительных подготовительных мероприятий и составление четкого плана. Цель истинного вида самоубийств – любой ценой и любыми средствами покончить с пребыванием на земле. При этом субъект руководствуется исключительно своим решением, не прислушиваясь к мнениям близких и не обращая внимания на реакции родственников.

Третий вид – косвенное самоубийство. Это состояние, когда персоны сознательно выбирают суицидально обусловленное поведение. Эта та модель поведения, которая не может привести к немедленной кончине, однако все деяния субъекта сопровождаются высокой вероятностью летального исхода.

Зачастую трагедии можно избежать. Профилактика детского суицида зачастую помогает избежать самого страшного – смерти ребенка. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей к изменениям, происходящем в поведении ребенка. Зачастую первыми тревожными звоночками могут стать сущие пустяки – фраза, оброненная якобы случайно.

Изучение причин и условий, при которых дети и подростки заканчивали жизнь самоубийством, позволило выявить ряд факторов, сопутствующих этому чрезвычайному происшествию. К ним относятся:

Условия семейного воспитания:

- отсутствие отца в раннем детстве;

- матриархальный стиль отношений в семье;

- воспитание в семье, где есть люди, страдающие алкоголизмом или психическими заболеваниями;

- отверженность в детстве;

- воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т.д.

Стиль жизни и деятельности:

- акцентуация характера;

- активное употребление алкоголя и наркотиков;

- наличие суицидальных попыток ранее;

- совершение уголовно наказуемого поступка.

Взаимоотношения с окружающими людьми:

- изоляция от социального окружения, потеря социального статуса (исключение из школы, другого учебного заведения);

- разрыв высоко значимых любовных отношений;

- затрудненная адаптация к деятельности и др.

Недостатки физического развития (заикание, картавость и др.).

Длительные соматические заболевания.

Знание и учет перечисленных факторов риска крайне необходим, так как они позволяют выявить лиц с повышенным риском суицида. Наиболее точным, но и наиболее трудным методом изучения личности является наблюдение. Эффективность его значительно возрастает, если оно ведется систематически и целенаправленно.

Каждая попытка самоубийства является серьезным вопросом, который требует вдумчивого и соответствующего вмешательства. Как только устраняется непосредственная угроза для жизни, должно быть принято решение о необходимости госпитализации. Решение предполагает необходимость обеспечения сбалансированности степени риска с возможностями семьи обеспечить поддержку. Госпитализация (даже в открытые медицинские или педиатрические отделения со специальным уходом) является самой надежной формой краткосрочной защиты и, как правило, показана при подозрении на депрессию и/или психоз.

Существует три основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:

1. Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента.

2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.

3. Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.

Стремясь оказать человеку первичную психологическую помощь важно соблюдать следующие правила:

- будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- набирайтесь опыта у тех, кто уже был в такой ситуации;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать человека, говоря: «Пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: «Вы не можете убить себя, потому что ...»;

- делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.

профилактическая беседа с суицидентом. Следует принять во внимание следующее.

В беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию. Активный слушатель – это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным. Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя. Активный слушатель поможет тому, чтобы высказывания его собеседника о желании умереть наверняка были услышаны.

Профилактика суицида–это система мер, направленных на предупреждение различных проявлений суицидального поведения, в том числе, первичных и повторных суицидальных действий.

Первичная межведомственная профилактика проводится до проявления каких-либо форм суицидального поведения и включает в себя:

- со стороны органов опеки и попечительства, аппарата по правам ребенка, прокуратуры и полиции - своевременное выявление и пресечение жестокого обращения и всех видов насилия над детьми и подростками;

- со стороны службы занятости населения совместно с департаментом молодежной политики и педагогами - организация занятости детей и подростков т.д.;

- со стороны средств массовой информации - взвешенный подход при освещении суицидального поведения детей;

- со стороны священнослужителей- регулярные беседы по проблемам нравственных, культурных и духовных ценностей и т.д.;

- со стороны системы образования – оптимизация педагогического процесса, повышение компетентности педагогов в области распознавания маркеров суицидального риска;

- в системе здравоохранения – проведение бесед, лекций, дней здоровья.

Вторичная профилактика-предупреждение возникновения суицидального поведения или дальнейшего развития суицидального процесса у лиц, входящих в группы суицидального риска:

- первичная диагностика суицидоопасных состояний в общей медицинской сети;

- обеспечение лицам, входящим в группы риска суицидального поведения, адекватной медико-психологической и медико-социальной помощи.

Третичная профилактика

- среди детей и подростков, совершивших попытку суицида:

-совместное (психиатры, клинические психологи, психотерапевты) проведение мероприятий, снижающих последствия и уменьшающих вероятность повторного суицида, социальную и психологическую реабилитацию суицидентов и их социального окружения;

-развитие детско-подростковой психотерапевтической службы для своевременного оказания специализированной психотерапевтической помощи, внедрение современных технологий в лечебно-диагностический процесс, направленных на своевременное прогнозирование и коррекцию психопатологических состояний.

В современной России проблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем. По числу суицидов среди несовершеннолетних Россия занимает первое место в мире. Среди причин смертности подростков самоубийство занимает третье место сразу после тяжелых травм и неизлечимых врожденных болезней. По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, что составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. По данным ВОЗ, каждый год в нашей стране завершают жизнь самоубийством 200 детей и полторы тысячи подростков.

К сожалению, положительных тенденций изменения показателей завершенных суицидов среди подростков не наблюдается.

Литература:

Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко. – Москва, 1990.

Амбрумова А.Г., Полев А.М. Неотложная психотерапевтическая помощь в суицидлогической практике: Методические рекомендации / А.Г. Амбрумова, А.М. Полев. – Москва, 1986.

Бехтерев В.М. О причинах самоубийств и возможной борьбе с ними / В.М. Бехтерев. – Труды Первого русского съезда невропатологов и психиатров. – Москва, 1914, С. 84-117

Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. – Москва, 2002.

Моховиков А.Н. Суицидология. Прошлое и настоящее / А.Н. Меновщиков. – Москва, 2001.

Положий Б.С. Суицидальное поведение (клинико-эпидемиологические и этнокультуральные аспекты) / Б.С. Положий. – Москва : РИО «ФГУ ГНЦ ССП им. В.П. Сербского», 2010.

Просмотров работы: 47