Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у некоторых подростков существенно искажены. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного формирования семейных ценностей проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
Данная программа обеспечивает формирование семейных ценностей, всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках в МБОУ Многопрофильный лицей №11.
Для решения данной задачи была разработана программа «Семья как главная ценность» для учащихся 9-11 классов Многопрофильного лицея №11.
Основной целью программы является формирование и развитие представлений у учащихся о семье как высшей ценности человека, о семейных традициях и базовых ценностях.
Задачи:
- формировать бережное отношение к семейным традициям и реликвиям;
- расширять знания о семейных ценностях, правилах взаимоотношений между членами семьи;
- развивать умение общаться в семье, социуме;
- воспитывать уважительное отношение к членам семьи.
Предмет исследования: уровень формирования семейных ценностей.
Период исследования: с 02 ноября 2020 по 1 мая 2021.
Методы исследования: Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
Анкета «Семейные ценности».
Программа включает в себя:
1.Диагностические тесты на уровень формирования семейных ценностей (Первый и третий этапы программы – исходная и итоговая диагностики)
2. Цикл из теоретических и практических занятий, реализуемые на внеклассных занятиях.
Программа «Семья как главная ценность» для учащихся 9-11 классов является универсальной профилактической программой, реализуемой во внеурочное время. На первом этапе проводится диагностическое тестирование учащихся на уровень формирования семейных ценностей. Тестирование проводилось студенткой Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова. В процессе тестирования выявляются учащиеся, которым необходимо дополнительное внимание педагога-психолога.
Второй этап программы включает теоретическую и практическую занятия.
Формы работы:
Словесный - объяснение нового материала, обзорный рассказ, беседа;
Наглядный - применение наглядных пособий, фотографий, предметов семейного быта;
Практический - работа с карандашами, аппликацией, составление мини рассказов.
Игровой - создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой воспитанникам предлагается найти выход.
Актуальность программы состоит в том, что она адаптирована под современные условия обучения в школе, а также направлена на изучение подростками семьи и укреплению главных ценностей.
Список использованной литературы:
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М: Политиздат, 1985. -238 с
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с
Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. — М.: Мысль, 1987.-352 с