Коррекция агрессивного поведения подростков посредством тренинговых работ в образовательной организации - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Коррекция агрессивного поведения подростков посредством тренинговых работ в образовательной организации

Емельянова В.В. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Повышенная агрессивность детей-подростков - одна из самых острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Растущая волна преступности среди несовершеннолетних и увеличение числа детей, подверженных агрессивным формам поведения, проливают свет на задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Изучение агрессивности школьников особенно важно, особенно когда эта характеристика находится в стадии формирования и когда еще есть возможность принять корректирующие меры. Стоит отметить, что для большинства детей характерна какая-то форма агрессии. В определенном возрасте агрессия как постоянная форма поведения не только развивается, но и сохраняется, что делает ее постоянной человеческой чертой. В результате снижается продуктивный потенциал подростка, ухудшается его способность к общению на высоком уровне и нарушается его развитие. Агрессивный подросток приносит с собой массу проблем не только для окружающих, но и в первую очередь для себя. Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительно небольшую продолжительность (от 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю будущую жизнь человека. Именно в подростковом возрасте в основном происходит формирование характера и других основ личности. Личность ребенка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми.

Существуют различные причины возникновения агрессивного поведения. Выделяют три группы факторов: психологические, биологические и социальные.

Психологические особенности:

Среди черт личности, присущих подростку, - определяющее чувство зрелости (реакция эмансипации). Эта особая форма самосознания является центральным новообразованием раннего подросткового возраста. Реакция эмансипации обычно приводит к нетерпимости к внешней критике, плохой адаптации к существующим порядкам, а иногда и гипертрофированному формированию личности в целом. Ощущение взрослости вызывает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Он основан на способности человека отличать себя от своей жизнедеятельности, сознательно относиться к своим потребностям и способностям, импульсам, переживаниям и мыслям. У подростков субъективный образ «Я» формируется в основном чужим мнением. Самоуважение - обязательный компонент самопознания. Часто он бывает неадекватным: либо переоценивается, либо недооценивается. Существует информативная связь между возрастными особенностями развития личности и типом агрессивных реакций. Если учесть, что агрессия - одна из форм активности у детей, то агрессивные реакции для решения проблемы развития личности являются одним из способов самоутверждения и самоактуализации. Общаясь с окружающими, ребенок выбирает приемлемые пути решения проблемы социально-психологической адаптации. Для этого не всегда приемлемы агрессивные реакции, что приводит к дисбалансу адаптации и, как следствие, задержке психического развития личности.

Рассмотрим другие факторы, так к биологическим причинам относят:

–Наследственность, различные генетические проблемы, алкоголизм, употребление наркотиков или других психотропных веществ.

–Половые гормоны. Ученые показали, что количество определенных гормонов влияет на агрессивность человека. А именно, в этом случае важен уровень тестостерона. Это значительно увеличивается в подростковом возрасте, в период полового созревания человека.
–Особое влияние на агрессивность и девиантное поведение человека оказывает лобная доля черепа (именно она планирует и подавляет агрессию). Если она травмирована или работает неправильно, процессы агрессивности и соответствующего поведения могут быть нарушены.

Следующая группа факторов – это социальные:

В основе этого фактора лежит теория социального научения А. Бандура. Она гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. С точки зрения автора данной теории, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
–Способов усвоения подобных действий;
–Факторов, провоцирующих их появление;
–Условий, при которых они закрепляются. Чем больше человек совершает агрессивные действия, тем больше эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. Поэтому значительное внимание уделяется образованию, влиянию основных посредников социализации, то есть родителей, которые на своем собственном примере, не осознавая этого, могут научить ребенка проявлять агрессию.
Из этого можно сделать вывод о том, что:
–Часто агрессивное поведение формируется в семье с раннего возраста как нормальная форма общения с окружающими.
–Уровень образования также влияет на агрессию человека.
–Неправильное поведение формируется у подростков в результате общения в определенных группах.

Цель исследования, изучить влияние агрессивного поведения подростков на их успеваемость и снизить показатель агрессивность за счет разработанной программы. Изучить взаимосвязь агрессивного поведения и самооценки подростков.

Задачи исследования:

1) выполнить теоретический анализ научной литературы по выбранной проблеме;

2) подобрать методики исследования;

3) провести исследование по выявлению уровня агрессивного поведения и его влияния на успеваемость подростков.

4) на основе результатов провести коррекционную работу агрессивного поведения подростков, провести повторное исследование и дать рекомендации для дальнейшей работы с данной группой подростков.

Объектом исследования являются агрессивность подростков.

Предмет исследованиякоррекция агрессивного поведения подростков.

Период исследования: Ноябрь 2020 – Май 2021

В работе были использованы следующие методы:

- теоретические (анализ и синтез педагогической и психологической литературы, сравнение и обобщение данных).;

- эмпирические (наблюдение, опросник уровня агрессии Басса-Дарки, а также использованы данные по учебной успеваемости детей по итогам 2020-2021 учебного года).

- методы презентации полученных данных - таблицы, диаграммы;

Для решения проблемы связанной с агрессии подростков на базе МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №28» была разработана программа по коррекции агрессивного поведения «Прощай, агрессия».

Программа направлена на подростков (14-15 лет), а также родителей и педагогов.

Цель программы: содействие профилактике агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения.

Количество занятий: 6 занятий по 40-45 минут, 1 раз в 1-2 недели. Состав групп регулируется на основе результатов тестирования.

Обязательным условием эффективности программы является активное участие всех участников программы, и наличие специально отведенного времени.

Содержание системы: 2 блока, в каждом из которых по несколько этапов.

1 блок – профилактика агрессивного поведения подростков.

1 этап – обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, навыками контроля и управления собственным гневом. Работа в этом направлении заключается:

– в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;

– в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.

2 этап – формирование конструктивных навыков общения.

2-ой блок — работа с педагогическим и родительским составом, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

1 этап – Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми.

Позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

- говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я»;

- «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;

- не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;

- видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;

- обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Ожидаемые качественные результаты:

- подростки обучатся приемлемым способам выражения гнева, навыкам распознавания и контроля, умения владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
- у подростков сформируется способность к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

- педагоги и родители применяют рекомендации по взаимодействию с детьми.

В конце учебного года проводится итоговая диагностика. Она включает в себя психологическое тестирование и наблюдение классных руководителей.
Научная новизна программы заключается в том, что она адаптирована под современные условия обучения в школе, учитывая нагрузку учеников, их специфика работы со счет диагностической работы. Элемента программы составлены линейно, что повышает эффективность коррекционной работы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что:

1.уточнены понятия «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» подростков.

2.дана специфика влияния агрессивного поведения на успеваемость подростков.

3.выявлены условия для коррекции агрессивного поведения.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов психологами и педагогами школьной психологической службы для коррекции агрессивного поведения подростков.

Можно сделать вывод, что эта программа имеет перспективы, так как сейчас стоит уделить внимание высоким показателям агрессивного поведения старшеклассников с учетом их особенностей.

Список использованных источников:

Ахметзянова А.И. Прогнозирование и социально-психологическая адаптация при девиантном поведении / Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2018. 219 с.

Бандура А. Теория социального научения / СПб.: Евразия, 2000. 318 с.

Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов / СПб.: Речь, 2007. 144 с.

Волков А.А. Психологические особенности представлений подростков об агрессивном поведении в условиях телевизионного влияния: монография / Ставрополь: Секвойя, 2017. 223 с.

Ильин Е.: Психология общения и межличностных отношений / Питер, 2018. 592 с.

Коннор Д.Ф. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков / СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. 288 с.

Просмотров работы: 56