Актуальность. Главным в процессе социализации старшеклассников является общение со сверстниками и взрослыми. Старший подростковый возраст – это время интенсивного формирования личности в общении и совместной деятельности с другими людьми. Поэтому развитие коммуникативных навыков является одной из важнейших особенностей этого возраста. Несмотря на большое количество классических [2; 3; 6; 9; 13 и др.] и более современных исследований, развитие коммуникативности у старшеклассников по-прежнему находится в центре внимания многих психологов и педагогов [1; 4; 5; 6; 11; и др.]. Это обуславливается тем, что за последние десятилетия произошли серьезные изменения в социальной и образовательной среде, которые на сегодняшний день приобретают все более ускоренный темп. Например, массовое распространение информационно-коммуникативных средств (планшеты, айфоны, смартфоны, ноутбуки и т. п.), которые активно используются молодежью в качестве технических средств общения, в том числе в учебной деятельности (информатизация образования). Особое место при этом занимает общение в социальных сетях.
Для описания коммуникативного развития старшеклассников используются разные понятия и термины: коммуникативность [14], коммуникативные знания, умения и навыки [5], коммуникативная культура [11], коммуникативная компетентность [1; 5; 7; 15 и др.], коммуникативные способности [4; 12; 13] и т. п.
Известный педагог Г. М. Андреева [2] понимает под коммуникативными умениями - комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющей творчески использовать знания для понимания и преобразования действительности.
Коммуникативные навыки, как считают И. С. Кон, А. В. Мудрик [10] и др. исследователи, имеют комплексный характер; они включают в себя потребность и желание общения с собеседником, способность слышать его и сопереживать ему, владение такими способами общения, которые позволяют совместно находить оптимальное решение возникающих вопросов и т. д.
Под коммуникативными способностями понимают индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие эффективность взаимодействия и взаимопонимания между людьми в ситуациях общения или выполнения совместной деятельности. Как показывает Е. И. Пассов [13], коммуникативные способности включают в себя следующие составляющие: умение понимать других людей, потребность в самовыражении, умение влиять на партнеров по общению. При этом, как отмечает автор, фундаментальной основой каждой из указанных трех способностей является профессионализм, стремление к общению, доброжелательность, скромность, требовательность к себе, сообразительность, организованность и другие личностные качества.
Несмотря на разнообразие терминов и множество разных определений коммуникативных способностей, большинство авторов сходятся во мнении, что развитие коммуникативных способностей старшеклассников необходимо им для того, чтобы эффективно взаимодействовать с другими людьми при решении бытовых, учебных, производственных и досуговых задач. [6, 7 и др.]
В данном исследовании я буду использовать главным образом термин «коммуникативный навык», так как коммуникативность, коммуникативные способности и коммуникативные умения мы будем рассматривать как проявления коммуникативных возможностей в разных ситуациях общения.
Процесс информатизации образования обусловил появление в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий. Данное слово является довольно известными в нынешнее время, но не все знают, что под ним определяется.
Под информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) в образовании следует понимать совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. [8]
Загвязинский В.И. дает такое определение: «Информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией».
Для лучшего понимания информационно-коммуникационных технологий, приведу общую классификацию ИКТ. Средства ИКТ можно делить по ряду параметров:
В соответствии с решаемыми педагогическими задачами: средства, направленные на обеспечение базовой подготовки учащихся (обучающие системы, электронные учебники, системы контроля знаний); средства, используемые для практической подготовки (разнообразные практикумы, задачники, программы, тренажеры); средства, используемые как вспомогательные (словари, энциклопедии, обучающие игры, хрестоматии); комплексные средства обучения по конкретному направлению (дистанционное обучение).
В соответствии с функциями педагогического процесса: информационно-обучающие средства, представлены электронными книгами, библиотеками, словарями, справочниками и т.д.; интерактивные средства: электронные почтовые ящики, электронные телеконференции (вебинары) и т.д.; поисковые средства, представлены каталогами и поисковыми системами.
В соответствии с типом информации: информационные и электронные ресурсы, которые содержат текстовую информацию (учебные и методические пособия, тесты, задачники, словари, энциклопедии и т.д.); информационные и электронные ресурсы, содержащие визуальную информацию (презентации, иллюстрации, портреты, фотографии, видео-экскурсии, модели, диаграммы, схемы и т.д.); информационные и электронные ресурсы, содержащие аудиоинформацию (музыкальные аудиозаписи, речевые упражнения, звуки природы и т.д.); информационные и электронные ресурсы, которые содержат одновременно аудио- и видеоинформацию (различные предметные экскурсии, лекции, мессенджеры и т.д.); информационные и электронные ресурсы, которые содержат в себе комбинированную информацию (учебные и методические пособия, задачники, словари, научные статьи и т.д.).
4) В зависимости от формы применения ИКТ в педагогическом процессе: урочные; внеурочные.
5) В зависимости от формы взаимодействия с учащимся: технология асинхронного режима связи – «offline»; технология синхронного режима связи – «online».
Как многие знают, что без информационно-коммуникационных технологий в современном мире уже никуда. Постепенно индустриальный мир развивается, появляются более новые возможности, новые идеи применения и виды ИКТ, как в образовании, так и в остальных сферах жизнедеятельности людей.
«Современные проблемы требуют современных решений», - автор фразы неизвестен, но многие понимают о чём я, прошлый 2020 год характеризуется массовым переходом учеников в систему «online» с помощью применения информационно-коммуникационных технологий. Это позволило понять, что ИК-технологии действительно очень сильно влияют на процесс обучения и развития.
В рамках моего исследования информационные и коммуникационные технологии использовались со старшими учениками в процессе обучения как средство развития их коммуникативности. Разработанная в ходе исследования программа развития коммуникативных навыков посредством информационно-коммуникационных технологий позволила повысить уровень коммуникативных умений и помогла развить навыки учеников взаимодействовать с их окружением. Это было доказано с помощью анализа результатов первичной и вторичной диагностик на учениках старшего школьного возраста. Результаты данного исследования описаны в выпускной квалификационной работе.
Вывод. ИКТ как средство развития коммуникативных навыков у старшеклассников в процессе обучения позволяет стимулировать познавательную деятельность, оказывает мотивирующее воздействие, создает благоприятные отношения между учениками и со взрослыми, воспитывает самостоятельность, инициативность, развивает креативность, и, в общем, позитивно сказывается на личности ученика-старшеклассника.
Список литературы
Асадчих В. Ю. Управление процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2009. 218 с.
Андреева Г. М. Социальная психология. Москва : Аспект Пресс, 2010. 363 с.
Бодалев А. А. Личность и общение. Москва : Педагогика, 1983. 243 с.
Кирьякова Н. А. Влияние социальных сетей на развитие коммуникативных способностей подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С. 161—168.
Курилова С. Ю. Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности : дис. ... канд. пед. н. Владикавказ, 2011. 224 с
Леонтьев А. А. Психология общения. Москва : Смысл, 2005. 365 с.
Литвинова А. С. Формирование основ коммуникативной компетентности старшеклассников в образовательной среде современной школы : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2013. 168 с.
Минеева, О.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в высшем профессиональном образовании // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 2. С. 61-62.
Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. Москва : Педагогика, 1984. 112 с.
Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / под ред. B. А. Сластенина. Москва : Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
Овсейчик О. Н. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. н. Москва, 2002. 146 с.
Панкратова И. А. Особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и мотивации достижения у подростков // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN517.pdf (дата обращения: 12.01.2021).
Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. Москва : Русский язык, 1989. 276 с.
Солдатченко А. Л. Система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. 186 c.
Тихомирова Т. С. Коммуникативное развитие школьников в образовательном процессе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 8. C. 256—264.