РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ЕЕ СОХРАНЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОГО СТРЕССА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ЕЕ СОХРАНЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОГО СТРЕССА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат: в данной статье рассматривается понятие о работоспособности, а также методы сохранения работоспособности в условиях стресса и повышенной нагрузке в течение рабочего дня.

Определение работоспособности. Уровни работоспособности

Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от:

инженерно-психологических и гигиенических характеристик;

средств (орудий) и содержания труда;

условий и организации конкретной деятельности;

системы психолого-физиологического прогнозирования;

формирования профессиональной пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов.

Работоспособность человека – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Уровень работоспособности отражает:

потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы;

мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период.

Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя.

Динамика работоспособности

В течение некоторого времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний.

Динамика работоспособности имеет несколько стадий:

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) – отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия.

Стадия устойчивой работоспособности – проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) – в начале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. И, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности, снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение.

Иногда в этой стадии может возникнуть либо фаза срыва – полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва – сознательная мобилизация оставшихся психических, физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда.

Стадия восстановления работоспособности – характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают:

текущее восстановление – в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов

срочное восстановление непосредственно после окончания всей работы

отставленное восстановление – на протяжении многих часов после завершения работы

медико – психологическая реабилитация восстановления после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества личности.

Кривая работоспособности имеет три фазы:

I –фазу врабатываемости 30-90 мин.

II – фазу устойчивой работоспособности 2,5 – 3,5 часа

III – фазу развивающегося утомления.

Обобщение опыта изучения периодических изменений организма человека, особенно его умственной, физической и психической активности, позволило ученым выразить общий суточный ритм, который можно использовать при организации процессов жизнедеятельности. В упрощенном виде его можно представить следующим образом:

первая половина дня (примерно до 12-13 часов) –- максимальная активность;

вторая половина дня (примерно до 15-16 часов) –- спад активности;

вечер (примерно до 20-21 часа) - небольшой подъем активности;

поздний вечер и ночь - минимальная активность.

Утомление

Утомление – временное снижение функциональных возможностей организма, вызванное путем основной длительности или нерациональной работой, выражающиеся в снижении работоспособности.

Умственное утомление – физиологический процесс снижения работоспособности, возникающее в результате выполнения умственной работы, и характеризующейся развитием двух фаз: двигательного беспокойства и иррадированного торможения.

Физическое утомление – физиологический процесс временного снижения работоспособности, связанные с изменением в клетках двигательного центра, возникающие в процессе выполнения мышечной деятельности.

Усталость – субъективное состояние, выражающееся нежеланием продолжать работу, часто имеющее условно-рефлекторную природу.

Биологическая роль утомления чрезвычайно высока. Оно играет защитную функцию, т.е. предохраняет организм от истощения при слишком длительном или слишком напряженной работе; повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

Существует множество способов повышения работоспособности. Важно при этом знать причину снижения работоспособности. Зная физиологические и психические особенности человека, можно грамотно построить процесс деятельности. Например, снижение работоспособности в начальной школе возникает в первую очередь в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными школьными навыками: письма, чтения, длительного неподвижного сидения.

У детей еще недостаточно развиты мышцы, используемые при письме. Письмо требует от этих мышц значительной работы. Так же положение пальцев во время письма противоречит врожденной координации их движений. Можно применить способ релаксации – расслабление, проводить физкультминутку. Также сохранить повышенную работоспособность помогает регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.

Методы сохранения работоспособности

Работоспособность организма в первую очередь зависит от состояния центральной нервной системы, на которую огромное воздействие оказывают условия социальной среды.

Борьба с утомлением на производстве осуществляется по многим направлениям, среди которых в последние десятилетия и годы появились и новые — эргономика, производственная эстетика.

Систематические упражнения (тренировка) ведут к ряду положительных сдвигов в организме: увеличению мышечной силы и выносливости, улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д. При умственной работе упражнения ведут к совершенствованию памяти, внимания, воли и др.

Основным средством повышения производительности труда является научная его организация. Научная организация труда (НОТ) основана прежде всего на использовании наиболее современной технологии, совершенных видов машин, механизмов и другого оборудования, правильной организации труда. Вместе с тем неотъемлемой ее частью является соблюдение требований физиологии и психологии труда.

К основным физиологическим требованиям относятся ритм труда, организация рационального режима труда и отдыха.

Ритмичный труд — это труд, равномерно выполняемый в течение смены, недели, месяца, года. Требование ритмичности труда основано на учете физиологических особенностей нервных центров, которые наиболее экономно функционируют при правильном чередовании процессов возбуждения и торможения. Ритмичный труд позволяет рационально расходовать нервную и мышечную энергию, поддерживать работоспособность во все периоды трудовой деятельности.

Важнейшим условием поддержания высокой работоспособности является установление рационального режима труда и отдыха. Под режимом труда понимают чередование периодов работы и отдыха. Введение в определенные периоды смены физиологически обоснованных регламентированных перерывов (кроме обеденного) и рациональное их использование играют важную роль в профилактике утомления. Регламентированные перерывы эффективны при условии, если они приходятся на начальные стадии появления утомления и не нарушают (вследствие большой продолжительности) состояние врабатываемости.

Время установления дополнительных перерывов и их продолжительность зависят от характера работы. Так, чем тяжелее и напряженнее работа, тем раньше после начала смены (или для второй половины дня—после обеденного перерыва) вводится регламентированный перерыв, а в некоторых случаях— два или три. Продолжительность их также различна: от 5—10 до 15—30 мин, причем чем тяжелее и напряженнее работа, тем длительнее перерывы

Расположение дополнительных перерывов на протяжении рабочего дня, их количество и содержание (пассивный или активный отдых) определяются на основании данных физиологического и психологического изучения динамики работоспособности. В промежутках между рабочими операциями (а также между рабочими элементами и движениями) делаются короткие микропаузы продолжительностью от нескольких секунд до 2 – 3 мин.

Изменяя соответствующим образом число, продолжительность, расположение в течение смены и содержание дополнительных перерывов, специалист в области физиологии и психологии труда имеет возможность создать на конкретном участке предприятия такой режим труда и отдыха, который обеспечит достижение высокого и устойчивого уровня работоспособности, производительности труда и оптимальное приспособление физиологических и психических функций к текущей трудовой деятельности.

К методам сохранения работоспособности относится предупреждение утомления установлением перерывов на отдых.

Для сокращения периода врабатываемости, снятия усталости отдельных мышечных групп, предупреждения вредного воздействия гиподинамии применяется производственная гимнастика в виде: вводной гимнастики в начале дня (6-8 упражнений в течение 5-7 мин в темпе, несколько более высоком, чем предстоящая деятельность), физкультурных пауз для работающих в условиях ограниченной подвижности (5-10 мин от 1 до 4 раз в смену), для снятия напряжения при больших нервных нагрузках - физкультурные минутки (2-3 упражнения за 2-3 мин). Пассивный отдых целесообразен только для физически тяжелых работ.

Во время перерывов рекомендуется сменить рабочую позу. Для работ нормальной тяжести и интенсивности наиболее эффективен активный отдых, связанный с переменой вида деятельности и переключением нагрузки с утомленных органов на бездействующие или менее загруженные. В любом производстве целесообразно проводить отдых в специально выделенных помещениях – комнатах, уголках, зонах отдыха. Эффективным является создание комнат психологической разгрузки, в которых во время отдыха проводится сеанс психотерапевтического внушения (не более 18-20 мин). Использование функциональной музыки является средством повышения работоспособности при однообразных, монотонных трудовых процессах. Вид музыки выбирается в соответствии с особенностями выполняемой работы. Как средство активизации отдыха может использоваться смена видов деятельности в процессе работы (перемена рабочих мест и выполняемых операций в процессе работы, работа по совмещаемым профессиям и функциям). Необходимость смены форм деятельности необходимо учитывать при проведении еженедельного отдыха и ежегодного отпуска. Аутогенная тренировка (представляет собой метод самотренировки нервной системы путем сознательного управления физиологическими процессами) как комплекс приемов мышечной саморегуляции, навыков мышечного расслабления, позволяет работникам улучшить эмоциональное состояние, снять нервное утомление (методике должен обучать врач-специалист).

Во время отдыха нужно уметь расслабляться, 2-3 мин глубокого сна заменят 4-5 часов беспокойного сна.

Благоприятно создание хорошего социально-психологического климата в коллективе. Эмоциональную напряженность быстро снижает юмористическая разрядка. Предпочтительным является смешанный (разновозрастный, разнополый) коллектив, объединенный единой целью.

Заключение

Проанализировав стадии работоспособности, можно сделать следующие выводы.

В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности. Выделены основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв.

При анализе изменений в функционировании обеспечивающих систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики работоспособности может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них.

Список литературы

Баранова, И. Как сохранять работоспособность в условиях стресса / И. Баранова. // Генеральный директор. – 2009. - №5.

Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В.А. Бодров – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.

Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. // Категории принципы и методы психологии. Психические процессы. – М.: Знание, 1991. – С. 35–54.

Просмотров работы: 3690