В настоящее время в современной педагогике вопрос о развитии и повышении познавательной активности младших школьников стоит на повестке дня. Это связано с требованиями нового образовательного стандарта, нацеленного на обеспечение у учащихся такой компетенции, как умение учиться. В свою очередь «умение учиться» напрямую зависит от «желания учиться». То есть процесс обучения проходит эффективнее, если школьник не просто получает знания, а проявляет познавательную активность. В своей статье мы постарались раскрыть роль системы контроля и оценки знаний учащихся в стимулировании познавательной активности детей.
Познавательная активность – качество учебной деятельности, проявляющееся в стремлении к овладению знаниями, умениями и навыками, в мобилизации нравственно – волевых усилий для достижения цели и умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты.
Познавательную активность нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Следовательно, учитель должен организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Л. С. Выготский говорил о том, что активизация познавательной деятельности зависит от личной мотивации, которая наиболее удачно отражает концепция «Я – хочу, я – могу, я – нуждаюсь». Чтобы реализовать подобное положение, необходимо создать для ребенка ситуацию успеха и как следствие мотивации к познавательной деятельности и познавательной активности. Одним из показателей успехов ученика является – оценка. Регулярная оценка знаний позволяет отмечать успехи школьников, возбуждает переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, стимулируя тем самым их познавательную активность, которая является одним из показателей качества образования.
В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к учебно-познавательной активности оценка означает установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.
Оценка учебной деятельности учащихся имеет большое образовательное и воспитательное значение. Образовательная роль оценки состоит в том, что учащиеся получают объективную информацию о результатах своей учебной работы. Дополняемая самооценкой ученика, оценка учителя указывает на достижения школьника в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, пробелы, упущения и пути их устранения. Воспитательная роль оценки заключается в осознании учениками способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения.
В процессе оценивания уровень развития познавательной активности учащихся повышается, если соблюдать следующие принципы:
объективности - заключается в научно обоснованном содержании диагностических заданий, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым;
систематичности - состоит в необходимости проведения диагностического контроля на всех этапах дидактического процесса;
наглядности - подразумевает проведение открытых испытаний всех учеников по одним и тем же критериям, рейтинг каждого ученика носит наглядный, сравнимый характер.
Оценивание как условие развития познавательной активности учеников выполняет следующие функции:
развивающую - развивает умения школьников к самоконтролю, анализу и правильной оценке результатов своей деятельности;
ориентирующую - воздействует на умственную работу школьников, осознание ими процесса работы и понимание собственных знаний;
мотивационную - воздействует на эмоционально-волевую сферу учеников через переживание ими успеха или неуспеха;
воспитательную - приучает школьников к систематической работе, дисциплинированности, ответственности, формирует положительные нравственные качества личности и мотивы учения;
коррекционную - дает ученикам возможность понять свои ошибки, отрефлексировать и осуществить коррекцию;
информационную - подразумевает планирование и прогнозирование результатов обучения школьников, дает возможность проанализировать причины неудач.
Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках труда: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования…. Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).
В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них:
устный или письменный опрос
краткая самостоятельная работа
практическая или лабораторная работа
тестовые задания
Таким образом, педагогическая оценка влияет на стимулирование учащихся к познавательной активности, препятствует возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения. Использование всего арсенала педагогической оценки позволяет повысить эффективность урока, качество обучения и сформировать внутреннюю мотивацию учения.