Проведенная административная реформа в стране, которая должна повысить управляемость как государственной, так и общественной жизни, не может быть реализована без высокоэффективного обеспечения кадровой составляющей всех уровней вертикали власти в стране. На сегодняшний день можно выделить одну из особо важных проблем в ходе реализации данной реформы – это формирование и развитие кадрового потенциала государственной службы. Люди с профессиональными знаниями и умениями являются ценностью, особенно в странах с развитой промышленностью. В сфере государственной службы России и отдельных субъектов Российской Федерации качественные кадры имеют особую значимость. Поэтому вопрос о повышении эффективности кадровой политики государственной службы России в целом и отдельных субъектов Федерации является крайне важным.
Государственная служба является специфической формой трудовой (вернее сказать, служебной) деятельности, что определяет отличительные свойства, присущие кадровому потенциалу государственной службы. Кадровый потенциал государственной службы в ряде научных публикаций рассматривается как имеющиеся, в том числе и скрытые, еще пока не реализованные возможности и не востребованные способности работников государственного аппарата, своего рода его скрытый резерв. Другие авторы определяют данный термин как возможность карьерного роста персонала государственной службы, реализации его профессиональных знаний и умений. Эти определения с достаточной полнотой раскрывают сущность рассматриваемого явления, показывая его разные стороны. Кадровый потенциал служит предметом определенного типа служебной деятельности, направленной на его развитие. Кадровый потенциал государственной службы является частью трудового потенциала, включающий только ту его составляющую, к которой относятся работники, имеющие специальную подготовку и осуществляющие функции государственного управления [1].
Состояние кадрового потенциала государственной службы зависит от уровня организации исполнения должностных функций в государственном аппарате. Его эффективность определяется оптимальным количественным составом и степенью профессиональной подготовки его служащих.
Как отмечено в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба РФ – подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ [4,7].
На территории субъекта Федерации, в том числе и в Республике Мордовия, функционируют территориальные органы федеральных органов государственной власти (исполнительных, судебных), которые не входят в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Территориальные органы федеральных министерств и ведомств: суды, управления, отделы инспекции, министерства и др., подчинены вышестоящим федеральным органам. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти – это органы федеральной государственной власти «на местах». Они функционируют наравне с органами исполнительной власти субъектов РФ, а также наряду с органами исполнительной власти местного самоуправления, которые занимаются вопросами местного значения [10].
Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации в общем виде включает: законодательный (представительный) орган государственной власти; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти; иные органы государственной власти.
Таким образом, на территории субъекта Российской Федерации, в том числе Республики Мордовия функционирует два корпуса государственной гражданской службы: федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации (далее – республиканская) [5].
Рассмотрим кратко в целом кадровый потенциал государственной (федеральный и региональный уровень) и муниципальной службы. Статистические данные предоставлены Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия (Мордовиястат). Информация о составе работников, замещавших должности государственной гражданской и муниципальной службы подготовлена по итогам федерального государственного статистического наблюдения на 1 октября 2016 года (информация за 2017–2020 года отсутствует). Форму № 1-ГС (таблицы 3–9) заполняют госорганы РФ и субъектов РФ, работники которых в соответствии с 79-ФЗ и соответствующими нормативно-правовыми актами субъектов РФ являются государственными гражданскими служащими. Федеральные госорганы на региональном уровне: территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, арбитражные суды, суды общей юриспруденции, органы прокуратуры, включая транспортные и специализированные. Госорганы субъектов РФ – законодательные, исполнительные, судебные (конституционные суды субъектов РФ, аппараты мировых судей), другие государственные органы (избирательные комиссии, контрольно-ревизионные органы, аппараты уполномоченных по правам человека) [3].
По данным Мордовиястата (таблица 1), в Республике Мордовия численность государственных и муниципальных служащих на 01.10.2016 составляла 7199 человек, сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 1487 человек [3]. На государственных должностях и должностях государственной гражданской службына 01.10.2016 состоит 4597 человек, в том числе 3358 человек (73 % в общей численности) на государственных должностях и должностях государственной гражданской службы (федеральный уровень) и 1239 человек (27 % в общей численности) на государственных должностях и должностях государственной гражданской службы (региональный уровень). На должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований на 01.10.2016 было занято 2602 человека.
Таблица 1 – Численность государственных и муниципальных служащих по ветвям власти (человек)
Показатели |
Численность государственных и муниципальных служащих |
||||
на 01.10.2008 |
на 01.10.2009 |
на 01.10.2011 |
на 01.10.2013 |
на 01.10.2016 |
|
Всего служащих |
8686 |
8146 |
7903 |
7614 |
7199 |
в том числе в органах: |
|||||
законодательной власти |
53 |
50 |
48 |
43 |
48 |
исполнительной власти |
4186 |
4271 |
4100 |
3852 |
3498 |
судебной власти и прокуратуры |
820 |
871 |
885 |
898 |
996 |
местного самоуправления |
3578 |
2905 |
2821 |
2771 |
2602 |
других госорганов |
49 |
49 |
49 |
50 |
55 |
Наибольшая часть государственных служащих на 01.10.2016 замещали должности государственной службы в органах исполнительной власти – 3498 человек, в органах судебной власти и прокуратуры – 996 человек, в органах законодательной власти – 48 человек, в других государственных органах – 55 человек. Согласно данным, в период 2008–2016 гг. наблюдается наиболее выраженное сокращение численности государственных и муниципальных служащих с максимумом в 2016 г. Связано это с тем, что в период 2008–2016 гг. на постоянной основе начата и впоследствии продолжена реализация комплексных мероприятия, направленных на оптимизацию численности государственных и муниципальных служащих и повышение эффективности деятельности госорганов и органов местного самоуправления региона, что привело к снижению фактической численности госслужащих на 511 человек (с 5108 человек в 2008 г. до 4597 человек в 2016 г.), а также к снижению фактической численности муниципальных служащих на 976 человек (с 3578 человек в 2008 г. до 2602 человек в 2016 г.).
При этом необходимо отметить, что такие результаты по оптимизации численности государственных служащих достигнуты, в первую очередь, за счет опережающей оптимизации исполнительной ветви власти, в то время как иные государственные органы региона не снижали свою численность или, наоборот, увеличивали, образовывались новые госорганы (например, численность государственных служащих в органах судебной власти и прокуратуры увеличилось с 820 человек в 2018 г. до 996 человек в 2016 г.).
Необходимо отметить, тот факт, что несмотря на сокращение численности государственных и муниципальных служащих Республики Мордовия, их количество остается достаточно высоким.
По сообщениям СМИ «Росстат обнародовал оперативный мониторинг за госслужбой. В некоторых регионах статистические данные восприняли как насмешку над здравым смыслом: в Орловской области – самой маленькой среди российских регионов, с населением 759143 человека, в органах власти всех уровней – государственных и муниципальных – трудится 13988 служащих. Местные СМИ тут же подсчитали: на одного чиновника приходится 55 «подопечных», включая младенцев и детей школьного возраста. Для сравнения: в 2000 г. общее количество служивых людей в области составляло 8652 человек (рост в 1,6 раза). Население за тот же период сократилось на 75 тыс. человек, закрылись пять промышленных предприятий, практически ликвидирован малый бизнес, едва дышит сельское хозяйство… Люди делают вывод: в области активно плодятся только чиновники» [11].
Аналогичная ситуация наблюдается во многих субъектах Российской Федерации (таблица 2) [12].
Таблица 2 – Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления на 10000 человек постоянного населения по субъектам Российской Федерации (человек/10000 человек)
Регионы |
годы |
|||||||||||
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
20141) |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||
Российская Федерация |
79,4 |
102,4 |
115,4 |
112,1 |
109,7 |
107,8 |
153,6 |
148,5 |
146,2 |
147,9 |
143,5 |
|
Приволжский федеральный округ |
77,0 |
93,8 |
105,3 |
101,9 |
99,7 |
97,1 |
139,9 |
135,2 |
134,8 |
137,1 |
135,6 |
|
Республика Башкортостан |
63,8 |
80,4 |
84,9 |
83,8 |
83,5 |
81,5 |
115,1 |
111,3 |
109,8 |
112,1 |
110,4 |
|
Республика Марий Эл |
81,4 |
97,8 |
119,4 |
118,3 |
117,6 |
116,7 |
158,5 |
148,7 |
145,5 |
146,3 |
146,0 |
|
Республика Мордовия |
102,2 |
116,8 |
129,5 |
128,6 |
126,1 |
125,3 |
174,6 |
169,1 |
163,8 |
164,9 |
164,3 |
|
Республика Татарстан |
79,5 |
83,6 |
86,1 |
83,5 |
81,7 |
77,2 |
115,1 |
112,9 |
118,4 |
121,1 |
121,0 |
|
Удмуртская Республика |
82,2 |
100,0 |
114,0 |
112,4 |
111,3 |
112,6 |
149,2 |
146,6 |
143,6 |
141,8 |
141,4 |
|
Чувашская Республика |
69,4 |
87,5 |
95,2 |
93,0 |
91,3 |
91,8 |
132,7 |
128,9 |
124,7 |
126,9 |
126,3 |
|
Пермский край |
78,4 |
95,5 |
114,7 |
110,7 |
109,5 |
107,6 |
167,0 |
161,2 |
158,3 |
161,2 |
156,7 |
|
Кировская область |
91,7 |
109,0 |
132,2 |
130,5 |
131,0 |
131,0 |
188,6 |
183,4 |
182,6 |
184,7 |
183,8 |
|
Нижегородская область |
74,8 |
97,2 |
112,0 |
104,2 |
100,9 |
99,6 |
144,8 |
139,8 |
147,6 |
150,1 |
150,2 |
|
Оренбургская область |
75,4 |
99,9 |
118,7 |
113,1 |
110,8 |
105,8 |
154,5 |
146,8 |
142,4 |
144,3 |
142,1 |
|
Пензенская область |
77,7 |
103,3 |
113,7 |
109,2 |
108,1 |
105,7 |
147,6 |
139,9 |
136,9 |
139,7 |
140,3 |
|
Самарская область |
72,4 |
91,0 |
101,8 |
97,5 |
93,6 |
89,9 |
131,2 |
127,9 |
125,8 |
126,9 |
125,5 |
|
Саратовская область |
82,2 |
92,5 |
104,1 |
101,4 |
97,3 |
92,5 |
135,7 |
129,8 |
128,5 |
136,2 |
131,8 |
|
Ульяновская область |
81,5 |
106,4 |
119,3 |
118,1 |
111,9 |
107,1 |
138,0 |
134,1 |
130,3 |
131,4 |
129,1 |
1) C 2014 г. в численность работников государственных органов включены сотрудники территориальных органов МВД России.
Несмотря на сокращение общей численности государственных и муниципальных служащих Республики Мордовия численность работников государственных органов и органов местного самоуправления на 10000 человек постоянного населения достаточно высока (Республика Мордовия по результатам 2018 г. расположилась в середине рейтинга – 43 место), если в среднем по России этот показатель составляет 143,5 человека, в среднем в ПФО этот показатель равен 135,6 человек, то в Республике Мордовия данный показатель составляет 164,3 человека, тем самым регион «уступает первенство» в ПФО только Кировской области (183,8 человека) (таблица 5) [93]. В десятку субъектов РФ с самым низким значением в 2018 г. вошли: Ленинградская область (86,9), г. Москва (97,1), Московская область (102,7), Республика Башкортостан (110,4), г. Санкт-Петербург (115,7), Воронежская область (115,9), Республика Дагестан (116,8), Республика Татарстан (121,0), Краснодарский край (121,2) и Самарская область (125,5). В десятку субъектов РФ с самым высоким значением в 2018 г. вошли: Чукотский автономный округ (610,3), Магаданская область (492,0), камчатский край (355,5), Еврейская автономная область (308,0), Республика Алтай (303,3), Ямало-Ненецкий автономный округ (277,0), Республика Калмыкия (268,7), Республика Тыва (249,2), Сахалинская область (242,2) и Забайкальский край (223,9) [12].
Таким образом, на конец 2018 г. в России приходится 143,5 чиновника на 10 тыс. человек. В скандинавских странах и Канаде госслужащих на душу населения примерно в два-три раза больше, чем в России. В Германии, США, Японии, Испании, Израиле численность чиновников примерно схожа с российским уровнем и составляет 100–110 человек на 10 тыс. граждан, или около 2 % всей рабочей силы. Меньше всего чиновников среди рассмотренных стран зафиксировано в Индии (29 чиновников), Казахстане (51 чиновник) и Китае (72 чиновника). То есть число госслужащих и работников госсектора напрямую не связано с благополучием страны: есть государства с высоким уровнем жизни как с большим, так и с меньшим числом работников госструктур [11].
В таблице 3 представлена информация о численности федеральных государственных служащих, в том числе по ветвям власти [3]. В Республике Мордовия численность федеральных госслужащих на 01.10.2016 составляла 3358 человек, сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 589 человек. Согласно представленным данным, наибольшая часть федеральных государственных служащих на 01.10.2016 замещали должности госслужбы в органах исполнительной власти – 2507 человек, в органах судебной власти и прокуратуры – 851 человек.
Таблица 3 – Численность федеральных государственных служащих по ветвям власти (человек)
Показатели |
Численность федеральных государственных служащих |
||||
на 01.10.2008 |
на 01.10.2009 |
на 01.10.2011 |
на 01.10.2013 |
на 01.10.2016 |
|
Все государственные должности и должности гражданской службы |
3956 |
4056 |
3876 |
3633 |
3358 |
в том числе в органах: |
|||||
исполнительной власти |
3177 |
3226 |
3031 |
2774 |
2507 |
судебной власти и прокуратуры |
779 |
830 |
845 |
859 |
851 |
Численность республиканских государственных служащих по ветвям власти представлена в таблице 4 [3]. Государственные должности и должности государственной службы Республики Мордовия на 1 октября 2016 г. замещают 1239 человек, в том числе 991 человек (80 %) в органах исполнительной власти, 145 человек (12 %) в органах судебной власти, 48 человек (4 %) в органах законодательной власти.
Таблица 4 – Численность республиканских государственных служащих по ветвям власти (человек)
Показатели |
Численность республиканских государственных служащих |
||||
на 01.10.2008 |
на 01.10.2009 |
на 01.10.2011 |
на 01.10.2013 |
на 01.10.2016 |
|
Все государственные должности и должности гражданской службы |
1152 |
1185 |
1206 |
1210 |
1239 |
в т.ч. в органах: |
|||||
законодательной власти |
53 |
50 |
48 |
43 |
48 |
исполнительной власти |
1009 |
1045 |
1069 |
1078 |
991 |
судебной власти |
41 |
41 |
40 |
39 |
1451) |
других госорганах |
49 |
49 |
49 |
50 |
55 |
Включены аппараты по обеспечению деятельности мировых судей
Согласно данным, за последние пять лет численность республиканских госслужащих увеличилась на 33 человека или на 2,7 %. Отметим тенденцию сокращения численности республиканских госслужащих исполнительной власти с 1069 человек в 2011 г. до 991 человека в 2016 г., при одновременном увеличении численности служащих в органах судебной власти за аналогичный период с 40 госслужащих до 145 госслужащих (в основном за сет увеличения аппарата по обеспечению деятельности мировых судей). В органах законодательной власти значительных изменений численности за анализируемый период не наблюдается.
Далее рассмотрим систему органов государственной власти Республики Мордовия. Конституция России в ст. 77 определяет, что система органов государственной власти субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно. Таким образом, дизайн власти в субъектах Федерации может быть различным.
Систему высших органов государственной власти образуют Государственное Собрание РМ, Глава РМ, Правительство РМ.
В ст. 78 Конституции РМ закреплено, что Государственное Собрание РМ является высшим законодательным органом Мордовии [2].
В ст. 64 Конституции РМ закреплено, что Глава Республики Мордовия является высшим должностным лицом Республики Мордовия и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия [2].
В ст.1 Закона РМ «О Правительстве Республики Мордовия» № 42-З отмечено, что Правительство РМ является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти РМ и обеспечивающим их согласованную деятельность [6]. В соответствии с Указом Главы РМ «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия» № 187-УГ в целях формирования эффективной структуры исполнительных органов государственной власти РМ утверждена структура исполнительных органов госвласти Республики Мордовия: а) Правительство РМ; б) Министерства РМ (Министерство здравоохранения РМ; Министерство финансов РМ и прочие – всего 15 единиц); в) Государственные комитеты РМ (Государственный комитет имущественных и земельных отношений); г) Республиканские службы РМ (Республиканская ветеринарная служба; Республиканская служба по тарифам); д) Иные исполнительные органы государственной власти РМ (Постоянное представительство РМ при Президенте РФ) [8].
Для выполнения функций по управлению государственными служащими и в целом системой государственной гражданской службы в органах государственной власти Республики Мордовия в каждом органе государственной власти РМ имеется определенная структура.
Анализ показал, что на территории Республики Мордовия действуют более 20 единиц государственных органов исполнительной и законодательной власти Республики Мордовия в которых функционирует аппарат госслужащих. В большинстве государственных органов РМ в рамках реализации кадровой политики, развития государственной гражданской службы, кадрового и организационно-штатного обеспечение деятельности своих администраций функционируют кадровые структуры, объединенные с каким-либо структурным подразделением (штат данных структурных подразделений составляет 2–5 человек, в том числе 1–2 человека – кадровики): в Министерстве промышленности, науки и новых технологий РМ – отдел кадровой работы и профилактики коррупционных и иных правоотношений; в Министерстве образования РМ – отдел организационно-правовой и кадровой работы; в Министерстве спорта, молодежной политики и туризма РМ – отдел правового обеспечения и кадровой работы; в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения РМ – отдел правового и кадрового обеспечения; в Министерстве здравоохранения РМ – отдел кадрового обеспечения и делопроизводства [10].
В некоторых государственных органах РМ в рамках реализации кадровой политики и кадрового обеспечения деятельности своих администраций функционируют структурные подразделения, на которые в том числе, возложены функции по ведению кадровой работы (штат данных структурных подразделений невелик: 1–3 человека, в том числе на одного служащего возложены функции по ведению кадровой работы): в Аппарате Государственного Собрания РМ – организационное управление; в Министерстве экономики, торговли и предпринимательства РМ – отдел организации и ведения специальных работ; в Министерстве информатизации и связи РМ – организационный отдел [10].
Анализ показал, что только в двух государственных органах РМ в рамках реализации кадровой политики и кадрового обеспечения деятельности своих администраций функционируют самостоятельные структурные подразделения: в Администрации Главы РМ –Управление государственной службы; в Аппарате Правительства РМ –отдел кадровой работы.
Проведенное исследование, позволило сделать вывод, что структура кадровой службы органов государственной власти РМ зависит от трех причин: задач, функций, которые возложены на кадровую службу, и численности государственных гражданских служащих. В целом кадровые службы органов государственной власти и можно разделить на 3 группы:
- первая группа: в органе государственной власти Республики Мордовия нет самостоятельного структурного подразделения, функции осуществления кадровой работы возложены на какого-либо госслужащего (например, секретаря руководителя, консультанта) либо есть один кадровый работник (штат данных структурных подразделений невелик: 1–3 человека);
- вторая группа: в органе государственной власти Республики Мордовия кадровая служба объединена с каким-либо структурным подразделением, чаще всего правовым или организационным (штат данных структурных подразделений составляет 2–5 человек, в том числе 1–2 человека – кадровики);
- третья группа: кадровая служба является самостоятельным структурным подразделением органа государственной власти Республики Мордовия (полная численность, позволяющая кадровой службе решать все задачи, выполнять все кадровые функции).
Далее рассмотрим цели, задачи и структуру Управления государственной службы Администрации Главы Республики Мордовия (далее – Управление), так как данное структурное подразделение в наибольшей степени занимается вопросами формирования и совершенствования системы управления государственной гражданской службой, а также вопросами подготовки проектов государственных программ по вопросам развития и реформирования государственной гражданской службы РМ, проектов программ развития муниципальной службы Республики Мордовия. Управление является структурным подразделением Администрации Главы РМ [9].
В структуру Управления входят:
– отдел по работе с органами местного самоуправления (сектор организационно-аналитической работы);
– отдел по вопросам государственной службы и кадров (сектор кадровой работы, сектор профессионального развития гражданских служащих, сектор по формированию и работе с кадровым резервом);
– отдел наград.
Основными задачами Управления являются:
– осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением указов, распоряжений и поручений Главы РМ по вопросам государственной гражданской службы, взаимодействия с органами местного самоуправления, кадровым вопросам и вопросам, касающимся государственных наград и наград, являющихся формой поощрения граждан;
– кадровое и организационно-штатное обеспечение деятельности Администрации;
– участие в работе по совершенствованию правовых основ государственной гражданской службы и муниципальной службы [9].
В заключении отметим, что Управление государственной службы Администрации Главы Республики Мордовия, во-первых, в наибольшей степени занимается вопросами развития и реформирования государственной гражданской службы Республики Мордовия в целом; а во-вторых вопросами кадрового и организационно-штатного обеспечение деятельности Администрации Главы Республики Мордовия.
Управленческая работа в госорганах – это сложный процесс, который требует глубоких знаний в области теории управления, экономики, психологии, права. Высокий профессионализм – необходимое требование к госслужащим в настоящее время. Руководителю государственного органа и руководителю кадровой службы любого госоргана следует обратить более пристальное внимание на вопросы открытости проводимой кадровой политики и кадровой деятельности, пресечения фактов субъективизма и кадрового произвола, повышения уровня правовой и социальной защищенности госслужащих, роста их профессионального уровня и обеспечения должностного роста, содействия не на словах, а на деле служебной карьере.
Практика свидетельствует, что приоритетными задачами и направлениями работы кадровой службы госорганов в регионе на ближайшее время должны стать: внедрение новой системы поиска и отбора кадров госслужбы; обеспечение устойчивого и непрерывного профессионального развития персонала госоргана; формирование и рациональное использование кадрового резерва; планирование и реализация служебной карьеры; становление единой системы государственных гарантий и социальной защиты государственных служащих; активизация контроля за соблюдением законодательства о государственной службе и кадровой деятельности.
Список использованных источников
Граждан В. Д. Государственная гражданская служба : Учебник для вузов / В. Д. Граждан. – 6-е изд. ; пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 468 с. – ISBN 978-5-534-01096-1. – URL: https://urait.ru/bcode/449841. – Режим доступа : для авториз. пользователей. – Текст : электронный.
Конституция Республики Мордовия от 21 сентября 1995 года : текст с изменениями на 16 сентября 2020 года : [принята Конституционным Собранием Республики Мордовия
21 сентября 1995 года]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/804950314. – Режим доступа: сеть Интернет. – Текст: электронный.
Мордовия: Стат. ежегодник / Мордовиястат. – Саранск, 2020. – 438 с. – Текст : непосредственный.
О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года : текст с изменениями и дополнениями на 8 декабря 2020 года : [принят Государственной Думой 7 июля 2004 года : Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт информ.-правовой компании]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/. – Режим доступа: сеть Интернет.
О государственной службе Республики Мордовия : Закон Республики Мордовия № 10-З от 26 января 1996 года : текст с изменениями и дополнениями на 5 апреля 2017 года : [Принят Государственным Собранием Республики Мордовия 11 января 1996 года]. – Текст : электронный // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. – URL: https://base.garant.ru/8909879/. – Режим доступа: сеть Интернет.
О Правительстве Республики Мордовия : Закон Республики Мордовия № 42-З от 12 ноября 2001 года : текст с изменениями и дополнениями на 10 марта 2020 года : [Принят Государственным Собранием Республики Мордовия 2 ноября 2001 года]. – Текст : электронный // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. – URL: https://base.garant.ru/8909175/. – Режим доступа: сеть Интернет.
О системе государственной службы Российской Федерации : Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года : текст с изменениями и дополнениями на 23 мая 2016 года : редакция, действующая с 1 января 2017 года : [Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года : Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт информ.-правовой компании]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/. – Режим доступа: сеть Интернет.
О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия : Указ Главы Республики Мордовия № 187–УГ от 21 ноября 2005 года : текст с изменениями и дополнениями на 29 января 2020 года. – Текст : электронный // Консорциум «Кодекс» : [сайт информ. компании]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/802041755. – Режим доступа: сеть Интернет.
Об утверждении Положения об Управлении государственной службы Администрации Главы Республики Мордовия : Указ Главы Республики Мордовия № 312–УГ от 9 декабря 2013 года : текст с изменениями и дополнениями на 14 ноября 2018 года. – Текст : электронный // Консорциум «Кодекс» : [сайт информ. компании]. – URL: http://rdocs3.cntd.ru/document/460227271. – Режим доступа: сеть Интернет.
Официальный портал органов государственной власти Республики Мордовия : сайт. – URL: http://www.e-mordovia.ru/. – Текст : электронный.
Страна чиновников: Россия бьет рекорды по количеству госслужащих. – URL: https://citifox.ru/2017/06/28/strana-chinovnikov-rossiya-bet-rekord/.– Текст : электронный.
Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления на 10000 человек постоянного населения. – Текст : электронный // Федеральная служба государственной статистики [официал. сайт]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11191