АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С УЧЕТОМ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С УЧЕТОМ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Сорокина Н.В. 1
1МГУ им.Н.П. Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная инфраструктура муниципальных образований представляет собой сложный, многофункциональный комплекс элементов, сгруппированных по сферам, которые обеспечивают развитие муниципальных образований, удовлетворение основных потребностей и интересов населения, создание условий для его жизнеобеспечения и воспроизводства. Кроме того, уровень развития социальной инфраструктуры определяет условия деятельности хозяйствующих субъектов, является фактором социально-экономического развития муниципальных образований. Установлено, что, чем выше уровень развития социальной инфраструктуры, тем быстрее и охотнее в муниципальные образования приходят инвестиции, прибывает рабочая сила, ускоряется экономическое развитие, улучшается качество жизни населения. И, наоборот, чем ниже уровень развития инфраструктуры, тем медленнее или с большими издержками развивается производство, тем ниже качество жизни населения.

Недооценка роли социальной инфраструктуры на протяжении многих лет привела к ее финансированию по остаточному принципу, что во многом не отвечает потребностям населения. Диспропорции в размещении объектов социальной инфраструктуры характерны для многих муниципальных образований республики. Социальная инфраструктура современных муниципальных образований переживает ряд серьезных проблем, что сказывается на уровне и качестве жизни населения, лимитируя возможности удовлетворения его основных жизненных потребностей.

Стоит также обратить внимание и на тот факт, что развитие социальной инфраструктуры тесно связано с плотностью населения и приростом численности населения – чем больше потребителей, тем выше потребность в объектах социальной инфраструктуры.

Демографическая ситуация в муниципальных образованиях республики характеризуется снижением численности населения на протяжении всего периода современной российской действительности. Так, с 1990 г. убыль составила 165 тыс. человек, только за последние 4 года – 17,2 тыс. человек или 2,13 % общей численности населения. Темпы убыли населения по районам существенно различаются: от 1,75 % в Лямбирском до 13,79 % в Атюрьевском районе (таблица 1). Сокращение численности населения происходит за счет как естественной, так и миграционной убыли. Полученные в ходе расчета прогноза результаты показали, что за исключением городского округа Саранск фактически во всех муниципальных образованиях Республики Мордовия данная тенденция сохранится и дальше.

Таблица 1 – Территория, численность и плотность населения по

муниципальным образованиям Республики Мордовия

 

Городской округ,

муниципальные районы

2020 г.

2016 г.

2018 г.

2020 г.

2020 г. к 2016 г, %

 

Площадь территории, тыс. км2

Плотность населения,

человек

на 1 км2

Численность населения,

тыс. чел.

 

городской округ Саранск

0,4

913,2

337,2

348,4

349,8

103,74

 

Ардатовский район

1,2

20,1

26,1

25,2

24,0

91,95

 

Атюрьевский район

0,8

9,0

8,7

8,0

7,5

86,21

 

Атяшевский район

1,1

15,0

17,9

17,2

16,5

92,18

 

Б-Березниковский район

1,0

12,5

12,8

12,4

12,0

93,75

 

Б-Игнатовский район

0,8

7,8

7,2

6,9

6,5

90,28

 

Дубенский район

0,9

12,3

12,2

11,7

11,0

90,16

 

Ельниковский район

1,1

8,8

10,3

9,7

9,3

90,29

 

Зубово-Полянский район

2,7

19,8

55,4

54,9

53,6

96,75

 

Инсарский район

1,0

11,9

12,8

12,2

11,5

89,84

 

Ичалковский район

1,3

13,9

18,8

18,3

17,6

93,62

 

Кадошкинский район

0,6

10,4

7,1

6,8

6,4

90,14

 

Ковылкинский район

2,0

18,1

40,2

38,3

36,7

91,29

 

Кочкуровский район

0,8

11,8

10,1

9,9

9,6

95,05

 

Краснослободский район

1,4

16,2

23,8

23,1

22,3

93,70

 

Лямбирский район

0,9

38,3

34,3

34,2

33,7

98,25

 

Ромодановский район

0,8

24,4

19,9

19,5

19,0

95,48

 

Рузаевский район

1,1

55,0

64,7

63,3

61,5

95,05

 

Старошайговский район

1,4

7,9

12,4

11,9

11,3

91,13

 

Темниковский район

1,9

6,7

14,7

14,0

13,0

88,44

 

Теньгушевский район

0,8

11,5

10,8

10,3

9,7

89,81

Торбеевский район

1,1

16,3

19,4

18,7

18,3

94,33

Чамзинский район

1,0

29,2

30,6

30,1

29,5

96,41

Республика Мордовия

26,1

30,2

807,4

805,0

790,2

97,87

Важным фактором развития социальной инфраструктуры является обеспечение качественным и доступным жильем.На 1 января 2019 г. объем жилищного фонда составлял – 22491,6 тыс. м2 (таблица 2). В расчете на одного жителя республики приходилось 28,5 м2. Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме жилья составляла 44,9 %. Населением за счет собственных и заемных средств было построено в 2019 г. 148,2 тыс. м2 общей площади жилья [56].

Наиболее высокие показатели, характеризующие жилищный фонд муниципального образования, отмечены в г.о. Саранск, Зубово-Полянском и Рузаевском районах, при этом жилищный фонд на указанных территориях увеличился за рассматриваемый промежуток времени. Одной из основных причин увеличения жилищного фонда является строительство жилья с помощью ипотечного жилищного кредитования, которое активно развивается и является одним из ключевых звеньев в решение данной проблемы.

На сегодняшний день в республике сформированы нормативно-правовые и организационно-экономические условия для развития первичного рынка ипотечных кредитов, функционирования механизма рефинансирования системы ипотечного жилищного кредитования. Стоит отметить, что за рассматриваемый промежуток времени по некоторым муниципальным образованиям жилищный фонд сократился, что связано с убылью населения в них. Наиболее низкие показатели отмечены в Большеигнатовском районе, где жилищный фонд составляет 221,2 м2 и в Кадошкинском районе, где жилищный фонд составляет 214,8 м2 по итогам 2019 г.

Таблица 2 – Динамика жилищного фонда, тыс. м2

Территория

жилищный фонд, тыс. м2

2012 г.

Ранг

2014 г.

2016 г.

2019 г.

Ранг

городской округ Саранск

7253,1

1

7737,3

8083,1

8593,4

1

Ардатовский район

704,6

8

713,1

707,6

726,6

8

Атюрьевский район

316,2

20

314,2

319,7

326,5

19

Атяшевский район

622,2

9

591,3

603,7

617,8

9

Б-Березниковский район

432,0

15

398,4

404,4

415,8

15

Б-Игнатовский район

215,0

22

217,2

219,7

221,2

22

Дубенский район

481,7

14

486,8

494,8

504,4

14

Ельниковский район

337,9

18

320,4

309,3

311,2

21

Зубово-Полянский район

1235,0

3

1293,5

1312,6

1347,2

3

Инсарский район

356,5

17

367,1

363,1

372,4

18

Ичалковский район

549,6

12

551,4

559,1

570,7

12

Кадошкинский район

201,1

23

204,2

208,3

214,8

23

Ковылкинский район

1059,2

4

1089,6

1105,0

1146,8

4

Кочкуровский район

333,6

19

361,5

396,9

415,6

16

Краснослободский район

755,8

7

762,4

769,1

785,5

7

Лямбирский район

816,7

6

837,9

872,3

922,7

5

Ромодановский район

547,0

13

557,8

573,7

589,5

10

Рузаевский район

1604,9

2

1625

1649,3

1670,1

2

Старошайговский район

402,6

16

382,7

386,6

404,1

17

Темниковский район

554,1

11

536,4

538,4

550,9

13

Теньгушевский район

306,1

21

307,5

308,9

320,1

20

Торбеевский район

580,5

10

563,1

565,7

575,2

11

Чамзинский район

832,1

5

845,7

863,2

889,1

6

Жилищные проблемы продолжают оставаться острыми и злободневными, несмотря на возникшую в последние годы тенденцию к повышению обеспеченностью общей площадью, приходящейся на одного жителя. В среднем на одного жителя в Дубенском районе приходится 45,9м2 (1 место), в Атюрьевском районе43,8м2 (2 место), в Кочкуровском районе43,2м2 (3 место) (таблица 3) [56]. В этом случае наиболее высокие показатели отмечены именно в сельской местности, а в городах, наоборот, наиболее низкие, причиной чему является более низкая концентрация жителей на селе.

Таблица 3 Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2

Муниципальные

образования

2012 г.

Ранг

2014 г.

2016 г.

2018 г.

2019 г.

Ранг

городской округ Саранск

22,2

22

23,3

23,5

24,3

24,6

23

Ардатовский район

25,3

18

26,7

27,5

29,3

30,3

18

Атюрьевский район

31,6

6

34,7

38,4

42,9

43,8

2

Атяшевский район

32,4

3

32,3

34,5

36,3

37,5

5

Б-Березниковский район

32

4

30,6

32,0

33,7

34,7

8

Б-Игнатовский район

27,6

11

29,1

31,2

32,8

33,8

9

Дубенский район

36,8

1

38,9

41,2

44,4

45,9

1

Ельниковский район

30,2

7

30,4

30,8

32,9

33,5

11

Зубово-Полянский район

21,6

23

23,2

23,7

24,4

25,1

22

Инсарский район

26,2

16

28,1

29,1

31,2

32,3

14

Ичалковский район

27,6

12

28,9

30,1

31,6

32,5

13

Кадошкинский район

26,5

15

28,2

29,9

32,3

33,7

10

Ковылкинский район

25

19

26,6

28,0

30,6

31,3

16

Кочкуровский район

31,8

5

35,1

40,1

41,7

43,2

3

Краснослободский район

30

8

31,3

32,7

34,2

35,2

7

Лямбирский район

23,7

21

24,3

25,4

26,3

27,4

20

Ромодановский район

27,1

13

27,9

29,1

30,2

31,0

17

Рузаевский район

24,6

20

25,0

25,6

26,6

27,1

21

Старошайговский район

30

9

30,1

31,8

34,5

35,8

6

Темниковский район

34,4

2

35,5

37,6

40,7

42,4

4

Теньгушевский район

26,2

17

27,8

29,5

31,8

32,8

12

Торбеевский район

28,3

10

28,6

29,8

31,2

31,5

15

Чамзинский район

26,8

14

27,3

28,4

29,5

30,2

19

Доля общей площади жилых помещений, оборудованной всеми видами коммунальной инфраструктуры, в разрезе муниципальных районов приведена в таблице 4 [56]. Так по состоянию на 1 января 2019 г. общая площадь жилых помещений, например, в сельской местности составляла 8948,3тыс. м2, в том числе оборудованная: водопроводом – 62,3 %; канализацией – 41,7 %; отоплением – 92,5 %; ваннами – 25,9 %; газом – 96,2 %; горячим водоснабжением – 26,6 %, напольными электроплитами – 0,1%.

Таблица 4Доля общей площади жилых помещений, оборудованной

всеми видами коммунальной инфраструктуры, в разрезе муниципальных

образований Республики Мордовии

Муниципальные

образования

годы

2015

2019

2015

2019

2015

2019

2015

2019

2015

2019

Удельный вес площади, оборудований, в процентах

водопроводом

канализацией

отоплением

ваннами

газом

городской округ Саранск

91,9

92,9

91,8

92,8

99,9

100,0

88,1

88,9

94,7

92,8

Ардатовский район

56,6

57,7

54,6

56,8

95,3

96,8

23,0

25,0

99,2

98,9

Атюрьевский район

86,0

86,1

13,3

20,6

81,2

86,6

11,6

14,5

96,9

95,5

Атяшевский район

45,1

49,9

42,4

41,9

95,8

96,0

15,7

17,2

95,7

96,2

Б-Березниковский район

40,1

44,5

24,2

25,6

82,7

87,0

17,6

22,9

96,9

96,7

Б-Игнатовский район

7,0

19,1

7,0

16,5

99,5

99,3

7,0

8,0

99,4

99,8

Дубенский район

31,3

36,2

2,3

3,8

100,0

99,7

3,4

3,7

100,0

99,9

Ельниковский район

94,3

94,3

58,8

58,8

95,7

96,8

31,0

33,5

98,5

98,0

Зубово-Полянский район

83,7

84,9

46,3

50,2

85,7

91,8

26,1

30,8

98,1

98,0

Инсарский район

65,0

66,6

58,7

59,8

78,7

92,7

32,0

33,8

96,2

96,3

Ичалковский район

71,0

72,6

47,9

57,1

100,0

100,0

12,1

6,2

99,8

100,0

Кадошкинский район

51,3

71,6

44,7

69,7

82,6

97,7

33,7

43,2

97,1

98,1

Ковылкинский район

82,1

83,9

56,7

60,0

91,8

94,6

31,7

32,6

92,9

97,5

Кочкуровский район

61,4

69,2

46,4

46,9

95,7

92,9

45,0

51,0

98,1

98,5

Краснослободский район

82,9

82,6

69,2

67,7

87,0

85,9

48,8

49,4

95,2

95,3

Лямбирский район

69,1

67,2

55,4

54,5

99,1

98,7

48,0

48,0

99,1

97,7

Ромодановский район

39,5

46,3

34,3

39,0

93,1

93,7

25,8

29,6

96,0

95,1

Рузаевский район

89,1

89,9

82,0

84,8

94,4

97,8

56,6

59,2

92,5

97,7

Старошайговский район

58,0

67,5

51,2

53,4

73,0

95,9

33,0

36,6

97,5

97,6

Темниковский район

75,6

77,2

52,4

51,5

65,0

75,6

33,4

35,2

90,7

90,0

Теньгушевский район

71,5

71,5

52,5

54,0

80,8

80,9

6,5

5,2

96,5

90,3

Торбеевский район

62,7

67,8

45,4

45,7

83,2

87,8

37,2

41,3

94,8

97,1

Чамзинский район

70,0

74,9

57,0

61,3

95,9

97,7

56,1

60,7

98,6

99,2

Справочно:

Республика Мордовия

77,4

79,7

66,3

68,8

93,8

96,0

53,6

56,0

95,7

95,5

При этом удельный вес общей площади жилых помещений, оборудованной всеми видами коммунальной инфраструктуры, составил 24,7 % (или 2179,3 тыс. м2). На 1 января 2019 г. удельный вес площади, оборудованной всеми видами коммунальной инфраструктуры, составил 25 % (или 2215,3 тыс. м2).

С учетом организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи сформировано 8 медицинских округов для оказания медицинской помощи населению. Создано семь межрайонных больниц, которые оказывают круглосуточную первичную и специализированную помощь жителям прикрепленных районов. В целях улучшения доступности оказания первичной стационарной медико-санитарной помощи жителям сельских районов был укреплен кадровый потенциал и материальная база 7 районных больниц. В целом обеспеченность врачами в республике выше, чем в Приволжском федеральном округе и в Российской Федерации – 46,7 на 10 тыс. населения. Однако, при достаточно высоких показателях обеспеченности населения республики медицинскими кадрами отмечается неравномерность их распределения, проявляющаяся на уровне сельских районов и отдельных административных территорий республики. Наиболее выражена потребность в таких специалистах, как врачи общей практики, врачи-педиатры участковые, врачи-неонатологи.

Сокращается разрыв (в аспекте село-город) в обеспеченности населения учреждениями здравоохранения, улучшается оснащенность сельских лечебно-профилактических учреждений вспомогательными отделениями (кабинетами). Однако территориальная дифференциация в обеспеченности населения учреждениями здравоохранения и медицинскими кадрами сохраняется (таблица 5).

Таблица 5 – Уровень обеспеченности медицинскими учреждениями по

муниципальным районам Республики Мордовия

Муниципальные районы

Больничные учреждения (районная больница), единиц

Фельдшерско-акушерские пункты

Число больничных коек – всего, единиц

Число станций скорой помощи (отделений), единиц

Амбулаторно-поликлинические учреждения

Численность врачей – всего, человек

Численность среднего медицинского персонала – всего, человек

Ардатовский район

1

31

65

1

-

51

188

Атюрьевский район

1

16

43

1

-

20

85

Атяшевский район

1

30

55

-

-

35

123

Б-Березниковский район

1

20

58

-

1

23

78

Большеигнатовский район

1

18

40

-

-

8

54

Дубенский район

1

20

40

1

1

31

97

Ельниковский район

1

19

43

1

1

23

90

Зубово-Полянский район

1

35

135

2

40

77

236

Инсарский район

1

19

40

1

-

30

88

Ичалковский район

1

24

88

-

-

57

195

Кадошкинский район

1

5

35

1

1

9

41

Ковылкинский район

1

39

217

1

7

110

312

Кочкуровский район

-

12

-

-

1

22

55

Краснослободский район

1

29

203

1

34

92

292

Лямбирский район

-

15

50

-

7

42

78

Ромодановский район

-

16

50

1

1

44

102

Рузаевский район

2

25

388

1

5

220

503

Старошайговский район

1

16

85

1

1

28

98

Темниковский район

1

28

70

1

2

39

138

Теньгушевский район

1

15

55

-

1

29

109

Торбеевский район

1

28

103

1

-

86

278

Чамзинский район

1

18

200

1

2

93

255

Скорую медицинскую помощь населению республики оказывают: 1 станция скорой медицинской помощи (обслуживает населения г.о. Саранск, Кочкуровского, Лямбирского и Ромодановского районов) и 19 отделений скорой медицинской помощи при районных и межрайонных больницах; 68,25 – выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе врачебных общепрофильных – 32,50, фельдшерских общепрофильных – 30,75, специализированных педиатрических – 4, специализированная психиатрическая – 1. В период до 2025 г. планируется продолжение реформирования инфраструктуры здравоохранения и приведение в соответствие с численностью и составом населения, а также со структурой заболеваемости и смертности на территории республики.

Вышеуказанные медицинские организации включают следующие структурные подразделения: 478 фельдшерско-акушерских пункта (далее ФАП), 36 отделений и офисов врачей общей практики (152 врача общей практики). В населенных пунктах с числом жителей 100-300 человек организуются ФАП или фельдшерские здравпункты (далее ФЗП) в случае, если расстояние от ФАП, ФЗП до ближайшей медицинской организации превышает 6 км. В населенных пунктах с числом жителей 301-1000 человек организуются ФАП или ФЗП вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций. В населенных пунктах с числом жителей 1001-2000 человек организуются ФАП или ФЗП в случае, если расстояние от ФАП до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км.

Обеспеченность койками на 10000 населения – 27,1. Число посещений на одного жителя составляет – 7,1. Число врачей в сельской местности составляет 11,2 на 10000 населения. Обеспеченность средним медицинским персоналом составляет 46,3 чел. на 10000 населения. Койка в круглосуточных стационарах в сельских районах работает с достаточной нагрузкой. Средняя занятость койки по центральным районным больницам составляет 322 дня. Сеть ФАП приведена в соответствие с численностью обслуживаемого населения.

Из общего числа сельских населенных пунктов – 207 (15,8 %) населенных пунктов являются крупными, население в которых обслуживается 93 врачами общей практики и 17 ФАП; 617 (47 %) населенных пунктов – средними, их обслуживают 273 ФАП; 489 (37,2 %) населенных пунктов относятся к категории мелких, число жителей в которых не превышает 300 человек, в том числе 132 (11,2 %) населенных пункта с численностью до 100 человек. Населенные пункты с числом жителей не более 100 человек, расстояние до ближайшего медицинского учреждения от которых составляет более 4 км, обслуживают медицинские работники 19 ФАП, что удовлетворяет потребность населения в оказании доврачебной медицинской помощи в полном объеме. На медицинских работников ФАП возложены дополнительные функции по ранней диагностике социально значимых заболеваний, осуществлению динамического наблюдения за больными диспансерной группы.

В ряде муниципальных образованиях уровень развития системы здравоохранения остается низким, так как многие учреждения, которые относятся к сфере здравоохранения, были закрыты, что заметно при исследовании динамики показателей, характеризующих численность больничных коек. Наиболее остро ситуация обстоит в Атюрьевском, Большеберезниковском, Большеигнатовском, Кадошкинском, Кочкуровском, Лямбирском и Ромодановском районах.

Кроме того, в соответствии с порядком оказания медицинской помощи больным терапевтического профиля, в 132 мелких населенных пунктах (с числом жителей менее 50 человек) организовано 132 домовых хозяйства. На базе них обеспечена связь с медицинским учреждением, в зоне ответственности которого находится данный населенный пункт, находятся носилки, средства иммобилизации, перевязочные средства, хозяева обучены приемам оказания первой медицинской помощи. Таким образом, в республике достигнуто 100 % обеспечение жителей малочисленных населенных пунктов первой помощью, оказываемой на базе домовых хозяйств.

Доступность медицинской помощи – это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.

Критерии доступности и качества медицинской помощи рассмотрены в рамках Раздела VIII «Критерии доступности и качества медицинской помощи» Республиканской территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (таблица 6).

Таблица 6 – Критерии доступности и качества медицинской помощи

Показатель

Фактические показатели

Плановый период

2018 г.

2019 г.

2020 г.*

2021 г.*

2022 г.*

Критерии доступности медицинской помощи

Обеспеченность населения врачами (на 10 тыс. человек населения, включая городское и сельское население):

46,5

44,4

48,2

48,8

49,4

в амбулаторных условиях

26,4

25,2

26,8

27,2

27,6

в стационарных условиях

16,7

15,9

17,7

18,0

19,4

Обеспеченность населения средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения, включая городское и сельское население):

100,1

101,0

106,6

107,8

111,4

в амбулаторных условиях

43,2

43,6

50,8

52,8

53,9

в стационарных условиях

48,6

49,1

46,5

47,0

48,1

Доля охвата профилактическими медицинскими осмотрами детей:

95,0

95,1

97,5

97,6

97,7

городского населения

95,0

95,2

97,9

98,0

98,1

сельского населения

95,0

95,0

95,5

95,6

95,7

Число лиц, проживающих в сельской местности, которым оказана скорая медицинская помощь, на 1000 человек сельского населения

206,2

206,1

206,1

206,0

206,0

Доля фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, в общем количестве фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов

4,75

20,25

19,5

18,5

16,8

Критерии качества медицинской помощи

   

Удовлетворенность населения медицинской помощью (процентов от числа опрошенных):

50,3

50,4

50,4

50,5

50,6

городского населения

52,4

52,5

52,5

52,6

52,5

сельского населения

48,2

48,3

48,3

48,4

48,7

Анализ материально-технического состояния муниципальных лечебно-профилактических учреждений в этих районах, особенно в сельской местности, показал, что многолетний дефицит бюджетного финансирования системы здравоохранения привел к физическому и моральному упадку ее материально-технической базы. В сложившейся ситуации возникает множество трудностей не только с внедрением и развитием новых технологий в оказании медицинской помощи, что в свою очередь позволило бы сократить сроки лечения больных, следовательно, и сократить расходы на здравоохранение, но и крайне затрудняет осуществлять уже внедренные методы диагностики и лечения.

Одной из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, является образовательный уровень населения Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образованно являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.

Образование выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечить высокое качество жизни населения. Доступность и качество образования являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения, качество человеческого капитала, социальную и трудовую мобильность населения, привлекательность территории при выборе места проживания.

В настоящее время в муниципальных районах республики обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки ее дальнейшего развития. В системе образования республики 571 государственная и муниципальная образовательная организация с контингентом обучающихся и воспитанников 117378 человек (таблица 7). За последние годы сеть общеобразовательных школ значительно оптимизирована. Однако при этом 47,5 % школ остается малокомплектным (таблица 8).

Таблица 7Отдельные показатели деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми по муниципальным образованиям Республики Мордовия

Муниципальные

образования

Число организаций, включая филиалы

Изменение

в них

На 100 мест приходится детей

Изменение

число групп

Изменение

число мест

Изменение

численность

воспитанников

Изменение

в т.ч. в возрасте
3 года и старше

Изменение

2015 г.

2019 г.

2015 г.

2019 г.

2015 г.

2019 г.

2015 г.

2019 г.

2015 г.

2019 г.

2015 г.

2019 г.

Ардатовский район

18

16

52

52

979

975

947

937

742

658

97

96

Атюрьевский район

15

9

21

15

368

291

302

268

291

219

82

92

Атяшевский район

17

14

36

33

763

698

592

560

485

381

78

80

Б-Березниковский район

10

6

19

30

396

490

323

309

260

206

82

63

Б-Игнатовский район

5

2

8

6

180

160

149

119

136

96

83

74

Дубенский район

16

10

26

21

438

395

367

311

314

249

84

79

Ельниковский район

10

4

20

13

365

285

299

228

248

185

82

80

Зубово-Полянский район

40

36

84

89

1557

1483

1526

1501

1356

1255

98

101

Инсарский район

12

7

27

26

440

384

490

414

412

307

111

108

Ичалковский район

11

10

22

31

509

640

479

585

417

472

94

91

Кадошкинский район

7

4

14

14

291

281

223

219

179

162

77

78

Ковылкинский район

16

16

75

78

1550

1746

1349

1315

1110

1037

87

75

Кочкуровский район

6

6

17

19

315

348

252

335

208

283

80

96

Краснослободский район

19

14

53

50

857

829

831

819

696

633

97

99

Лямбирский район

6

6

43

44

905

915

1008

1021

808

849

111

112

Ромодановский район

15

9

38

35

775

785

723

720

639

611

93

92

Рузаевский район

31

26

173

140

3390

3040

3051

2756

2639

2341

90

91

Старошайговский район

8

7

19

16

390

375

380

323

305

254

97

86

Темниковский район

6

4

18

19

389

390

363

359

312

295

93

92

Теньгушевский район

11

5

18

14

315

345

322

264

293

226

102

77

Торбеевский район

19

7

36

42

552

813

581

625

503

540

105

77

Чамзинский район

16

13

65

69

1431

1417

1270

1333

988

1064

89

94

Справочно:

                                   

Республика Мордовия

404

307

1662

1616

32765

32534

33733

34470

28613

28191

 

103

106

городской округСаранск

90

76

778

760

15610

15449

17906

19149

15272

15868

115

124

Справочно: – количество объектов – не изменилось, ∆ – увеличилось количество объектов, ▼ – сократилось. количество объектов.

Таблица 8Отдельные показатели деятельности образовательных организаций по муниципальным образованиям Республики Мордовия в 2019 г.

Муниципальные районы

Число учреждений среднего проф. образования, ед./мест

Число общеобразо-вательных учреждений – всего, ед.

Численность детей, посещающих общеобразова-тельные учреждения – всего, чел.

Численность педагогических работников в общеобразовате-льных учреждениях – всего, чел.

Количество ДОУ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, ед.

Количество МОУ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, ед.

Школы-интернаты

Ардатовский район

-

14

2039

334

3

1

1

Атюрьевский район

-

9

805

190

-

-

-

Атяшевский район

1

11

3028

256

-

-

1

Б-Березниковский район

1

3

847

150

2

-

-

Большеигнатовский район

-

5

460

87

-

-

-

Дубенский район

1

8

913

156

-

-

-

Ельниковский район

-

6

748

126

-

1

-

Зубово-Полянский район

2

32

3968

592

-

-

1

Инсарский район

1

7

1105

156

-

-

-

Ичалковский район

2

12

1543

217

-

-

-

Кадошкинский район

-

4

550

75

1

1

-

Ковылкинский район

2

28

3011

396

3

3

-

Кочкуровский район

-

3

594

99

-

-

-

Краснослободский район

1

10

1783

272

2

1

-

Лямбирский район

-

16

2793

301

2

3

-

Ромодановский район

-

8

1800

225

2

1

-

Рузаевский район

2

21

6135

514

-

4

-

Старошайговский район

-

7

840

97

1

1

-

Темниковский район

2

8

1143

156

2

1

-

Теньгушевский район

-

2

852

124

-

-

-

Торбеевский район

-

8

1719

223

1

1

--

Чамзинский район

1

10

2714

2714

2

1

-

В целях обеспечения равного доступа к качественному образованию всеми обучающимися создано 160 базовых школ, 24 ресурсных центра профильной подготовки, где сконцентрированы лучшие кадровые и материальные ресурсы, ведется целенаправленная работа, позволяющая обеспечить предоставление качественных образовательных услуг. За последние годы значительно оптимизированы сеть, штатные расписания образовательных организаций. За последние 2 г. реконструирована 1 и построено 2 новых школы. Достигнута наполняемость классов в общеобразовательных организациях: в городской местности – до 24,4 человека, в сельской местности – до 9,7 человека.

По состоянию на 1 января 2020 г. в республике функционируют 154 ДОО с контингентом 32999 человек и 111 групп кратковременного пребывания с контингентом 1312 человек. Охват детей дошкольным образованием составляет 74,4 %. В целях обеспечения доступности дошкольного образования (далее ДО) для всех категорий граждан развивается сеть образовательных организаций, реализующих образовательную программу ДО, за счет строительства новых зданий, капитального и текущего ремонта имеющихся площадей. Практически завершилась реализация масштабного проекта по созданию новых мест в дошкольных организациях.

За период с 2013 по 2019 гг. введено 6650 новых мест в дошкольных образовательных организациях, в том числе построены и приобретено 34 детских садов на 4790 мест, капитально отремонтировано 22 детских садов в с вводом 1300 дополнительных мест, реконструировано 1 здание общеобразовательной школы с созданием 30 мест и 2 дошкольные образовательные организации с созданием 80 мест создано 450 дополнительных мест за счет эффективного использования имеющихся площадей.

На 1 января 2020 г. на 100 % доступность для детей в возрасте до 3 лет обеспечена в 22 муниципальных районах республики, или 95,7 % от их общего количества. Потребность семей в местах в дошкольных образовательных организациях для детей раннего возраста актуальна в г.о. Саранск. Повышению обеспечения доступность дошкольного образования и охвата детей дошкольным образованием от 1 до 7 лет способствует развитие вариативных форм, таких как группы кратковременного пребывания детей, группы службы «Выездной воспитатель», развитие индивидуального предпринимательства в сфере дошкольного образования. Выстраивается сеть организаций, оказывающих услуги дошкольного образования, присмотр и уход, организованных индивидуальными предпринимателями. Функционируют 13 центров раннего развития ребенка, организованных индивидуальными предпринимателями, детский развивающий центр «Детская парковка» с инклюзивным образованием (включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общую среду развития детей).

Созданная в Мордовии система профессионального образования предоставляет молодым людям разнообразные возможности продолжения обучения и получения профессии.

Достаточно сложная ситуация сложилась в культурно-досуговой сфере: наблюдается устойчивое сокращение числа данных учреждений, количество работников в них ниже установленного минимума (таблица 9) [56].

Особую озабоченность вызывает состояние данных объектов в сельских поселениях, где уровень износа строений составляет от 60 до 90 %, причем изначально это не были специально построенные здания, а лишь приспособленные.

В муниципальных образованиях функционируют спортивные залы, кроме того, имеются открытые спортивные площадки. Однако обеспеченность населения в большинстве муниципальных образований спортивными объектами ниже установленных нормативов (таблица 10) [56].

Одним из факторов, сдерживающих в дальнейшем развитие физкультуры и спорта, является отсутствие соответствующих помещений и квалифицированных тренеров. В то же время существует необходимость стимулировать систему физического воспитания в детских и образовательных учреждениях в процессе программного обучения и во внеурочное время, создав на базе образовательных организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.

Таблица 9 Динамика числа общедоступных библиотек клубных учреждений по муниципальным образованиям Республики Мордовия, ед.

Муниципальные

районы

Число библиотек

Число клубных учреждений

2015 г.

2019 г.

Измене-ние

2015 г.

2019 г.

Измене-ние

Ардатовский район

34

34

36

36

Атюрьевский район

15

15

15

15

Атяшевский район

29

25

26

26

Б-Березниковский район

18

18

17

17

Б-Игнатовский район

17

18

17

17

Дубенский район

19

19

20

20

Ельниковский район

18

17

12

13

Зубово-Полянский район

40

40

38

38

Инсарский район

19

17

18

19

Ичалковский район

30

29

30

30

Кадошкинский район

8

1

2

0

Ковылкинский район

42

41

41

42

Кочкуровский район

13

13

12

12

Краснослободский район

23

23

17

18

Лямбирский район

21

19

17

17

Ромодановский район

21

16

15

15

Рузаевский район

32

32

18

19

Старошайговский район

16

17

18

17

Темниковский район

24

22

23

23

Теньгушевский район

15

13

16

15

Торбеевский район

21

16

18

17

Чамзинский район

22

20

21

21

Справочно: – количество объектов – не изменилось, ∆ – увеличилось количество объектов,

▼ – сократилось. количество объектов.

Повышение доступности и качества физкультурно-спортивных услуг, представляемых всем категориям населения, в том числе и лицам с ограниченными возможностями сформируют у различных категорий населения потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, что окажет положительное влияние на социальную ситуацию в муниципальных образованиях в целом.

Таблица 10 – Число спортивных сооружений в муниципальных районах республики в 2019 г. , ед.

Муниципальные

районы

Всего спортсооружении

в том числе:

спортивных залов

плавательных бассейнов

стадионов

хоккейных площадок

лыжных баз

Ардатовский район

32

30

-

1

-

1

Атюрьевский район

13

13

-

-

-

-

Атяшевский район

24

12

-

-

10

1

Б-Березниковский район

8

-

-

3

-

 

Б-Игнатовский район

10

7

-

1

1

1

Дубенский район

21

10

-

10

-

1

Ельниковский район

24

9

-

1

1

-

З-Полянский район

151

32

1

2

10

-

Инсарский район

67

13

-

1

-

-

Ичалковский район

31

13

1

 

1

1

Кадошкинский район

7

6

-

1

-

-

Ковылкинский район

75

33

1

1

8

1

Кочкуровский район

11

7

-

1

3

-

Краснослободский район

51

21

-

1

5

-

Лямбирский район

86

35

-

-

3

-

Ромодановский район

26

20

-

1

5

-

Рузаевский район

225

41

4

2

4

3

Старошайговский район

94

15

-

-

1

-

Темниковский район

72

16

-

-

1

-

Теньгушевский район

10

8

-

1

1

-

Торбеевский район

37

11

-

1

2

-

Чамзинский район

49

2

-

-

2

1

В ряду проблем не последнее место занимает проблема физического износа зданий инфраструктурных объектов, их несоответствия новым стандартам, особенно в части противопожарной безопасности и потребления электричества, а также коммуникативной мобильности, комфорта и эстетики. Решением подобных проблем являются капитальный ремонт и строительство новых зданий, однако, ресурсы, которыми обладают учреждения социальной сферы, не всегда соответствуют высоким нормативам. Данная проблема воплощается в многочисленных санкциях вплоть до закрытия объекта. Современным нормативам часто не отвечает и оснащенность объектов социальной инфраструктуры, прежде всего, в селах. Компенсация дефицита оснащений происходит в основном за счет профессиональных и менеджерских стратегий руководителей, которые привлекают средства домохозяйств, спонсорские дотации и используют их в экономном режиме.

Факторы и условия развития социальной инфраструктуры. На современном этапе развитие социальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем территориальной дифференциация, что порождает неравенство в доходах, условиях, уровне жизни людей, их возможностях удовлетворения своих насущных потребностей в образовании, приобщении к культурным ценностям и др. При этом важным механизмом социально-экономического развития муниципальных образований является размещение на их территории различных элементов социальной инфраструктуры.

Анализ уровня территориального развития социальной инфраструктуры (сравнение основных показателей по муниципальным образованиям Мордовии) показал, что муниципальные образования республики обладают высокой степенью разнообразия, по правовому статусу, численности проживающего населения, функциональному назначению, уровню развития социальной инфраструктуры.

Высоким уровнем развития социальной инфраструктуры обладают в первую очередь города в г. Саранск, г. Рузаевка, г. Ковылкино и районные центры, а вот сельские поселения, отдаленные от республиканского и районного центра, наоборот, не отличаются высокими показателями. Во многом это зависит и от наличия транспортных путей, проходящих на территории, экономических условий и др. факторов. Фактором территориальной дифференциации выступает не только географическое расположение, но и сам тип муниципального образования (таблица 11).

В силу множественности факторов влияния на развитие социальной инфраструктуры и объективной невозможности охвата исследованием их полного состава, возникла необходимость четкого определения критерий выделения факторов. В рамках проводимого исследования таковым критерием определен характер влияния факторов на исследуемый процесс (развитие), конкретизация которого, в свою очередь, необходима для аргументации методов, обеспечивающих реализацию процесса, т.е. развитие социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях.

Специфика объекта исследования требует определения развития муниципальной социальной инфраструктуры с позиций социального результата – повышения качества жизни населения. Но социальный результат, как известно, не может быть обеспечен без должного экономического базиса. Поэтому характеристика «изменение» как первичная ступень процесса развития рассматривается во взаимосвязи его экономической и социальной составляющих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Акмалова А. А. Муниципальное управление : учеб. пособие / А. А. Акмалова. – М. : Изд-во РАГС, 2009. – 242 с.

Бухарова Е. Б. Региональная социально-экономическая система : территориальное планирование и управление развитием (на примере Красноярского края) : Монография / Е. Б. Бухарова, В. Г. Безгачев, В. В. Желиховская, Е. В. Зандер, Е. В. Инюхина, А. И. Пыжев, Ю. И. Старцева, Д. Х. Шалахина. – Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2009. – 199 с. 

Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы : учебное пособие / В. Г. Игнатов. – Ростов на Дону : МарТ, 2001. – 402 с.

Костарев А.В. Особенности формирования и развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования в связи с переходом к рыночным отношениям : Брошюра / А. В. Костарев. – Пермь : Изд-во НИИУМС, 2003. – 215 с.

Мордовия : Статистический ежегодник. – Текст : электронный // Исторические материалы [сайт]. –URL : https://clck.ru/RJKGV (дата обращения: 19.10.2020).

Просмотров работы: 105