ЭСТЕТИКА АРХИТЕКТУРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЭСТЕТИКА АРХИТЕКТУРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Свешникова С.Е. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стиль постмодерн в архитектуре представляет собой совокупность разных течений и зародился в 60-е как ответ на чрезмерный формализм модерна – доминирующего архитектурного стиля тех годов. При этом как таковой известности постмодернизм не завоевал, и в течение последующих двух десятилетий находился в тени главенствующего стиля. Однако все изменилось в начале 1990-х, и с появлением крупных архитекторов (Ф. Джонсон, Ч. Мур, М. Грейвс и др.) постмодернизм стал главенствующим среди стилей в архитектуре.

Стоит отметить, что постмодерн – это крупное направление, включающее в себя десятки архитектурных стилей. Среди них: деконструктивизм, неофутуризм, хай-тек, блобизм и др. Все перечисленные стили имеют мало общего друг с другом, не смотря на то что принадлежат к школе постмодерна.

Функциональность модернизма, его типичные, стереотипные формы и идей сошли на нет. Его избыточная рациональность создавала обстановку скуки и уныния. Современное общество потребовало свежих оригинальных идей. Кроме того в обществе постепенного сформировалась понимание машинности жилищных массивов, где наружный вид сооружений был таким же рационализированным.

Созрела идея возврата к былому своеобразию и индивидуальности. Постмодернисты начали поиски уникальных черт в разработке новых форм. На второй план оказались отодвинуты модернистский аскетизм и рациональность, конвейерный подход в создании внешнего облика жилых домов. Вместо жесткой функциональности это направление фокусируется на оригинальной образности и фантазийности. Именно отсутствие рациональной формы повлияло на создание деконструктивизма, главная характеристика которого заключается в отсутствии рациональной формы.

В стиле постмодерн архитекторы создают пространства, гармонично соседствующие и с естественной природой, и с существующей городской средой. Причем, в сравнении с модерном, где провозглашался принцип единения с природой, больший акцент делается именно на имеющуюся застройку

Доминирующей идей дизайна становится пропорция и образность сооружений. Архитекторы неоднократно включают давно забытые барельефы и росписи, которые заимствуются из архитектурных традиций прошлого.

Выдающиеся архитекторы-постмодернисты – Р. Вентури, М. Кюло, Л. Крие, А. Росси, А. Грюмбах сформулировали и изложили некоторые идеи стиля:

«подражание» историческим памятникам и «образцам»;

«отсылки» на какой-либо памятник архитектуры в общей композиции или её деталях;

работа в «стилях» (историко-архитектурных);

«обратная археология» – сближение нового объекта со старой строительной техникой;

«повседневность реализма и античности», создаваемой путём известного «принижения» или упрощения применяемых классических форм.

Примеры сооружений

Пьяцца Д'италия, США

Кривой дом в Сопоте, Польша

Здание-робот в Бангкоке, Таиланд

Пекинский национальный стадион, Китай

Кубический дом в Роттердаме, Нидерланды

Известные постмодернистские архитекторы

Среди прославившихся по всему миру архитекторов, создающих свои уникальные постройки в стиле постмодерн:

Альдо Росси, Антуан Грюмбах, Гэри Фрэнк, Даниэль Либескинд, Джеймс Фрейзер Стирлинг, Леон Крир, Майкл Грейвс, Морис Кюло, Питер Айзенман, Рикардо Бофил, РикардоЛегорета, Роберт Вентури, Роберт Стерн, Филип Джонсон, Чарльз Мур.

Сооружения, выполненные постмодернистском стиле, зачастую сложно разглядеть праздному прохожему. Модернизм внешне кажется более ясным, а его преемник является одним из наиболее странных и непонятных стилей прошлого века.

Ввиду того, что постмодерн пришел как реакция на модерн, он представляется антагонистом, разрушающим устои, призывающим к анархии, борющимся с изысканной классикой и любыми проявлениями традиции.

Постмодерн на смену модернизму

Архитектурные здания модернизма заключают в себе идею, которая была сформулирована известным американским архитектором Л. Салливаном: «Форма следует за функцией». Это высказывание было хорошо принято и истолковано как концепция того, что позднее окажется модернизмом.

В действительности форма выполнила свою главную функцию, однако модернистская архитектура свысока относилась к деталям. Сооружение фактически избавляли от чрезмерных элементов и украшений. Вопреки общественному признанию, которого достигли сооружения эпохи модерна, они всегда подвергались критике за отсутствие индивидуальности.

Постмодернистская архитектура как вызов

Как любое пост-движение, архитектура постмодерна бросила вызов предшествующему стилю, обнажая его несовершенства. Среди новшеств, которыми дополнились здания и сооружения, стали забытые орнаменты, сложные формы построек, а местами и театральность. Критики стиля модерн и приверженцы постмодерна характеризовали такую архитектуру с проблесками этнической или тематической мысли «настоящей, перспективной» и наиболее «нативной».

Однако постмодерн стал тем архитектурным стилем, который не смог приспособиться к реальности. Создававшиеся новаторские конструкции, стремление к декоративности – все делало здание менее практичными даже в сравнении со своим предшественником модернизмом.

Дизайнерский облик задний причудливой конструкции в сравнении с фоновыми типовыми формами, ячейками и блоками зданий зачастую смотрелись иронично, сюрреалистично, а порой даже чрезмерно вызывающе.

Постмодернизм зачастую трактуют как безрассудную, упрямую форму отрицания модернизма и оппозиции ему. В действительности этот стиль только попытка пересмотреть закрепившуюся за десятилетия догму модернистов.

Ф илософия и особая эстетика постмодерна придаёт городским постройкам наиболее естественный, направленный на определенную стилистику вид, из-за необычных решений и подхода, применяемых в процессе проектирования. Отсутствие ясной темы, сюжета или же стилистики компенсируется красочностью вида. Принципиально важно, что создаваемый образ оказывается ироничной версией городской среды.

К примеру, в Америке (г. Нью-Йорк, Питтсбург) многоэтажные сооружения, построенные в стиле постмодерн, смотрелись как сюрреалистичное пристанище Бэтмена в Готэме, а в Лас-Вегасе строения копировали архитектуру со всех уголков земного шара, отражая достаточно примитивное понимание «тематичности».

В ся философия постмодернизма строилась на отрицании устоев модернизма как «безликому» стилю, вследствие чего постмодернизм оказался наиболее заметным ввиду игры с формами и орнаментами. Архитекторы брали идеи для своих постмодернистских сооружений повсюду – городская байка, религиозный образ или же местная архитектура. Поэтому их работы иногда противоречат друг другу. Такая философия не предоставляет условий для развития архитектуры, но заводит её в тупик – в рамках противостояния модернизму что-то принципиально новое придумать невозможно.

Постмодернизм существует ради самого себя и в сущности является деструктивным. Он искажает рисунки, символику и орнаменты, а затем переходит к внезапной экспрессивности, огрублению фактур и рельефов, образам чистой агрессии и распада. Самое поразительное, что в постмодернистских сооружениях, которые в отличие от модернизма провозглашали тематическими, начисто исчезал смысл самого сюжета и нивелировалась его значимость. Но вот манера оформления, элементы конструкции выходят на первый план.

Деконструктивизм Заха Хадида

В отличие от деконструктивизма, вошедшего в моду в 80-е, постмодернизм был беспорядочным, рассеивающим внимание, комбинированным и вовсе анархическим, тогда как деконструктивизм оказался более целенаправленным, центрированным и жанровым.

Он оказался наиболее утончённым, практичным. Деконструктивизм стал использовать необычные детали и оригинальные подходы к формам только для того, чтобы достичь уникального вида, не эксплуатируя его при этом для создания тематичности.

Танцующий дом в Праге (Чехия, 1995). Архитектор Фрэнк Гери

Такие архитекторы, как Р. Колхас, З. Хадид, Ф. Гери, М. Янсунь и множество других знаменитых последователей деконструктивизма, полагают, что сегодня форма должна соответствовать функции, а не насаждать диктовать идею или тематизм.

Список литературы

1. Васильева О. Стиль постмодернизма в архитектуре. URL: https://rehouz.info/stil-postmodernizm-v-arxitekture/ (дата обращения: 19.12.2020).

2. Иконников А. Зарубежная архитектура: От «новой архитектуры» до постмодернизма. М.: Стройиздат, 1982. 255 с.

3. Ильин И.  Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм. URL: http://www.nietzsche.ru/influence/philosophie/iliin/ (дата обращения: 19.12.2020).

4. Неботова Е.  Формирование эстетических принципов архитектуры постмодернизма. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-esteticheskih-printsipov-arhitektury-postmodernizma (дата обращения: 19.12.2020).

5. Соколовский В. Особенности Постмодернизма в архитектуре. URL: https://v.sokolovsky.com.ua/arhitekturny-j-postmodernizm/ (дата обращения: 19.12.2020).

Просмотров работы: 124