ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА ПИВОВАРОВА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА ПИВОВАРОВА

Обмайкина А.О. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творческая деятельность Виктора Пивоварова выросла из его первоначального призвания. Будущий художник-концептуалист получил известность в качестве иллюстратора книг для детей и достиг в этом деле общего признания. Работы художника к сказкам Андерсена стали эталоном книжной графики. В 70-х Пивоваров был близок с объединением художников «Сретенского бульвара», которые были связаны не географическим местоположением своих мастерских, а сходством взглядов. Дружественное общение с И. Кабаковым обусловило выбор художественного метода – диалог образа и слова. Таким образом, были созданы альбомы, которые содержали отсылки ко многим пластам русского искусства: от крепостных аматеров XVIII в. до графических работ футуристов. Станковая живопись Пивоварова – строгая, линеарная, зачастую сопровождаемая комментариями художника – явилась гармоничным продолжением его ранней иллюстраторской деятельности. Образы картин художника представляют собой абсурдистский микс, где зритель выхватывает то элементы советского быта, то портреты близких друзей и окружения художника, то отсылки к произведениям других эпох.

К началу 60-х, закончив Московский полиграфический институт, художник приступил к работе в книжной графике (наиболее популярны его иллюстрации на сказки Г. Андерсена, стихи Г. Сапгира, сказку «Черная курица» А. Погорельского). В 70-х художник отходит от иллюстраций и делает акцент на живописи, но ранее выработанный авторский стиль узнается. «Отражение» (см. приложение – рис 1) – работа, где две фигуры на глухом эмалевидном фоне нанесены трафаретной техникой с привлечением скромного разнообразия цветовой палитры. Внутри мужской фигуры в костюме и котелке появляются своеобразные разрывы плоскости. Они открывают изображение пейзажа, перекрываемый затейливой конструкцией с табуреткой в основании. Половина яблока, рыба и зажженная свечка формируют пирамиду, отражение которой создает силуэт другого персонажа. Очки, котелок, пейзаж внутри фигуры, яблоко – все перечисленное является отсылкой к работам Р. Магритта и будет постоянно возникать в разных картинах художника.

Среди творений Пивоварова одной из ключевых работ стала «Московская вечеринка» (см. приложение – рис 2). Сильно вытянутые «вибрирующие» края фигур, наслоение большого количества пространств, которые наполнены изображениями в одной плоскости, но при этом не пересекаются – во всем этом обнаруживается сюрреалистическая основа художественного метода Пивоварова. Герои и изображения (их художник называет «актерами») в рассматриваемой картине появляются в первый раз, однако в течение его творческой жизни они будут сопровождать его постоянно. Например, человеческая голова, отдельные части тел, дом, стол, пустая комната и мужская фигура в черных очках. Все перечисленное Пивоваров называет «метафорой… зрения, повернутого внутрь себя, к миру внутреннему, к жизни души».

Одной из центральных тем творчество художника является тема одиночества. Обращаясь к его концептуальному циклу «Проекты для одинокого человека», Пивоваров дает определение внутреннему состоянию персонажа как «сознательное одиночество». При этом герой картин является полноценным участником социальной жизни, общаясь с другими людьми, однако при этом остается одиноким (см. приложение – рис 3-4). Рассматриваемый цикл вбирает в себя 6 картин. Все из них представляют собой схему, инструкцию или описание чего-либо: «Проект жилого помещения для одинокого человека», «Проект предметов повседневного обихода для одинокого человека, «Проект неба для одинокого человека», «Режим дня одинокого человека», «Проект снов для одинокого человека», «Проект биографии для одинокого человека». Данное концептуальная основа ярко показывает особенность художественного метода, используемого художником с начала 70-х. Все картины этого цикла вбирает как отстраненность информационного щита, так и узнаваемость авторского стиля. Непосредственно «художественное» в цикле сведено к минимуму: части пейзажей или изображения комнат выглядят настолько же пустынными, насколько таковыми являются тексты и схемы.

Альбом «Лицо» является исключительной формой концептуального авторского высказывания, которая смогла возникнуть только в условиях советского неофициального художественного сообщества (см. приложение – рис. 5). Для художников этой эпохи мастерская оказалась исключительной территорией, предназначенной не только для творчества. В тот период в мастерских проходили художественные выставки и бурные обсуждения современного искусства с ограниченным кругом друзей и коллег. Для концептуалистской среды альбом, где могут сочетаться элементы литературного сочинения и графического художественного высказывания, стал идеальной формой произведения. Последовательный показ листов оказывается формой перформанса для собравшихся зрителей. Альбом Пивоварова «Лицо» представляет собой обращение к человеку, который находится за пределами художественной работы и не дает никакого ответа. Также, как лицо главного персонажа, полностью или частично закрывается нарисованными предметами и еле проступает в разрывах фона.

«Лицо», «Проекты для одинокого чело­века» и альбом «Konkluze» Пивоваров объединяет в единый цикл и дает ему название «философский свод». Данное определение художник употребляет с определенной осторожностью: «Я не мыслитель, я чувствитель. <…> …Я чувствую ритм и рифмы вещей, и, если мне удается их уловить, они складываются в образы и строчки, которые гораздо умнее меня». Цикл работ для художника оказался методом выявления граней внутреннего «я» персонажа, и каждый из которых наполняется автобиографичными чертами. Так, в работе «Konkluze» Пивоваров помещает своего персонажа в доведенный до изобразительной формулы пейзаж: данное пространство он обозначил оттенками синего и кадрированной рамкой, низкой линией горизонта, светом, видимым лишь по тени от прямоугольников, напоминающих дверь. Центральную идею альбома выражает главный герой, вопрошающий «Где я?» и стремящийся понять свое положение между «я и оно», «я и не я». Ответы получает с помощью стрелок, указывающих направление движения, и емких обозначений: «верх», «низ», «да», «нет», «там» и «здесь» (см. приложение – рис 6, 7, 8, 9).

Цикл работ «Квартира 22» состоит из 35 картин. Его называние отсылает к коммунальной квартире, в которой родился художник, а персонажами являются его мама, друзья и другие люди, жившие в этой квартире в разное время (см. приложение – рис. 10). Способом их объединения оказывается, по мнению автора, триединство классической драмы. Место действия – коммунальная квартира, время – конец 50-х, а единство действия обеспечивается событиями повседневной жизни. Скромные выразительные средства, вычурная грубость форм и использование плотного контура заимствуются художником у информационных стендов, а введение текста в ткань повествования усиливает плоскостность картин. По мнению Пивоварова, этот цикл является современным вариантом жанровой картины, которая создается нарочито «нехудожественными» средствами. Красота повседневности изображена без поэзии и ностальгии, однако и без критики.

Картина «Окно мальчика» является редким примером объекта-лайтбокса в творчестве Пивоварова (см. приложение – рис 11). Объект является изображением окна. Стоит мальчик спиной к зрителю, а за его окном виден другой дом и серое небо. Включив подсветку, зритель, с удивлением открывает, что герой также находится в процессе наблюдения за переодевающейся девушкой в окне противоположного дома. Теплый свет в окне контрастирует с нарочито графичным и практически монохромным решением картины-объекта. Это любопытный вираж развития в сторону от сформулированного в 70-е принципа открытой картины как подчеркнутой плоскости – к традиционному представлению о картине как об окне, за которым всегда развертывается пространство. Здесь это утверждение получает буквальную реализацию.

Альбом «Действующие лица (Сценки из московской жизни)» (см. приложение – рис. 12) был написан Пивоваровым, когда тот переехал в Прагу (1982 г.), как воспоминание о друзьях и коллегах, о художественной жизни Москвы 70–80-х годов. Его форма имеет явные отличия от предыдущей серии работ, выполненных в этом жанре. Художник проводит аналогии с традиционными альбомами XIX в. Персонажами Пивоварова становятся поэты И. Холин и Г. Сапгир, с которыми он имел дружественные отношения, а также писатель Ю. Мамлеев, художники Л. Шварцман, О. Рабин, Э. Булатов, И. Кабаков, в мастерская которого стала местом многих встреч художников, поэтов и философов. Одним из главных действующих лиц становится и центр столицы, оставшийся местом жительства его персонажей даже после его собственной эмиграции.

«Тело московского неофициального искусства 1960–70-х годов» художник изобразил в виде схемы: обозначенное контуром тело мужчины, верхняя часть которого разделяется на несколько окрашенных в разные цвета участков, наполненных именами художников авангардных художников 60–70-х (см. приложение – рис. 13). Стиль его работы вызывает ассоциации с научными иллюстрациями в журнале «Знание – сила», соответственно выстроено и пространство композиции: в графе, проходящей вдоль верхнего края, размещается название схемы, а непосредственно изображение располагается на нейтраль­ном фоне, который напоминает немного пожелтевший листок бумаги. Автор приглашает зрителя самостоятельно провести сравнение и ответить на вопрос, почему в голове находятся Кабаков и Пригов, Соков – под глазом, Булатов – на плече, а Макаревич и Елагина – в районе ребер.

Одним из важнейших приемов московского концептуализма является рассказ от лица выдуманного персонажа. Монах Рабинович – второе «я» автора; персонаж, который реализует возможность духовного восхождения человека к единению с Богом, космосом и окружающим миром. Она находит свое описание в «Проектах для одинокого человека» художника. Автор множество раз утверждал, что ему так и не удалось осуществить так называемую «программу сознательного одиночества», которая мыслится им как идеал существования творческого человека. Эпитет «монах» дан персонажу не как обозна­чение его места в церковной иерархии, а, скорее, как знак его миссии одиночки (см. приложение – рис. 14). Образ сада, который появляется в работах художника еще в конце 70-х, мыслится как умозрительное пространство коллективной памяти человечества.

Подводя итоги можно сказать, что пустынные пейзажи, незаполненные пространства – это лейтмотив, который проходит сквозь всю жизнь Виктора Пивоварова, становится символом одиночества. Человек движется сквозь пространство и время, его ожидает лишь загадочная неизвестность – словно видение лисы, ставшей в художественном мире Пивоварова энигматичным тотемом.

Список литературы

Архив изобразительного искусства – 2003. URL: https://en.isabart.org/person/1654 (дата обращения: 18.12.2020).

Сорокин В., Шептулин Н. Разговор о московском концептуализме, состоявшийся зимним декабрьским вечером 2017 года в подмосковном Внукове // Художественный журнал № 70. 2018.  http://xz.gif.ru/numbers/70/sorokin-sheptunin (дата обращения: 18.12.2020).

Виктор Пивоваров. След улитки. TimeOut. URL: https://www.timeout.ru/msk/artwork/358027 (дата обращения: 13.12.2020).

Виктор Пивоваров. Иллюстрация и галлюцинация. URL: www.md.spb.ru. (дата обращения: 13.12.2020).

Московский альбом (Мультимедиа Арт Музей, Москва) // Мультимедиа Арт Музей, Москва.  URL: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/moskovskiy-albom/ (дата обращения: 13.12.2020).

Монастырский А. Батискаф концептуализма // Московский концептуализм. М.: Изд-во WAM, 2005. C. 17–21.

Русакова Р. Разоблачение персонажей. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1574151 (дата обращения: 13.12.2020).

Приложения

   

Рис 1 - Отражения - 1965–1966

Рис 2 - Московская вечеринка1971.

Рисунок 3

Рисунок 4

   

Проекты для одинокого человека - 1975.

Рис 5 - Альбом «Лицо»

 
   
   

Рис. 6, 7, 8, 9 - Альбом «Konkluze» - 1975.

   

Рис 10 -Москва, весна и рыбка на окне - 1994.

Рис 11 - Окно мальчика - 1995.

   

Рис 12 - Мастерская Кабакова. Из альбома «Действующие лица» - 1996

Рис 13 - Тело московского неофициального искусства 60–70-х годов -2002

 

Рис 14 - Из цикла «Сады монаха Рабиновича» 

Слева: Трансценентное лягушка моет ноги уголок - 2013.

Справа: Ночной сад - 2013

Просмотров работы: 249