ТВОРЧЕСТВО СЕМЁНА АГРОСКИНА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТВОРЧЕСТВО СЕМЁНА АГРОСКИНА

Носкова А.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Большинство художественных проектов Семёна Агроскина можно обозначит таким термином, как «stilleven» (в пер. тихая, застывшая жизнь). Данное определение стало употребляться еще в XVII веке художниками Голландии, и обозначало изображение разных предметов, которые сейчас принято называть натюрмортами («nature morte» в пер. мертвая природа). Однако работы Семёна Агроскина не просто натюрморт. На его полотнах создается атмосфера застывшей жизни, изображаемая в пейзажах, интерьерах, людях и зверях. Его работы лишены какой бы то ни было динамики, силы действия, за исключением силы кисти художника. Вопреки простейшим сюжетам, его картины выделяет профессионализм, заключающийся мастерской игре с цветами, фактурой, композиционными решениями.

Семён Агроскин в мастерской (Москва, 2019). Фото из архива художника

Семён Агроскин является широко популярным художником со своей глубоко личной и персональной картиной мира, с авторской концепцией не только творческой и эстетической, но и философской.

Родом художник их Москвы (1961). Здесь же он профессионально обучался в Московском архитектурном художественном институте (1984), где получил художественное образование. Спустя несколько лет (1987) он стал непосредственным участником выставок, где выставлялись картины художника. Его собственная выставка прошла в частной галерее Марата Гельмана (Москва, 1991).

Из цикла «Домашний театр»

Творчество Агроскина исключительно самобытно, так как его невозможно описать ни одним современным течением. Мастер работает в различных жанрах, таких как портрет, пейзаж, натюрморт.

Свои работы он в большинстве случаев сводит в циклические: «Обитаемая пустота», «Стена», «Домашний театр», «Другие», «Туманные видимости», «Календарь». Проблематика его картин подсказана самой жизнью. Так он характеризует один из своих циклов «Обитаемая пустота»: «Оставшись один в квартире, где ранее проживала большая семья, я чувствовал присутствие ушедших людей, их тепло, знаки их жизни. Из этих ощущений появилась серия работ “Домашний театр”. Актеры этого театра “ненадолго вышли”, однако их незримое присутствие и есть сюжет моих работ. Пространство пустой квартиры, шкафы, столы, стулья и двери заменяют жителей, играют их роли, расширяют частную историю семьи. В этих, с виду случайных сценах есть нечто знакомое каждому, уже прожитое когда-то. Я постоянно возвращаюсь к этим пространствам, добавляю новые сюжеты, выстраиваю сцены и декорации моего личного театра». 

Семёну Агроскину ценны его собственные воспоминания и жизненные испытания, глубинные ассоциации и личностные переживания. В преобладающей части его картин невозможно обнаружить развитой сюжетной линии; им скорее характерна скупая детализация, строгость в отборе цветовой гаммы, сдержанность движений, линий и объемов в пространстве.

Из цикла «Атрибуты искусства»

Художник в своих работах, по большей части, избегает ярких цветовых контрастов. Вместо них преобладает одноцветная палитра, сложное соединение оттенков.

Из цикла «Атрибуты искусства»

Зачастую свои натюрморты художник строит из простейших предметов обихода, которые составляют среду обитания. Таковой может оказаться рама, кастрюля, книга, белье, тапочки и т. п.

Агроскин нашел способ находить особую ценность в малом, решив для себя сложную задачку – в простом, бытовом обнаружить ранее не замеченные качества, постичь природу мирских вещей.

Ремень 7. Из цикла «Простые вещи»

Из цикла «Атрибуты искусства»

Неповторимость образа работ Семёна Агроскина рождается с помощью своеобразных живописных пластических решений. Типичной характеристикой его картин является соединение простых конструкций со сложностью живописной палитры. Его архитектурное образование, безусловно, оказало сильное влияние на творческую реализацию. Он выстраивает композицию картины таким образом, что всем предметам присваивается индивидуальное местоположение, и чем проще и понятнее конструкция, тем насыщеннее и искуснее красочная поверхность.

Картины из серии работ «Плохая видимость» создают ощущение туманности их восприятия. Художник обманывает реальность: с помощью простейших предметов создает атмосферу таинственности.

«Сквозь тонкий пергамент тумана просачиваются лишь отголоски реальных страстей, не более... Мосты, ангары, эстакады, набережные стали всего лишь декорацией, зыбко висящей в молочно-белой взвеси».

Самолёт. Из цикла «Плохая видимость».

Мост. Из цикла «Плохая видимость»

Содержание картин Агроскина многообразно. Его интерес лежит не только со стороны бытовой, но и в символике советского прошлого. В цикле картин «Стена» мы обнаруживаем посвящение образам советской монументальной пропаганды: «нам остался грандиозный пласт, который героизирует и превращает революционных деятелей в идолов. Эти тиражные, часто ужасные скульптуры сохраняют в себе дух того времени».

Ильич. Из цикла «Стена».

Зоя. Из цикла «Стена»

На данный момент Семён Агроскин проживает и пишет свои картины одновременно в нескольких странах: Израиль (Иерусалим), Россия (Москва), Франция (Париж), становится участником многообразных художественных выставок в нашей стране и за границей (Япония, Германия, Бельгия, Франция и др.).

Его картины содержатся в коллекциях Союза художников России, Министерства культуры России, Музее современного искусства в Москве, Третьяковской галерее, Музее современного искусства г. Оклахома (США), Музее современного искусства «МАРТ» (Италия), а также у частных коллекционеров Европы, России, Великобритании, Израиля, США.

Список литературы

Кашук Л. А., Карюк Т. А. XXI век. Широкие горизонты современного искусства. 2020. URL: https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200204_xxi_century.html (дата обращения: 18.12.2020).

Киберфест-11. Каталог фестиваля. СПб., 2018.

Просмотров работы: 13