ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Фролова В.С. 1
1ФГБОУ ВО Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова г. Ульяновск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Феномены современного детства являются серьезным основанием для пересмотра подходов к содержанию педагогического процесса. Нынешние дети существенно отличаются от предыдущих поколений и по анатомо-физиологическим, и по психологическим параметрам, и по социокультурной ситуации развития. Как показывает наш опыт, использование директивных педагогических воздействий в работе с современными подростками, как правило, не приводит к достижению планируемых результатов, а, зачастую, становится причиной конфликтов. В связи с этим, всё большую актуальность приобретает разработка педагогических технологий, носящих не авторитарный характер, ориентированных на формирование субъектности воспитанников, в том числе тьюторства.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, также как и образовательные учреждения, находятся сегодня в поиске новых подходов к организации воспитательного процесса. Внедрение в практику СРЦ института тьюторства, как одной из форм деятельности по социальной реабилитации, позволяет оптимизировать формирование у воспитанников субъектной позиции, готовности к социальной мобильности.

Достаточно молодое явление, но при этом все более популярным и востребованным становится тьюторство в реабилитационной практике. Наиболее полно представлены на сегодняшний день в социальной реабилитации две практики тьюторства: сопровождение индивидуальных маршрутов обучения воспитанников, имеющих существенное отставание от школьной программы, и сопровождение личностного развития ребенка, формирования его реабилитационного потенциала. При этом, тьюторское сопровождение несовершеннолетнего рассматривается не только как процесс персонализации выбора содержания и форм социальных услуг, но и как управленческий механизм [8, с.140].

Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно по следующим причинам. В социальном аспекте роль образовательного учреждения очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений.

Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей. Введение в штатное расписание социально-реабилитационных центров ставки тьютора поможет решить многие проблемы в организации образовательного процесса.

Проблемы, которые имеют дети «группы риска», будь то замедленный уровень интеллектуального развития, пониженная познавательная активность, недостатки в развитии эмоциональной сферы, трудности во взаимоотношениях с окружающими, становятся барьером на пути к усвоению знаний, предлагаемых школой. На наш взгляд, освоение общеобразовательным учреждением технологии тьюторского сопровождения, введение наставничества, вовлечение ребенка в игровую, образовательную и командно-творческую, спортивную деятельность может стать альтернативой саморазрушительным формам досуга.

Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями воспитанника, на поиск ресурсов [5, с.8].

В настоящее время имеется серия трактовок термина «тьютор», но все они сходятся к одному, что тьютор работает с каждым обучающимся индивидуально, опираясь на его интересы. По мнению Ковалевой Т.М., осуществление деятельности тьютора возможно только в открытом образовательном пространстве. Открытое образование, его целью является пользование максимальным количеством источников, которые позволят создать собственные образовательные программы. По определению, тьютор - это педагог, который работает на основе принципа индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы» [4, с.10].

Индивидуализация обучения связана с большой трудоемкостью, выходом из этой непростой ситуации станет широкое использование информационно-коммуникационные технологии на всех этапах обучения [1, с. 479].

Индивидуальный подход как принцип опирается на индивидуальные и возрастные особенности для обучающихся. Усвоение идет индивидуально, а работа педагога проводится фронтально. Основное содержание этого принципа - это нахождение естественных способов выражения содержания разным людям [2, с.15].

Сопровождение в широком общеупотребительном контексте трактуется как «определенное действие». Сопровождать - значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Следовательно, педагогическое сопровождение воспринимается как учебно-воспитательное взаимодействие, ход которого идет от ученика, он осуществляет операцию, а социальный педагог организовывает условия для дальнейшего получения положительного результата. Такое взаимодействие строится так, что ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагогическое сопровождение заключается в корректировке этих норм по отношению к ученику.

Тьюторскому сопровождению присущ отличительный признак. Тьюторант в ходе тьюторского сопровождения самостоятельно разрабатывает подходящий для себя способ, далее это обсуждается с тьютором. Таким образом, для осуществления тьюторского сопровождение, ученику необходимо самостоятельно «образовательную пробу», результаты которой и станут затем предметом его совместного анализа с тьютором [3, с. 27].

Сопровождение представляется сложным процессом, где взаимодействие строится между подростком и тьютором, результат которого послужит разрешением ситуаций жизненного выбора, решение и действие, ведущее к изменению положения сопровождаемого. Данная деятельность, обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных моментах жизненного подбора. Таким образом, говоря о сопровождении как о процессе, имеется в виду, два действующих субъекта в контексте трудной жизненной ситуации. В предложенном качестве субъекта выступает как отдельная личность, также как социальный институт или малая группа [7, с.34].

Тьюторское сопровождение трудного подростка - такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого обучающийся совершает действие в соответствии с социальными нормами, задачей социального педагога становится создание условий для эффективного осуществления этого действия. Тьюторские технологии это, прежде всего, работа с личным интересом (потребностью) обучающегося и перевод индивидуального интереса воспитанника в побуждение к конкретной конструктивной деятельности. Тьютор, работающий с трудными подростками, использует широкой спектр современных педагогических технологий: технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио (достижений и личностного роста), развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стадии, технологии открытого пространства, социокультурные игры, робинзонада и т.д.

Деятельность тьютора ориентирована, в первую очередь, на личностное развитие подростка, используется и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии - вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и другие Однако ключевым инструментом тьютора является вопрос. Особенно эффективен этот инструмент в работе с трудными подростками, которые мыслить некоторыми стереотипами, навязанными им извне, привыкли выступа объектами в деятельности, выстроенной, возможно, правильно и грамотно, но по чужому плану [6, с.41].

Таким образом, тьюторская практика обеспечивает сопровождение процесса совместного с воспитанником проектирования и построения его индивидуальной реабилитационной программы. Тьютор активизирует реабилитационный потенциал воспитанника, процессы его личностного развития, социальной адаптации, формирования социального одобряемого образа и стиля жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дацун, Н.Н. Тенденции в развитии тьюторского сопровождения / Н.Н. Дацун, Л.Ю. Уразаева // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С.479-481.

Долгова, Л.М. Нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности в образовательном учреждении. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора / Л.М. Долгова // М.: Перемены. - 2012. - №3 - С. 12-17.

Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4 / Т.М. Ковалева // - М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2013. - 54с.

Ковалева, Т.М., Попова, С.Ю. Тьютор в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения: материалы 4-й Международной научно-практической конференции - М.: МПГУ, АПКиППРО, 2011. - 248 с.

Кузьмина, Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику / Е.В. Кузьмина. - М.: 2012. - 57 с.

Швецова, М.Н. Понятие и сущность социально-психологического сопровождения / М.Н. Швецова. - М.: изд.Академия, 2012. - 58 с.

Экзистенциальный подход к воспитанию и социально-педагогическому сопровождению детей и молодежи: материалы научно-практической заочной интернет-конференции / под науч. ред. М.И. Рожкова. – Ярославль: Изд. ЯГПУ, 2013 – 168 с.

Просмотров работы: 79