Исследование системы программно-целевого регулирования социально-экономического развития Республики Мордовия - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Исследование системы программно-целевого регулирования социально-экономического развития Республики Мордовия

Васильев Д.В. 1
1ФГБОУ ВО "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-экономическое состояние Российской Федерации, ее положение в целом во многом определяется аккумуляцией состояний её составляющих, отсюда следует, что благосостояние страны полностью и всецело зависит от её субъектов. В сложных условиях функционирования и развития преимущество имеют, прежде всего, те регионы, в которых используются адекватные методы и инструменты управления социально-экономическим развитием. Одним из таких методов государственного регулирова­ния развитием региона является программно-целевой метод, представ­ляющий собой разработку, принятие и реализацию программ различного вида и уровня органами государственной власти и органами местного са­моуправления [1].

Для осуществления программно-целевого регулирования развития территории необходимо создать и поддерживать определенную систему, состоящую из различных элементов, непосредственно или опосредованно связанных с применением метода целевых программ к управляемой сфере. Система программно-целевого регулирования социально-экономического развития Республики Мордовия является сложным многосо­ставным объектом.

Особое внимание следует уделить рассмотрению субъектов системы программно-целевого регулирования. Разработкой, реализацией и коорди­на­цией государственных программ (далее – госпрограмм) в Республике Мордовия занимается почти все мини­стерства и ведомств, однако не все субъекты управления имеют одинако­вые полномочия в части реализации государственных программ. Разработка и реализация госпрограммы осуществляются исполнительным органом государственной власти РМ, определенным Правительством РМ в качестве ответственного исполнителя госпрограммы, совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти РМ – соисполнителями госпрограммы и (или) участниками госпрограммы. Соисполнителями являются исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия, являющиеся ответственными за разработку и реализацию подпрограммы (подпрограмм) или государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) республиканских целевых программ Республики Мордовия, входящих в состав госпрограммы [4]. Участниками госпрограммы (подпрограммы) являются органы государственной власти РМ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию), организации (по согласованию), а также совещательно-консультативные органы, созданные при органах государственной власти РМ, участвующие в реализации одного или нескольких основных мероприятий подпрограммы либо ведомственной целевой программы РМ (ведомственных целевых программ РМ), и (или) государственные заказчики республиканских целевых программ РМ, входящих в состав государственных программ, не являющиеся соисполнителями [3].

Разработкой, реализацией и коорди­на­цией программ в Республике Мордовия занимается все мини­стерства и ведомства, однако не все субъекты управления имеют одинако­вые полномочия в части реализации программ.

В разработке и реализации программ социально-экономического развития региона задействованы:

– Глава Республики Мордовия является высшим должностным лицом РМ и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти РМ. Глава РМ обладает широчайшим перечнем полномочий и по существу определяет направления социально-экономического развития всей республики.

– Государственное Собрание Республики Мордовия является высшим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Мордовия. К ведению Государственного Собрания РМ относятся: утверждение программ социально-экономического развития РМ, представленных Главой РМ и др. Государственное Собрание является представительным органом и выполняет функцию связи власти с обществом и выражения интересов всех слоев и групп населения.

– Правительство Республики Мордовия. Правительство РМ является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти РМ. Правительство Республики Мордовия: разрабатывает проекты программ социально-экономического развития РМ и готовит отчеты об их выполнении для представления Главой РМ на утверждение Государственного Собрания РМ; осуществляет управление экономическими и социально-культурными процессами с целью комплексного социально-экономического развития Республики Мордовия и т.д.

– Министерство финансов Республики Мордовия. Министерство финансов РМ является исполнительным органом государственной власти РМ, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики.

Исполнительным органом государственной власти РМ, осуществляющим разработку стратегии и проведение единой государственной политики социально-экономического развития РМ, в том числев сфере прогнозирования, стратегического планирования и территориального развития и в сфере формирования госпрограмм РМ и участия РМ в госпрограммах Российской Федерации являетсяМинистерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия (далее – Министерство) [5]. Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в сфере прогнозирования, стратегического планирования и территориального развития[87]: участвует в разработке вопросов государственной политики в области социально-экономического развития республики, инвестиционной деятельности, направленной на увеличение экономического потенциала территории РМ; разрабатывает совместно с другими участниками стратегического планирования стратегию социально-экономического развития РМ, план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития РМ и участвует в их реализации в рамках своей компетенции; разрабатывает стратегию социально-экономического развития части территории РМ, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования РМ; участвует в рамках своей компетенции в формировании и реализации документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, реализуемых на территории РМ; осуществляет мониторинг и контроль реализации стратегии социально-экономического развития РМ, плана мероприятий по ее реализации, стратегии социально-экономического развития части территории РМ, прогнозов социально-экономического развития РМ на долгосрочный и среднесрочный периоды, госпрограмм РМ; осуществляет мониторинг и анализ социально-экономического положения РМ в отраслевом и территориальных разрезах; формирует сценарные условия и разрабатывает методические рекомендации по формированию прогноза социально-экономического развития РМ; обеспечивает проведение комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных районов, городского округа; осуществляет проведение сравнительного анализа социально-экономического развития РМ с регионами Приволжского федерального округа, регионами РФ и среднероссийскими показателями с расчетом рейтинга; осуществляет иные полномочия [5].

Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в сфере формирования государственных программ Республики Мордовия и участия Республики Мордовия в государственных программах Российской Федерации [5]: осуществляет разработку и реализацию госпрограмм РМ в рамках своей компетенции; осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации госпрограмм РМ, экспертизу их проектов; формирует сводный перечень госпрограмм РМ, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета РМ на очередной финансовый год и плановый период; разрабатывает и представляет в Правительство РМ сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм; осуществляет мониторинг хода финансирования и выполнения госпрограмм РМ и мероприятий госпрограмм РФ и федеральных целевых программ; осуществляет организацию и координацию работы по включению объектов и мероприятий РМ в госпрограммы РФ и федеральные целевые программы, предусматриваемые к финансированию из федерального бюджета; осуществляет подготовку в установленном порядке проектов программ действий Правительства РМ по ее социально-экономическому развитию, формирование и представление в Правительство РМ информации о выполнении указанных программ; осуществляет иные полномочия.

Следующим элементом системы программно-целевого регулирования развития региона является подсистема целевых программ, в которую входят государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы, государственные программы Республики Мордовия, республиканские целевые программы, ведомственные программы Респуб­лики Мордо­вия, муниципальные целевые программы муниципальных образований Респуб­лики Мордовия. Заметим, что система целевых программ имеет иерархическую структуру: она формируется по принципу «сверху-вниз» с целью обеспечения стратегического управления посредством краткосрочных и среднесрочных программ. Все программы региона взаимосвязано направлены на дос­тиже­ние стратегической цели развития республики – повышение качества жизни населения.

Республика Мордовия ежегодно принимает участие в реализации мероприятий госпрограмм Российской Федерации и федеральных целевых программ, входящих в их состав. В условиях недостаточности средств республиканского бюджета РМ все большее значение принимает привлечение средств на реализацию госпрограмм из иных источников финансирования, в первую очередь – средств федерального бюджета [6]. Планомерно велась работа по включению объектов и мероприятий РМ в госпрограммы Российской Федерации, а также в федеральные целевые программы, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета в 2019 г. Общий объем финансирования Программ и объектов непрограммной части за счет всех источников финансирования в 2019 г. составил 18985,6 млн р., что составляет 93,2 % от доведенных лимитов, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 16816,3 млн р. (в том числе средства, выделенные федеральным заказчикам, находящимся на территории республики) (93,1 % от доведенных лимитов), республиканского бюджета – 1 559,5 млн р. (93,3 % от доведенных лимитов), внебюджетных источников – 609,8 млн р. (97,8 % от доведенных лимитов) [2, 6].

На территории Республики Мордовия в 2019 г. реализовывались мероприятия в21 подпрограмме («Развитие отраслей АПК», «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», «Старшее поколение», «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва», и др.) в рамках 19 госпрограмм Российской Федерации (Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, «Социальная поддержка граждан», «Развитие здравоохранения», «Содействие занятости населения», «Развитие образования» и др.). В рамках данных программ осуществлялось финансирование мероприятий в сфере формирования рынка жилья, социального развития села, в области здравоохранения, образования, культуры, а также мероприятия технологического характера и в сфере инновационного развития [6].

Плановый общий объем финансирования госпрограмм за счет всех источников финансирования в 2019 г. составил 55,1 млрд р., в том числе: 11,7 млрд р. – федеральный бюджет, 30,0 млрд р. – республиканский бюджет Республики Мордовия, 13,3 млрд р. – внебюджетные средства и 0,05 млрд р. – средства местных бюджетов. В отчетном году мероприятия госпрограмм профинансированы всего на сумму – 50,6 млрд р. (91,8 % от плановых назначений), из них: федеральный бюджет – 10,5 млрд р. (89,2 %), республиканский бюджет Республики Мордовия – 28,2 млрд р. (93,9 %), внебюджетные средства – 11,9 млрд р. (89,1 %), средства местных бюджетов – 0,05 млрд р. (99,9 %) [6].

В 20162019 гг. были приняты к финансированию из республиканского бюджета и осуществлялась реализация мероприятий и проектов 27 госпрограмм, в 2015 г. 24 госпрограммы. Ежегодно увеличивается доля расходов республиканского бюджета Республики Мордовия, сформированных в рамках государственных программ: с 91,5 % в 2015 г. до 96,3 % в 2019 г. [2]. В таблице 1 представлены сведения о финансировании госпрограмм Республики Мордовия из республиканского бюджета Республики Мордовия [6].

Таблица 1 – Расходы республиканского бюджета Республики Мордовия в рамках государственных (целевых) программ (республиканские средства)

Государственная программы Республики Мордовия

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Госпрограмма развития здравоохранения Республики Мордовия

5077,1

5361,0

5735,2

6289,3

7067,9

Госпрограмма Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия»

7522,1

6976,7

8162,2

8889,9

8751,8

Госпрограмма Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан»

3366,6

3441,0

4721,7

5154,5

5076,7

«Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства»

1010,5

921,3

2244,4

1321,1

1078,8

«Развитие культуры и туризма»

616,2

637,4

776,3

952,5

906,9

«Развитие физической культуры и спорта»

1726,8

1785,3

5554,3

4260,6

1458,6

Госпрограмма развития рынка труда и улучшения условий труда в Республике Мордовия

170,3

176,2

282,1

242,9

519,1

«Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Республики Мордовия»

172,4

141,1

286,9

444,0

347,7

Госпрограмма Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2025 годы

1743,4

2065,1

2761,8

3616,7

2810,0

«Экономическое развитие Республики Мордовия»

339,2

426,4

472,3

416,1

566,0

Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия

459,5

271,9

307,2

265,2

385,8

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия»

39,5

0,06

0,01

0,08

-

«Развитие автомобильных дорог»

1429,1

1534,1

3110,4

2831,4

3952,7

«Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014–2021 годы»

37,4

32,8

26,9

37,7

43,7

«Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия»

1,0

25,1

50,2

106,3

57,3

«Развитие лесного хозяйства и лесоперераба-тывающего комплекса Республики Мордовия»

55,5

12,9

139,3

151,6

230,6

Госпрограмма повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия

2979,2

4153,9

4428,0

4596,2

4565,0

«Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2021 года»

136,2

200,5

231,8

264,6

260,9

«Юстиция и профилактика правонарушений»

90,3

102,2

126,3

140,6

99,5

«Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»

0,8

0,4

1,0

3,2

0,4

«Доступная среда» на 2014–2025 годы

12,4

8,3

5,7

4,4

0,7

Госпрограмма устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия

212,4

326,8

783,9

-

-

«Противодействие коррупции в Республике Мордовия»

3,8

3,5

2,0

2,4

2,1

«Гармонизация межнациональных и межконфес-сиональных отношений в Республике Мордовия»

67,6

59;4

70,9

67,1

59,8

«Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом»

-

0,1

1,2

1,1

1,4

«Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Мордовия»

-

-

18,3

-

-

«Повышение конкурентоспособности промышленности Республики Мордовия»

-

5,1

227,8

7,1

91,5

«Формирование современной городской среды на территории Республики Мордовия»

-

-

-

179,7

276,6

Согласно представленным данным, можно отметить, что наибольшая доля (в 2019 г.) приходится на программы «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014–2025 годы» – 22,6 % в доле расходов республиканского бюджета Республики Мордовия, сформированных в рамках госпрограмм; «Государственная программа развития здравоохранения Республики Мордовия» – 18,3 %, «Социальная поддержка граждан» – 13,1 %, «Государственная программа повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия» – 11,8 %, «Развитие автомобильных дорог» – 10,2 %, «Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2025 годы» – 7,2 %. Отметим, что аналогичные тенденции отмечаются и по другим годам [6].

На ход реализации государственных программ в отчетном периоде повлиял ряд факторов: продолжающееся воздействие кризисных факторов; продление экономических и финансовых санкций, как следствие – экономическая и политическая неопределенность; недостаточный уровень дисциплины по представлению отчетных материалов, что приводит к невозможности полной и достоверной оценки итогов реализации государственных программ, а также выработки актуальных предложений по их дальнейшей реализации; низкий уровень эффективности межведомственного взаимодействия при реализации госпрограмм [6].

Анализ государственных программ позволил определить наиболее приоритетные сферы развития региона: повышение уровня и качества жизни населения региона, развитие сельского хозяйства и промышленности, в частности, за счет созда­ния инновационных и наукоемких производств, а также увеличение человеческого капитала за счет развития образования и здравоохранения.

Завершая анализ системы программно-целевого регулирования Республики Мордовия, можно сделать следующие выводы. Программно-целевое регулирование рассматривается как сложная система взаимосвязанных элементов, призванная решить, либо нивелировать существующие в регионе социально-экономические проблемы. В настоящее время в регионе помимо федеральных реализуются 27 государственных программ Республики Мордовия, а также ряд муниципальных целевых программ, принимаемых в каждом муниципальном образовании региона.

Таким образом, действующая система программно-целевого регулирования социально-экономического развития региона позволяет повышать качество управления регионом на основе эффективного использования программно-целевого метода регулирования социально-экономического развития региона.

Список использованных источников

1. Алямкина К.А., Баландина С.В. Программно-целевое регулирование как метод управления социально-экономическим развитием территории / К.А. Алямкина, С.В. Баландина // Системное управление. - 2013. - № 1(18). - Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2013-1/PDF/Alyamkina_Balandina.pdf

2. Бюджет для граждан к закону Республики Мордовия «Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2019 год» – Текст : электронный // Министерство финансов Республики Мордовия : официальный сайт. – 2020. – URL: https://www.minfinrm.ru/budget%20for%20citizens/budget-2019/

3. О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия : Постановление Правительства Республики Мордовия № 234: текст с изменениями и дополнениями на 07 сентября 2020 года. – Текст : электронный // Консорциум «Кодекс» : [сайт информ. компании]. URL: http://docs.cntd.ru/document/906301519. – Режим доступа: сеть Интернет.

4. О регулировании отдельных вопросов в сфере стратегического планирования на территории Республики Мордовия : Закон Республики Мордовия № 38-З : [Принят Государственным Собранием Республики Мордовия 29 мая 2017 года]. – Текст : электронный // Консорциум «Кодекс» : [сайт информ. компании]. URL: http://docs.cntd.ru/document/450230958. – Режим доступа: сеть Интернет.

5. Об утверждении Положения о Министерстве экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Мордовия : Постановление Правительства Республики Мордовия № 554 от 16 октября 2017 года : текст с изменениями и дополнениями на 3 августа 2020 года. – Текст : электронный // Консорциум «Кодекс» : [сайт информ. компании]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/450361160. – Режим доступа: сеть Интернет.

6. Сводный годовой доклад «О ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Мордовия. – Текст : электронный // Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия : официальный сайт. – URL: http://mineco.e-mordovia.ru/target-programs/consolidated-annual-report-on-the-progress-of-implementation-and-evaluating-the-effectiveness-of-sta/index.php

Просмотров работы: 13