В наши дни Интернет стал местом рождения новых форм художественного высказывания и творчества. На наших глазах появляется отличное от существующих ранее искусство, которое не могло возникнуть в пределах эволюции классического изобразительного искусства или на базе экранных видов культуры. Такое искусство получило название Net Art (в пер. «net» – сеть, «art» – искусство; термин сокращен от «интернет арт»), известное также как сетевое искусство. Произведение Net Art обращается к интернету не столько с точки зрения инструмента для создания произведения, сколько как к способу его трансляции. Такое творчество невозможно встретить в музее или на выставке, так как виртуальная сеть – это единственное место, где он способен существовать.
Ввиду того, что произведения Net Art не могут быть представлены в физическом мире и не существуют в материальном пространстве, то продукты сетевого искусства должны быть некоммерческими. Однако не всегда эта идея реализуется на практике, и периодически предпринимаются попытки продажи такого вида творчества. Среди сетевых художников мнения относительно этого вопроса расходятся. Часть их них полагает, что неизбежная интеграция Net Art в пространство искусства повлечет за собой возможность продажи подобных произведений. Другие же считают, что Net Art, когда его «называют и продают», перестает быть Net Art.
Быстрое развитие современных технологий и потребность расширить грани традиционного художественного языка стало толчком для активных экспериментов в цифровом пространстве. Одним их первых проектов сетевого творчества стал дуэт JODI (голландец Й. Хемскерк и бельгиец Д. Пасманс) и их произведение, представляющее собой сайт, подвергшийся атаке хакеров. Кроме того, в его запрограммированном коде скрыта схема водородной бомбы, нарисованная в ASCII1. Пионерами Net Art в России стали представители московской художественной среды – Т. Деткина, О. Лялина, В. Могилевский и А. Шульгин. Всемирная сеть оказалась для них той альтернативной площадкой, которую они искали, – не встроенной в привычную институциональную модель и при этом доступной каждому. Они предложили художественный опыт в его чистом, по словам А. Шульгина, «незаконтекстуализованном, непосредственном виде», моделируя идеал «искусства для всех», в котором нет потребности разделять на оригинал и копию, и каждый зритель способен получить подлинное произведение.
Условно считается, что формирование и становление Net Art произошло в три этапа:
На начальном этапе Net Art развивался как ASCII‐графика, представляющая собой рисунки, созданные с использованием буквенных и цифровых символов, знаков пунктуации, находящихся на обычной компьютерной клавиатуре.
Вторым этапом стало проникновение продуктов мира внешнего: все желающие показать собственное творчество, среди которых были и андеграундные художники, загружали свои произведения в Интернет в многочисленные электронные галереи.
На третьем этапе художественная мысль стала непосредственно обращаться к возможности сети. Так, появились произведения, восприятие которых возможны только в сети, т.е. в реальности они просто не могут существовать.
Можно заключить, что проекты Net Art находятся на границе двух явлений: искусства и веб-дизайна. Важно понимать, что речь идет не о работах, которые были созданы в реальном мире и загруженные в интернет (сайты художественных галерей или музеев, выложенные фотографии или рисунки пользователей). «Главноенепутать „net-art“ и „art on the net“. Искусство в сети это лишь документация, которая не создана специально для сети. Напротив, net-art функционирует только в сети и часто имеет дело со структурированным контекстом. Любая фундаментальная идея может оказаться сомнительной без специфического медиа – перевода и без участия других людей. Блуждая по художественным сайтам, мы часто не видим конечного изображения, но ощущаем вмешательство в одно и то же время различных уровней коммуникации (текста, звука, движущихся картинок, видео). Сетевые проекты часто ведут себя как хамелеоны – молниеносно реагируют и меняются подчас до неузнаваемости» [6].
Net Art работы очень многообразны: литературные проекты, веб‐объединения, содержащие десятки работ, разные хулиганистые шутки. Сетевые проекты, представленные сайтами, представляют собой своеобразную площадку с некоторым набором инструментов для творчества. Они дают возможность посетителям, с помощью простых манипуляций (нажатием кнопки мышки, ее перемещением), создать своеобразные авторские произведения, звуковые композиции и т.д. Большая часть таких проектов основывается на весьма простых идеях.
Среди многочисленных проектов Net Art стоит обратить внимание на сетевые рассказы. К примеру, рассказ, О. Лялиной «My boyfriend came back from the war»2, с которым пользователь активно взаимодействует, кликая по тексту или всплывающим картинкам, и наблюдает за движением сюжетной линии. Другую группу составляют сайты, позволяющие создать свой авторский эскизы или абстрактный рисунок, а также рисовать с использованием голоса. Ранее существовал проект, который позволял каждому желающему дополнить собственным рисунком большую картину‐шар3. Данный проект раскрывает наиболее важную характеристику Net Art – идею коммуникации.
Именно коммуникативная, а не репрезентирующая направленность стала важной особенностью искусства Net Art. Основной идеей для сетевого художника оказалось не авторское выражение, демонстрация, а коммуникация – непосредственный контакт со зрителем, вовлечение его в творческий диалог. При этом для контакта могут быть использованы по своей природе обычно не функциональные страницы с работами сетевого искусства. Нередко это проект с множеством зрительных образов и графикой, анимацией, текстом, совместной работой различных программ и приложений.
Net Art проекты в основном созданы для экспонирования в виртуальном пространстве, так как главной ценностью онлайн среды является «свобода и горизонтальная система коммуникации». Именно желание создать творческое коммуникационное поле, которое бы могло объединить художников сетевого искусства, привело к появлению и распространению сетевых выставок и галерей. Благодаря развитию современных технологий изменениям подвергалась и сама структура виртуального пространства, поэтому весьма логичным стал выход сетевого художественного произведения в материальное пространство. Термин «искусство пост-интернета», который предложила американская художница М. Ользон в 2008 г. для характеристики творчества нового поколения художников, по сей день вызывает множество споров. Однако работы, при создании которых художники затрагивают визуальную эстетику cети, все активнее проникают в традиционное выставочное пространство. Таким образом, это может свидетельствовать о смещении границ современного художественного языка в область виртуального.
В случае Net Art его восприятие и интерпретация могут стремительно изменяться – видоизменяются технологии его воспроизведения и само наполнение виртуальной среды. В связи с этим остро стал вопрос сохранения и консервации нематериальных произведений. На данном этапе наиболее крупным порталом является rhizome.org – некоммерческий интернет-архив, который содержать в себе проекты сетевого искусства разных лет. Главной идеей портала является сохранение изначального формата художественного объекта и связанного с ним контекста. Кроме того, он содействует большему распространению и интересу Net Art произведениям. Так, в рамках программы The Download любой пользователь может сохранить на электронное устройство понравившуюся работу.
Проблема сохранения цифрового произведения в своем первичном виде пока сомнительна. Современное Net Art произведение может рассчитывать на текстовое описание опыта и изображение как проекцию опыта в существующих форматах. Нынешние темпы развития сетевого пространства таковы, что завтра все, что кажется сейчас недосягаемым, моментально становится устаревшим. Для того, чтобы взаимодействовать с сетевыми произведениями, совсем недавно скоро потребуются отдельные способы и места для хранения – музеи цифрового искусства. Однако описанной инфраструктуры пока существует. Развитие опережает сохранность.
С пришествием времени цифровые художники стали осознавать, что обрести экономическую независимость благодаря собственным работами они получить не могут, так как коммерциализация искусства Net Art представляется невозможной ввиду отсутствия функциональности и недостатка спроса со стороны возможных коллекционеров. Большинство русскоязычных сайтов, посвященных Net Art, перестали обновляться еще в начале 2000-х («Журнал.ру», «Рунет искусство» и др.). Зачастую URL-адреса ранее существовавших Net Art проектов становятся недоступными или оказываются переданными другим владельцам.
Исходя из написанного, можно сделать вывод, что интернет стал новой синкретичной формой, вобравшей в себя различные художественные, звуковые, образные и текстовые явления. В нем, как в одной мультисенсорной точке, сходятся визуальный, аудио – и текстовой материал внутри интерактивной компьютерной среды. Интернет может принять любую форму и состоять из любых комбинаций: текст, гипертекст, двухмерная и трехмерная графика, анимация, движущееся изображение, музыка, звуковые эффекты.
Список литературы
Ализар А. Феномены интернета: сетевое искусство // Вебпланета. 2004. URL: http://webplanet.ru/ (дата обращения: 20.12.2020).
Горюнова О. Net арт – искусство века Технологии. URL: http://www.gif.ru/texts/txt-goryunova-net-art/city_730/fah_812/ (дата обращения: 20.12.2020).
Кузнецова Ю., Чудова Н. Психология жителей Интернета. М.: Издательство ЛКИ. 224 с.
Могилевская Т. Сетевое искусство – динамика в России // Художественный журнал. № 28/29. 2000. С. 53–57.
Художественно-эстетическая культура XX века / под ред. В. Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003. 607 с.
Шишко О. Da-da-net // Интернет-Zhurnal.Ru. № 1. 1998. URL: http://www.zhumal.ni/7/da_da_net.html.(дата обращения: 02.12.2020).
Rhizome [Многонациональное сообщество новых медиа]. URL: https://rhizome.org (дата обращения: 20.12.2020).
1 ASCII (англ. American standard code for information interchang) – название таблицы (кодировки, набора), в которой некоторым распространённым печатным и непечатным символам сопоставлены числовые коды. Таблица была разработана и стандартизована в США, в 1963 году.
2 См.: http://www.teleportacia.org/war/
3 См.: http://www.drawball.com/