ИММЕРСИВНЫЙ ТЕАТР - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИММЕРСИВНЫЙ ТЕАТР

Иванченко А.П. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Иммерсивный театр – это один из самых молодых видов театрального искусства. Такое названия получают те постановки, зрители которых становятся непосредственными участниками действия. Изредка гости сами проявляют инициативу, но в большинстве случаев актеры сами вступают в контакт со зрителями – завязать ему глаза, обнять, пригласить к совместному действию. Иммерсивный театр можно определить, как театр-променад, так как посетители имеют возможность перемещаться по всему сценическому пространству в течение постановки.

Immersion c англ. «погружение», «вовлечение». Эффект иммерсивности активно применяется в киноиндустрии, театральной сфере, живописи, индустрии развлечений. Виртуализация сознания позволяет активизировать мыслительные процессы и определяет возможность обострения восприятия. Иммерсивное восприятие представляет особый интерес с точки зрения психологии. Чувство присутствия является важным аспектом переживаний человека, взаимодействующего с виртуальной средой. Чувство присутствия проявляется в ощущении переноса в виртуальную среду и реальности взаимодействия с находящимися в виртуальной среде объектами. Чувство присутствия можно определить как восприятие непосредственного взаимодействия с виртуальной средой без осознания того, что эта среда искусственно смоделирована технологией предъявления. Чувство вживания не влияет прямо на эффективность работы с виртуальным окружением, но обусловливает ее качество, в частности, может влиять на возникновение технологических зависимостей.

Режиссеры таких постановок целиком окунают зрителя в происходящее. Потому в качестве сцены иммерсивных представлений может оказаться зрительный зал, а также и любое другое пространство внутри и вне театра. Есть случаи, когда каждая линия сюжета иммерсивной постановки получает развитие в собственной, закрепленной только за ней локации. Тем временем зритель самостоятельно делает выбор, за какой из линий следует следить. Таким образом, придя на спектакль второй или даже третий раз, можно следить за другой историей в иной локации.

«Иммерсивный театр» – понятие, которое обозначает конкретное направление в живой практике перформанса, вошло в академическую и артистическую среду с 2004 г., а в лексику театральных критиков примерно в 2007 г. В этот период термин применялся в отношении «иммерсивных постановок в музеях и местах культурно-исторического наследия» [1, с.66], к участию в которых привлекали артистов, применявших различные элементы иммерсивной практики. Например, зрителей привлекали к непосредственному участию в спектакле, применялись разные мультимедиа технологии. Данные театральные зрелища вошли в практику с целью оживить выставки и площадки. Можно сделать вывод, что в первоначальном виде иммерсивный театр приближался скорее театральным представлениям, чем самом театру. С середины 10-х годов XX века употребление данного понятия, за неимением лучшего, начинает закреплять указанную практику в качестве жанра.

Зачатки иммерсивного театра можно обнаружить в постановке «Неистовый Роланд» (1969) итальянского режиссера Л. Ронкони. Углы церкви были оснащены двигающимися площадками, и зрители свободно перемещались между ними, делая собственный выбор сюжетной линии представления. Но формирование и кристаллизация этой разновидности театра началась лишь к началу XXI в. в США.

Мы также обнаруживаем идею привлечения зрителя к действу в концепции немецкого композитора Р. Вагнера. Его творческая концепция создания «единения искусств» (Gesamtkunstwerk) обсуждалась П. Керженцевым, А. В. Луначарским, использовалась В. Э. Мейерхольдом. Вагнеровская идея лежит в основе модернистских экспериментах в Тотальном театре под сильным влиянием Мохой-Надь и A. Арто.

Мысль о привлечении зрителя к театральному действу не является чем-то новым: развитие этой идеи красной нитью проходить сквозь XX век. Однако на современном этапе зритель не просто «активизируется», но и становится участником перформанса, непосредственно оказывая влияние на развитие действия. Важным условием традиционного театрального действия является присутствие «наблюдающего за действом в ограниченном по времени акте его создания и приёма, и отношение художника к этому акту и наблюдающему». Эта работа, с формальной точки зрения, носит характер эксперимента, так что взаимопроникновение ролей зрителя/участника вполне ожидаемо.

Первооткрывателями современного иммерсивного театра является британская театральная компания Punchdrunk, которая в 2000 г. выпустили четыре спектакля в этом жанре (в их числе «Вишнёвый сад» А. П. Чехова). Однако мировую популярность им принесла постановка в духе фильмов А. Хичкока «Sleep No More» (2007), основанная на известной трагедии У. Шекспира. Основное действие происходит на заброшенном складе г. Нью-Йорка, по которому бродят зрители в масках. Шоу стало весьма популярным, а в Шанхае даже создали его китайскую версию. До Punchdrunk уже не однократно совершались попытки создать спектакль с большой сюжетной вариативностью. Однако добиться того же эффекта еще никому не удавалось: иммерсивность является главенствующим принципом работы Punchdrunk.

Первой имеерсивной постановкой в России стал «Норманск» (реж. Ю. Квятковский, 2014) на сцене московской открытой театральной площадки в Центре имени Мейерхольда. Сюжетную основу составляет роман «Гадкие лебеди» братьев Стругацких. Созданную постановку можно определить и как нуар-шоу, так как в нем соединяются элементы мюзикла, квеста и даже компьютерной игры. В ходе постановки задействованы все семь этажей театральной площадки. Зрелищность «Норманска» обернулась в большую затратность. Именно этот фактор повлиял на то, что спектакль давался лишь тринадцать раз. Здесь мы насчитываем более десяти сюжетных линий, и даже те зрители, кто приходил несколько раз, не смогли увидеть все варианты в развязки.

Часть зрителей, знакомая с принципами квеста заранее могла догадаться, что если проявлять инициативу и заглядывать во все локации, они могут обнаружить намного больше интересных деталей. Иммерсивность, заложенная в спектакле, в действительности отчасти напоминает внутриигровое видео в играх – человек погружается в общую атмосферу, перемещается по локации и незначительно взаимодействует с героями, оказывая небольшое влияние на разворачивающееся событие. Интерактивные вставки, такие как врученная записка, переданный ключ, прошептанные слова, доставляют наибольшее впечатление и запоминаются зрителям. С этой целью российские режиссеры-постановщики стремятся к созданию мрачной, гнетущей атмосферы своих шоу.

Поскольку «иммерсивность» в первую очередь связана со зрителем, нежели с актером, то последний и вовсе может быть исключен из действия. Образцом такой постановки служит «В гостях. Европа» немецкой театральной группы Rimini Protokoll. Десяток незнакомцев собираются в гостиной одного из них и через компьютер и модератора отвечают на вопросы о своей жизни и семье, о социально-экономическом положении, отношении к тем или иным общественным явлениям. После незнакомцы делятся на команды и приступают к игре друг против друга, разделяя карту Европы. В этой атмосфере рождается спектр эмоций, которые испытывают участники действа: с одной стороны, это просто игра, с другой – личное откровение, с третьей – мощный социальный опыт, с четвертой – полное ощущение себя как создателя какого-то сюжета, а не его участника.

Другой пример – спектакль для одного зрителя «The Smile Off Your Face» (2007) голландской группы Ontroerend Goed. Зрителю предлагают завязать глаза, затем его усаживают в кресло-качалку и оставляют в одиночестве в пустом пространстве, наполняя его многообразными звуками, ароматами, тактильными ощущениями так, что в итоге у зрителя в голове возникает образ другого человека.

Среди отечественных проектов стоит назвать постановку «Черный русский» (реж. М. Диденко, 2016), созданного по мотивам романа «Дубровский» А. Пушкина, при участии артистов Мастерской Брусникина и «Гоголь-центра». Все зрители на входе получают маски зверей – сов, лис или оленей, причисляя их к одной из групп. Отделяться от команды и передвигаться самостоятельно было запрещено.

Через несколько месяцев после премьеры «Черного русского» в старом особняке XIX в. был поставлен иммерсивный спектакль «Вернувшиеся». Над ним работала американская компания Journey Lab, с большой точностью приблизившись к постановке Punchdrunk «Sleep No More». В основу «Вернувшихся» положена пьеса «Привидения» Г. Ибсена, исследующая темы морального выбора, инцеста и эвтаназии. В спектакле представлено более двухсот сцен, разыгрываемых в пятидесяти комнатах особняка. Часть помещений повторяет интерьер и атмосферу традиционного скандинавского дома, другая часть вызывает ассоциации со сценами из фильмов ужасов. Этот спектакль заставляет зритель самостоятельно восстанавливать цепь происходящих событий, так как он видит лишь фрагменты разворачивающейся трагедии.

Н а театральном фестивале «Толстой Weekend» в Ясной поляне сделали постановку спектакль «Зеленая палочка» театра Gruppo Baston Verde. В центре сюжета молодой писатель Л. Н. Толстому. В детском возрасте его старший брат рассказал, что секрет счастья нацарапан на зеленой палочке, которая потерялась где-то на территории поместья. Зрители постановки одеваются в «толстовские» рубахи, натягивают маски с изображением лица писателя, а затем отправляются в путешествие по поместью длительностью в полтора часа. На их глазах разворачиваются разные сцены, связанные с детством русского писателя, фантазии на тему поисков смысла жизни. Здесь есть и школа, где зрители пишут диктант, и обед посреди поля, и дуэль.

На современном этапе термин «иммерсивный» употребляется для описания отдельного направления в практике перформанса, где педалируются внутренние ощущения и чувства зрителей и их опыт вовлечения в действие, вкупе со стилем эстетики постановки. Это явилось причиной тому, что термин стали употреблять нередко не по делу, в отношении всех видов театра, действие которых разворачивается в не типичных местах или подразумевает вовлечение публики.

Подводя итог, можно заключить, что иммерсивный театр – это попытка расширить горизонты восприятия творческого высказывания. Зритель с интересом окунается в творческий процесс и иногда даже становится вершителем судеб (хоть и виртуальных), вместо того чтобы тихонько посиживать в бордовом кресле и смотреть, как где-то там, на далекой сцене актёры натужно пытаются заставить нас поверить в то, чего нет.

Список литературы

Авербух Н. В. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 105–113.

Арто А. Театр и его Двойник. Манифесты, драматургия, лекции, философия театра. СПб.: Симпозиум, 2000. 448 с.

Попович П. Причины возникновения и история развития иммерсивного театра // Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/archive/253/57992/ (дата обращения: 20.12.2020).

Сапижак. М. Когда зритель перестает быть зрителем, или коротко об иммерсивности. URL: https://porusski.me/2019/01/28/095-chto-takoe-immersivnyj-teatr/ (дата обращения: 20.12.2020).

Alston A. Beyond Immersive Theatre: Aesthetics, Politics and Productive Participation. London: Palgrave Macmillan, 2016. 241 p.

Просмотров работы: 185