ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Исаева С.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По последним данным на территории Ульяновской области проживает более 117 тыс. граждан с инвалидностью, в том числе 8 тысяч детей, которым установлена инвалидность, и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Комплексная реабилитация (абилитация) инвалидов в Ульяновской области осуществляется во взаимодействии исполнительных органов, уполномоченных в сферах социальной защиты, здравоохранения, образования, спорта, культуры, труда и занятости, с привлечением органов местного самоуправления, а также некоммерческих организаций, предоставляющих услуги по реабилитации (абилитации) инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

На современном этапе развития общества, важное значение имеет социокультурная реабилитация, как направление социальной реабилитации инвалидов. Целью социокультурной реабилитации детей-инвалидов и их семей является создание культурно-развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения детей-инвалидов в реальную жизнь, формирования их социальной активности, определение, развитие и использование сильных сторон ребёнка-инвалида и его потенциальных возможностей, его социальная адаптация [1]. Необходимо включать культуру, искусство, творчество в систему социокультурной реабилитации инвалидов, опираясь не только на основополагающую роль в развитии личности и потенциала, но и на накопленный практический опыт социокультурной деятельности учреждений культуры с людьми с ограниченными возможностями, который подтверждает благотворное влияние средств культуры, творчества, искусства на образ жизни инвалидов.

Социокультурная деятельность способствует формированию у ребенка с ограниченными возможностями социально-нравственных и духовных норм, уверенность в себе, обеспечивает корректирующее и восстанавливающее воздействие на здоровье, мотивирует потребность в независимости в различных сферах жизни. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала ребенка-инвалида. Основополагающими в процессе социокультурной реабилитации является проведение разносторонних культурно-досуговых мероприятий. Обучающие, развивающие или информационные мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения. Социокультурная деятельность позволяет семьям с ребенком-инвалидом использовать свой интеллектуальный, творческий, художественный потенциал не только для своего блага, но и для обогащения всего общества.

Положительное влияние на эмоционально чувствительную сферу отражается не только на процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развития познавательных сторон личности, но и на здоровье. Это воздействие исходит из возможности невербальной, многообразной по форме выражения эмоциональной связи различных элементов культуры, искусства, творчества на человека. Каждый из этих элементов носитель собственных характерных черт и обладает индивидуальной силой воздействия на человека [2]. Реабилитация социокультурной направленности положительно влияет на инвалидов всех возрастных и социальных групп, но особое значение она имеет для детей-инвалидов и их семей. Главная задача этого реабилитационного направления деятельности – приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в прекрасный мир искусства, культуры, творчества.

Одна из основных задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют ребёнка-инвалида, и по возможности помочь реализовать их [3]. Успех социокультурной реабилитации семей, воспитывающих ребёнка-инвалида зависит от того, насколько полно и точно реализуются принципы ее организации и сам процесс деятельности. Социокультурная реабилитация должна быть выстроена на принципах индивидуализации, комплексности, профессионализма и партнёрства, гуманизма, добровольности, доступности, культуросообразности, дифференцированного подхода. Принцип индивидуального подхода особенно актуален в работе с детьми-инвалидами. Исходя из возможностей, потребностей и интересов ребенка, выбираются формы, методы и сроки реализации процесса.

Социокультурная реабилитация способствует развитию личности ребёнка-инвалида, а самореализация личности выступает как целенаправленный процесс сознательного раскрытия способностей, основанный на адекватном восприятии себя, личной самооценки. Самореализация личности является целой системой и начинается с раннего возраста, сначала в процессе обучения, затем в профессиональной деятельности человека. Особенностью социокультурной реабилитации является то, что в процессе деятельности ребенок не только получает знания, но и общается, занимается творческой деятельностью, что также способствует повышению самооценки. Микрюкова С.М. считает, что: «Культурно-досуговая деятельность детей - это сфера социальной жизни детей, создающая условия для развития личности и освоения социокультурного опыта» [4, c.9].

Для повышения возможностей не только ребенка, но и взрослых, социокультурная реабилитация включает специальные мероприятия для проведения совместного досуга детей и родителей. Такая деятельность может быть предложена различными социальными субъектами: учреждениями культуры, социальной защиты населения, дополнительного образования, общественными объединениями и, конечно, реабилитационными центрами.

Социокультурная реабилитация реализуется на основе разработанной МСЭ индивидуальной программы реабилитации (ИПР). ИПР состоит из комплекса оптимальных реабилитационных мероприятий и разрабатывается на основе решений медико-социальной экспертизы согласно ст. РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» [5]. Основные принципы ИПР: индивидуальность, непрерывность, последовательность, комплексность, преемственность. Социокультурная реабилитация предполагает: приобщение детей-инвалидов к миру искусства через театр, музыку, живопись и различные виды творческой деятельности; развивает социальные качества (общительность, нравственность, дружелюбие и др.); развитие эмоционально-образной сферы; развитие гуманистических качеств, духовности; развитие культурно-досуговой деятельности [6]. Социокультурная реабилитация помогает детям с ограниченными возможностями адаптироваться в обществе, получить объективные результаты через общение, совместный досуг. Реабилитация социокультурной направленности включает в себя различные реабилитационные методы и формы, применяемые в учреждениях. Создаются клубы по интересам, проводятся специально организованные праздники и др. В досуговых учреждениях предлагаются мероприятия различной направленности. Все больше музеи и библиотеки отводят важную роль в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Клубная деятельность позволяет раскрыть потенциал, возможности и интересы с условием психофизического развития ребенка-инвалида через творческую деятельность. Организация праздника позволяет внести в жизнь семьи, воспитывающей ребенка-инвалида яркие, интересные краски. Как правило, в результате такой деятельности ребенком приобретается социально-культурная активность, развивающая коммуникативность, вносящая социальную насыщенность в качество жизни ребенка и семьи в целом.

Одной из новых форм социальной реабилитации является социальный туризм. Социальный туризм — это туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт средств бюджета, государственных внебюджетных фондов и работодателей. Социальный туризм, как правило, ориентирован на социально-незащищенные категории населения. Социальный туризм - представляет собой комплекс организационных, педагогических, туристических мероприятий, обеспечивающий развивающее, рекреационное, психокоррекционное, адаптационное, реабилитационное воздействие на личность, способствующее ее самостоятельной инициативной творческой деятельности, самоактуализации и самореализации [7]. Одни из основных функций туризма - поддержание физической формы и здоровья, а также создание благоприятной среды для полноценного общения, установления социального контакта, выполнение различных социальных ролей. Благоприятный климат, знакомство с живописными природными объектами и памятниками культуры положительно влияют на психоэмоциональный настрой человека, обогащается кругозор, развивается духовная нравственность.

Таким образом, важной составляющей социальной реабилитации ребёнка-инвалида и его семьи является социокультурная деятельность, которая помогает ребенку устанавливать социальные связи, выявлять и развивать его творческие способности, удовлетворять эстетические интересы, самоутвердиться в сложной жизненной ситуации. Социокультурная реабилитация помогает такому ребенку достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях, набрать необходимый уровень культурных знаний и удовлетворения в досуговых потребностях, помогает создавать условия для позитивных изменений в образе жизни, как ребенка, так и семьи в целом. Особенно актуально это стало в период длительной изоляции, когда все культурно-досуговые мероприятия проходят в формате онлайн.

В условиях дистанционной формы в реабилитационном центре такая работа возможна с помощью сети Интернет.Одной из форм проведения онлайн-мероприятия является виртуальная экскурсия. В наше время на различных сайтах представлено множество программ и сервисов для культурного досуга детей и взрослых. И, конечно, важно провести инструктаж по маршруту сайта, помочь родителям сориентироваться. Кроме онлайн-экскурсий на сайтах могут быть представлены другие семейные познавательные и обучающие мероприятия. Например, мастер-классы, театральные представления. В Интернет сообществах для родителей предлагаются обновленные афиши со ссылками или же записи видеоуроков.

Большое значение в проведения занятий социокультурной направленности имеет совместная деятельность ребенка и родителей. Видео-уроки, презентации, беседы на различную тематику - краеведение, патриотическое воспитание, экология, памятные и праздничные даты, семейные традиции и т.д., дополняются мастер-классами или небольшими заданиями-исследованиями, викторинами. Конечно, учитываются способности детей всех категорий. Например, проведение семейного мастер-класса «Подарок папе» с беседой об истории праздника Дня отца в Ульяновской области, видеозанятие «Золотая осень» с познавательным рассказом о картинах художника родного края и мастер-классом по изготовлению осенней композиции.

Творческая деятельность иучастие в творческих конкурсах способствует самовыражению ребенка, а родителям увидеть в своем ребенке способности и таланты, которых нет у других детей. Особая роль совместной деятельности особого ребенка и родителей - это формирование партнерских отношений. Конечно, это большая нагрузка для родителей детей, которые под руководством педагогов проводят ежедневные занятия со своими детьми в домашних условиях. Но  использование форм, методов и инструментов дистанционного взаимодействия позволяет людям не остаться вне поддержки и помощи со стороны специалистов, продолжать реабилитационные мероприятия. И, конечно, новый вид деятельности дал дополнительную возможность проявить креативность, придумать нестандартные решения.

А чтобы поделиться своими работами или интересными моментами, устраиваются совместные виртуальные выставки.

Проведение индивидуальных экскурсий и тематических прогулок на темы «История и природа родного края» во время ограничительных мероприятий дает возможность совместить прогулку на свежем воздухе с познавательной деятельностью.

Мы знаем, что основная цель социальной реабилитации – это восполнять или поддерживать навыки общения и взаимодействия с окружающим миром. Сейчас современное интернет-пространство дает людям потрясающую возможностьвидеть и слышать друг друга, а также быстро передавать необходимую информацию. Важное значение в такой работе имеет педагогическое сопровождение, рекомендации по организации домашнего досуга семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. И хотя никакой интернет не заменит живого слова человека, такие формы работы помогают социальному взаимодействию. Особенностью всех методов и форм, используемых в социокультурной деятельности с семьей является то, что такая работа несет прозрачный характер и родители получают опыт позитивного и эффективного взаимодействия со своим ребенком, позволяет родителям сконцентрироваться на ребенке, а не на его болезни.

Литература

1. Петухова Л.Н. Лекарство любви. Как помочь детям с эмоциональными расстройствами. Методическое пособие. Социально-педагогический центр реабилитации детей-инвалидов. Под ред. Л.Н. Петуховой. Екатеринбург, 2014. 63с.

2. Модельная программа социокультурной реабилитации [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2018. URL: http://www.garant.ru/

3. Петрова Е.В. Технология социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов в учреждении интернатного типа: автореф. диссертации на соискание уч. Степени кандидата пед-х наук: 13.00.02 / Е. В. Петрова; урал.гос.пед.ун-т. Тамбов, 2008.23с.

4. Микрюкова С.М. Педагогические условия организации коммуникативной досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями: автореф. диссертация наук: 13.00.01./ С. М.Микрюкова ; урал.гос.пед.ун-т-Ижевск, 2006. 18с

5. Курбатов В.И. Социальная работа. Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: «Феникс», 2000. 576с.

6. Общество [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2018. URL: http://www.rian.ru

7. Туризм для инвалидов. Роль и значение социального туризма в социокультурной реабилитации [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2018. URL: http://www.studflies.net.ru

Просмотров работы: 73