Актуальность. За последние десятилетия в Российской Федерации, а также на территории стран СНГ резко обострилась ситуация с ухудшением состояния здоровья населения, в частности молодёжи. Экологическое неблагополучие среды обитания, а также снижение качества жизни людей отрицательно влияют на физическое развитие и физическую подготовленность лиц школьного и студенческого возрастов. Согласно данным, опубликованных в 2012 году, 53% детей имеют ослабленное здоровье, 2/3 подростков в возрасте до 14 лет подвержены хроническим заболеваниям, количество обращений старшеклассников в медицинские учреждения выросло на 18%, лишь 10% выпускников школ можно назвать здоровыми [1].
Подобную ситуацию можно наблюдать у студентов высших учебных заведений. Большинство преподавателей и исследователей в области физической культуры и спорта, отмечают, что за годы обучения девушек и юношей в высших учебных заведения наблюдается снижение двигательной активности учащихся от курса к курсу [1; 4; 6].
В САФУ им. М. В. Ломоносова все студенты делятся на 3 отделения в зависимости от состояния здоровья: спортивное, базовое, оздоровительное. В каждом отделении, с учётом пожелания студентов, идёт распределение на группы: общая физическая подготовка, плавание, спортивные игры и лёгкая атлетика. В исследовании участвовали студенты 1-3 курсов, занимающиеся в группе плавания базового отделения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Для студентов, предлагается 2 варианта проведения занятий в неделю: 1 вариант – одно занятие ОФП, а второе в плавательном бассейне; 2 вариант – 2 занятия в плавательном бассейне. Большая часть студентов, занимающаяся в группе плавания, посещает бассейн 2 раза в неделю.
Цель исследования – выявить соответствие физической подготовленности студентов основной медицинской группы 1‒3-х курсов САФУ им. М. В. Ломоносова, занимающихся в группе плавательного бассейна, в соответствии с нормативными требованиями.
Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, физиологические пробы, педагогическое тестирование и методы математической статистики. Анализ научно-методической литературы подтвердил, что: - во многих вузах не отлажена система постоянного мониторинга за уровнем физических качеств учащейся молодежи; - менее 20% юношей и девушек, поступивших на 1-й курс, помимо основных занятий по физической культуре посещают спортивные секции, а на более старших курсах эта цифра снижается; - наиболее слабым качеством физической подготовленности студентов является показатель общей выносливости. Функциональное состояние студентов оценивалось с помощью общепринятых методик [2; 3; 5].
Определялись: 1) Приседания мах кол-во за мин: Приседания проводятся на полной ступне без отрыва пяток от пола с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении [5];
2) Отжимания мах кол-во;
3) Пресс мах кол-во за мин
Педагогическое тестирование представляло собой комплекс мероприятий, включающих выполнение контрольных упражнений, позволяющих в условиях бассейна выявить уровень развития физических качеств [6; 7]:
1) плавание вольным стилем 50 м (с) – скоростно-силовые качества;
2) плавание на спине 50 м (с) – скоростно-силовые качества [3].
Результаты исследования и их обсуждение. Данные, характеризующие показатели физического развития, физической подготовленности студентов основной медицинской группы 1‒3-х курсов, посещающих плавательный бассейн, а также соответствующие им нормативные требования [8; 9] представлены в итоговой таблице результатов исследования (Таблица 1).
Из столбчатой диаграммы количества участников исследования в зале и комбинационной таблицы Курс*Пол видно, что в исследовании физической подготовки в зале было задействовано более 100 студентов, а вернее 101, из которых: с 1ого курса 48 человек – 47,5% от общего числа испытуемых (24 юношей и 24 девушки), со 2ого – 31 – 30,7% от общего числа испытуемых (11 юношей и 20 девушек) и с 3его – 22 – 21,8% от общего числа испытуемых (8 юношей и 14 девушек).
Из столбчатой диаграммы количества участников исследования в плавательном бассейне и комбинационной таблицы Пол*Курс видно, что исследование физической подготовки в плавательном бассейне проходило среди 37 студентов 2 курса (18 юношей и 19 девушек).
Нормативные требования, предъявляемые учебной программой вузов [8,9]:
1) по приседаниям для юношей составляют 45 раз/мин, а для девушек 40 раз/мин. Результаты исследования показали, что из 43 юношей нормативные требования выполнили 40 человек – это 93,02%, а из 58 девушек – 55 человек – 94,83%. Минимальное количество приседаний, выполненное юношами – 42, максимальное – 67, в то время как у девушек минимальный показатель – 31, а максимальный – 65.
2) по отжиманиям для юношей составляют 15 раз, а для девушек 12 раз. Результаты исследования показали, что из 43 юношей нормативные требования выполнили 42 человека – это 97,67%, а из 58 девушек – 44 человека – 75,86%. Минимальное количество отжиманий, выполненное юношами – 7, максимальное – 42, в то время как у девушек минимальный показатель – 2, а максимальный – 37.
3) по прессу для юношей составляют 35 раз, а для девушек 40 раз. Результаты исследования показали, что из 43 юношей нормативные требования выполнили 38 человек – это 88,37%, а из 58 девушек – 30 человек – 51,72%. Минимальное количество пресса, выполненное юношами – 29, максимальное – 55, в то время как у девушек минимальный показатель – 20, а максимальный – 60.
4) по плаванию вольным стилем 50 м (с) для юношей составляют 00:57:04, а для девушек 01:15:08. Результаты исследования показали, что из 18 юношей нормативные требования выполнили 15 человек – это 83,33%, а из 19 девушек – 18 человек – 94,74%. Минимальное время преодоления дистанции у юношей – 01:14:13, максимальное – 00:27:73, в то время как у девушек минимальный показатель – 01:06:43, а максимальный – 00:40:55.
5) по плаванию на спине 50 м (с) для юношей составляют 01:03:07, а для девушек 01:33:04. Результаты исследования показали, что из 18 юношей нормативные требования выполнили 14 человек – это 77,78%, а из 19 девушек – 18 человек – 94,74%. Минимальное время преодоления дистанции у юношей – 01:49:17, максимальное – 00:35:52, в то время как у девушек минимальный показатель – 01:34:37, а максимальный – 00:47:16.
Заключение. Оценивание физической подготовки в зале показало, что с нормативными требованиями по приседаниям справляется более 90% учащихся, по отжиманиям – более 70%, по упражнению на пресс – более 50%, по плаванию вольным стилем на 50 м – более 80%, по плаванию на спине на 50 м – более 70%. Подводя итоги эксперимента, можно констатировать, что физическая подготовленность юношей и девушек, обучающихся в САФУ им. М. В. Ломоносова, посещающих плавательный бассейн, находится выше нормативных требований, предъявляемых учебной программой вузов.
ЛИТЕРАТУРА:
Юречко О.В. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе мониторинга состояния физического здоровья школьников // Фундаментальные исследования. –2012. – № 3-2. – С. 324-327.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА Учебное пособие для вузов Часть 3 Составители: Ю.Н. Алексеев, В.А. Чернышов, Н.К. Чуриков Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009, - 25 с.
Труднева М.И. Тест Купера как экспресс-метод оценки физической подготовленности студентов: Учебно-методическое пособие. – М.: РУТ (МИИТ), 2017. – 14 с.
Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник. –М.: Медицина, 1999. – 304 с: ил.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА Учебное пособие для вузов Часть 3 Составители: Ю.Н. Алексеев, В.А. Чернышов, Н.К. Чуриков Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009, - 5 с.
Степанова М.С. Обучение плаванию в системе физического воспитания студентов вузов: Метод. пособие. – Оренбург, ГОУ ОГУ, 2003. – 103 с.
Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. ‒ М.: Гардарики, 2005. – 448 с.
Физическая культура. Плавание в физическом воспитании студентов: учебное пособие / под. ред. Т. Е. Симиной. – Москва : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016. – 69 с.
Методическое пособие по выполнению физических упражнений для развития основных физических качеств Составитель: С.С. Миронова. – Тольятти, 2016.
Таблица 1
Итоговая таблица результатов исследования
№ |
Показатели |
Нормативные требования |
Результаты обследования студентов |
|||||||||||||||
1 курс |
2 курс |
3 курс |
||||||||||||||||
девушки |
юноши |
девушки n=24 |
юноши n=24 |
девушки n=20 |
юноши n=11 |
девушки n=14 |
юноши n=8 |
|||||||||||
Физическая подготовленность |
||||||||||||||||||
1 |
Приседания (раз/мин) |
40 |
45 |
52 |
57 |
52 |
53 |
54 |
59 |
|||||||||
2 |
Отжимания (мах кол-во) |
12 |
15 |
18 |
29 |
18 |
31 |
17 |
23 |
|||||||||
3 |
Пресс (раз/мин) |
40 |
35 |
41 |
44 |
37 |
41 |
39 |
36 |
№ |
Показатели |
Нормативные требования |
Результаты обследования студентов |
||||||
2 курс |
|||||||||
девушки |
юноши |
девушки n=19 |
юноши n=18 |
||||||
Физическая подготовленность |
|||||||||
1 |
Плавание вольным стилем 50 м (с) |
|
01:15:08 |
00:57:04 |
00:56:17 |
00:45:30 |
|||
2 |
Плавание на спине 50 м (с) |
|
01:33:04 |
01:03:07 |
01:05:00 |
00:59:11 |