Бедность общества в современной России - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Бедность общества в современной России

Максимов М.Э. 1, Забалуева Т.С. 1
1СИУ - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Высокий уровень бедности и экономического неравенства выступает одной из важнейших проблем современной России. Бедность является агрегированным явлением. Ее причины имеют различный характер – экономический, политический, культурный, психологический и так далее. Преимущественно, в российском обществе в бедности привыкли винить период реформ конца ХХ века, когда в условиях слабой социальной защиты населения начались снижение доходов населения, а, следовательно, и рост бедности. Да, данное мнение имеет место быть, но, стоит отметить, что именно в наше время данная причина является далеко не первоочередной. Уровень бедности зависит не только от объективных – социально-экономических причин, которые возникают в силу политики государства, но и от субъективных – культурных, психологических и личностных, зависящих от каждого конкретного человека.0 Именно на второй группе хотелось бы акцентировать внимание. Причины данного характера можно конкретизировать бесконечно долго, но в рамках данной работы выделим несколько наиболее значимых, на наш взгляд, и рассмотрим их подробно.

Итак, к причинам российской бедности, которые общество само себе создает, нередко даже не задумываясь над этим, можно отнести следующие:

1) Стереотипы и установки, передаваемые от старшего поколения, «застрявшего» во времени всеобщего равенства.

2) Нежелание большинства представителей молодого поколения учиться.

3) Физическое и информационное окружение.0

Все названные проблемы очень тесно взаимосвязаны. Далее остановимся более подробно на каждой предполагаемой причине бедности в России и попытаемся раскрыть их сущность, а также предложить пути решения.

В рамках первой проблемы выделим несколько распространенных стереотипов и поговорим об их происхождении.

1) Хочется — перехочется. Самая распространенная установка, которая прививалась многим с детства. И она является причиной того, почему 90% населения сейчас не знает, чего хочет.

2) Сервиз из стенки. В каждой советской семье было что-то «особое, на праздник» — одежда, скатерть и, конечно же, праздничный сервиз. Такой сервиз доставали только по особым случаям. У многих семей до сих пор эта традиция соблюдается и подпитывает мощную ограничивающую установку – откладывать жизнь на потом.

3) Меньше денег – спокойней сон. Многие считают, что большие деньги обязательно связаны с проблемами – конкуренты, бандиты, налоговые поборы, бедные родственники, мало свободного времени и так далее. С одной стороны, жизнь человека с деньгами - это довольно трудная, требующая большой отдачи деятельность, но, с другой стороны, глупо из-за этого ограничивать свою возможность стать состоятельным человеком.

4) Богат тот, кому везет. Данный стереотип особенно прижился в постсоветском обществе. Многие абсолютно искренне убеждены, что капитал - это некий подарок судьбы, результат благоприятного стечения обстоятельств. Для того, чтобы быть богатым, нужно родиться в состоятельной семье или стать женой олигарха. Стартовый капитал многих миллионеров был нулевым, а вот сообразительности, работоспособности, воли и предприимчивости у них было в избытке. Эти свои качества они и обратили в деньги. Мечтательность, пассивность и надежда на авось - не самые сильные качества нашего национального менталитета.

5) Работай как вол, разбогатеешь. Чтобы разбогатеть, нужно работать на износ. Это единственный способ стать богатым и счастливым. Еще одна общественная утопия! Например, дворники или грузчики в своей трудовой деятельности не жалеют себя, но эти профессии относятся к самым низкооплачиваемым. Дело в том, что богатство приходит не к тому, кто много работает, а к тому, кто стратегически мыслит и действует. И бедный, и богатый может затрачивать одинаковые усилия, но результат будет разным.0

Подобных стереотипов много и все они направлены на то, чтобы посеять в головах людей скептическое отношение к большим деньгам. Соответственно, отказ от устаревших предрассудков может стать первым шагом к богатству.

Второй проблемой бедности россиян является нежелание учиться. Речь идет не только о школьном, среднем профессиональном или высшем образовании, которое играет немаловажную роль в жизни каждого человека с позиции хоть каких-то возможностей будущего трудоустройства. Однако, относительно исследуемой темы, такая форма образования не является определяющей в достижении финансового благосостояния. На современном этапе развития большую роль приобретает дополнительное образование, получаемое на различных курсах, а также самообразование. Причем, данная образовательная деятельность должна осуществляться в том направлении, в котором человек желает развиваться. То есть, если мы говорим о проблеме бедности, то подразумевается финансовое образование и, прежде всего, личное. Личное финансовое образование - это навыки управления личными деньгами каждого, отдельно взятого человека, вне зависимости от того. какую сумму составляет его периодический (ежедневный, еженедельный, ежемесячный и т.д.) доход. Очевидно, что финансово грамотный человек должен знать, что такое доходы, расходы, капитал, инвестиции, пассивный доход, как их планировать и вообще, как распределять свои деньги таким образом, чтобы они приносили еще больше денег.0 С одной стороны, кажется, что это легко и все можно изучить в кратчайшие сроки. На самом деле, каждое из названных понятий является частью целой системы и включает в себя множество тонкостей и подводных камней, на изучение и понимание которых может потребоваться много времени. Также следует отметить еще одну ошибку большинства людей относительно изучения чего-либо - убеждение себя в том, что «я все знаю». Это большое заблуждение, так как мир не стоит на месте – все развивается и информации в различных отраслях становится больше. Таким образом, образование, как традиционное, так и дополнительное также играет немаловажную роль в обогащении каждого конкретного человека. Следовательно, обучаться необходимо на протяжении всей своей жизни, а не только в школе, колледже и институте.

Последней проблемой, выделенной в данной работе, является проблема окружения, как физического, так и информационного. Под первой категорией подразумеваются окружающие нас люди. Проблема в том, что обычно мы похожи на наше окружение, в том числе, взглядами на жизнь, работу, деньги и так далее. В связи с этим, часто получается так, что есть желание и избавиться от вредных установок и стремиться к познанию чего-то нового, а пассивное окружение тянет на прежний уровень.0 В данном случае уместна метафора «Ведро с крабами».

Под информационным окружением, очевидно, следует понимать информацию, которую человек получает, прежде всего, из интернета и телевидения. Чаще всего, информация из данных источников является навязанной и, по большей части, бесполезной.

Таким образом, человек, как правило, не задумывается о влиянии окружения на его отношение к жизни. Безусловно, этот фактор не следует игнорировать, если будущее, в том числе, финансовое, тебе не безразлично. Для этого достаточно более внимательно присматриваться к людям, причем как к старым друзьям, так и к новым знакомым, а также самому выбирать информацию, согласно своим интересам и предпочтениям, а не потреблять то, что пытаются навязать другие через интернет, телевидение, различные формы рекламы и так далее.

Можно назвать еще массу проблем бедности в России, зависящих от каждого отдельно взятого гражданина и обсудить ее, но основная мысль данной работы заключается в следующем – прежде чем обвинять в своих неудачах и бедности всех и все вокруг, как это привыкло делать большинство российских граждан, необходимо сначала посмотреть на себя со стороны и начать делать что-то самому для достижения своих целей, а не ждать подарков от жизни.

Библиографический список:

1) Амирова С.А. Проблемы бедности в России / С.А. Аминова // Актуальные вопросы современной экономики. — 2020. — № 3. — С. 319-324.

2) Баринова В.И. Особенности социально-экономического феномена бедности в современной России / В.И. Баринова // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. — 2020. — № 1. — С. 321-323.

3) Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. - Мир – Москва. - 2019. - 24 c.

4) Калина Н.Ф. Психология личности. - М.: Академический проект. - 2017. - 214 c.

5) Лиференко Ю.А. Национальная бедность и пути ее преодоления / Ю.А. Лиференко // Общество и экономика. — 2019. — № 4. — С. 73-88.

0 Амирова С.А. Проблемы бедности в России / С.А. Аминова // Актуальные вопросы современной экономики. — 2020. — № 3. — С. 319-324.

0 Баринова В.И. Особенности социально-экономического феномена бедности в современной России / В.И. Баринова // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. — 2020. — № 1. — С. 321-323.

0 Калина Н.Ф. Психология личности. - М.: Академический проект. - 2017. - 214 c.

0 Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. - Мир – Москва. - 2019. - 24 c.

0 Лиференко Ю.А. Национальная бедность и пути ее преодоления / Ю.А. Лиференко // Общество и экономика. — 2019. — № 4. — С. 73-88.

Просмотров работы: 66