ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Чиненная М.Д. 1, Аношина Т.В. 1, Мищенко И.В. 1
1 Северный (Арктический) Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стресс – это неспецифическая реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз, состояние нервной системы организма или организма в целом [2]. Стресс – ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение. Стрессы бывают двух видов: физиологические и психологические. Физиологические – чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температуры, болевые стимулы и т.д. Психологические – факторы, действующие сигнальным значением: угроза, опасность, информационная перегрузка и т.д.

Учебная деятельность сегодня проходит в дистанционном формате и такие условия, требуют усиленного расхода внутренних резервов человека. Студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. Чаще всего он возникает из-за большого потока информации, отсутствия системной работы в семестре и, особенно, в период экзаменационной сессии, тем более в условиях пандемии. Наличие эмоционального напряжения может привести к неврозу, когда человек находится длительное время в состоянии стресса. Невроз – это разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых ситуациях. Период обучения – время формирования личности. Поэтому проблема изучения психического здоровья студентов является весьма актуальной.

Цель исследования. Проанализировать психологическое состояние студенток в новых условиях обучения.

Методы исследования. Для исследования психологического состояния студенток использовалась шкала психологического стресса (PSM). Шкала психологического стресса Лемура-Тесье-Филлиона предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Первоначально разработана во Франции. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнена Н.Е. Водопьяновой. Опросник состоит из 25 утверждений, характеризующее психическое состояние респондента. Интегральный показатель психической напряженности (ППН) оценивался по общей сумме баллов. Чем выше ППН, тем выше уровень психологического стресса [1]. Нами было опрошено 102 студентки I-IV курсов, обучающихся в САФУ.

Результаты исследования. В результате анкетирования у девушек всех курсов в среднем был выявлен низкий уровень стресса (табл.). На I-м курсе этот показатель достоверно составил 93,07; II-й курс – 82,07; III-й курс – 76,43; IV-й курс – 76,67 баллов. Показатель психической напряженности меньше 100 баллов, свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к учебным нагрузкам.

Таблица

Показатели психической напряженности.

курс

I

II

III

IY

средние знач-я

93,07

82,07

76,43

76,67

станд. откл-я, ±

2,89

2,87

2,54

3,15

достоверность

р<0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

Примечание: различия достоверны с I-м курсом.

Однако следует отметить, что у 2,4% девушек I-го курса наблюдается показатель психической напряженности больше 155 баллов, т.е. высокий уровень стресcа. Этим девушкам свойственно состояние дезадаптации и психического дискомфорта, свидетельствующее о развитии утомления.

Также у учащихся I-го курса было выявлено наибольшее количество студенток со значениями среднего уровня стресса (154-100 баллов) – 28,6%; II-й курс – 22,2%; III-й курс – 14,3%; IY-й курс – 28,4%.

Таким образом, следует отметить, что почти всем респонденткам присуще нормальное психическое состояние. Студенткам, с выраженным уровнем дезадаптации, необходимо применять разнообразные средства и методы для снижения нервно-психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.

Список литературы

1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса: Практикум. СПб., 2010. - 336 с.

2. Селье Г. Стресс без дистресса: М.: «Прогресс», 1979. – 123 с.

Просмотров работы: 52