Проблемой формирования умений начали заниматься в 60-х годах ХХ века. В публикациях Н.И. Запорожец, Ф.П. Коровкина И.Я. Лернера и других ученых выдвигались задачи по организации процесса обучения, в котором должны сочетаться формирование знаний и умений, обеспечивающих целенаправленное освоение школьниками способов познавательной деятельности.
Следует отметить, что существует различные варианты классификации предметных умений. Каждый методист, педагог и исследователь, беря за основу ту или иную систему классификаций, имеет возможность вносить в нее правки и корректировки, тем самым обновляя методическую базу формирования предметных умений.
Важным компонентом в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), является ориентация на результаты образования. Концепция ФГОС включает в себя структуру задач общего образования:
1) метапредметные – это способы деятельности, усвоенные учащимися в рамках образовательного процесса.
2) предметные – это усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности в рамках отдельного предмета.
3) личностные – это система ценностных отношений, которая сформировалась в образовательном процессе [1].
Все виды задач между собой связаны и представляет собой триединую задачу в образовании.
Предметные умения являются фундаментом знаний, формирующихся при изучении отдельных предметов. Эти знания и умения проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, в лабораторных и практических работах, поэтому педагоги все чаще уделяют внимание.
Рассмотрим понятие «предметные умения» более подробно.
Умение – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков [2].
Харламов И.Ф. в учебнике «Педагогика» дает такое определение понятию «умение»: «Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике»
Платонов К.К. в своей книге «Занимательная психология» писал, что «умение – это обобщение знаний не только с навыками, но и с элементами творчества. Умение позволяет действовать в различных, изменяющихся условиях» [4].
Щукина Г.И. приводит такое определение понятия «умение»: умение – это единица предметной деятельности, в которой отражены ее мотивационные, содержательные и операционные стороны [5].
Умение часто отождествляют с уровнем, который выражается на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, определения, теории различных авторов, теоремы, законы и т.д.).
При выполнении какого-либо действия промежуточные шаги перестают осознаваться, то есть действия становятся автоматическими и у учащегося образуется навык (действия, которые выработаны в процессе его выполнения до автоматизма).
Если действие сложное, то есть состоит из нескольких шагов, то оно в любом случае остается умением, т.к. оно не доходит до автоматизма. Но при этом в действие может входить несколько навыков.
Понятие «умение» имеет два значения:
1. Начальный уровень овладения простым действием, в этом случае умение переходит в навык;
2. Выполнение сложного действия с помощью навыков.
С одной стороны, для того чтобы человек научился писать, считать, читать и тому подобное, он должен знать, как это делать. Получая знания, у него вырабатывается умение. В ходе практической деятельности умения становятся все более совершенней и совершенней.
С другой стороны, умения можно приобрести путем упражнения. Упражнение – это многократное повторение определенных действий. Например, умение ходить и говорить – это упражнение подражание взрослым.
По итогу в результате длительных упражнений деятельность становится правильной, точной, быстрой и безошибочной, т.е. она становится автоматизированной в результате упражнений.
Концептуальные подходы к рассмотрению понятия «умение»:
• Деятельностный подход: умение – это знание в действии;
• Личностный подход: умение – это качество личности;
• Личностно-деятельностный подход: формирование умения происходит в деятельности и умение проявляет как способность к целенаправленной деятельности [6].
Чаще всего исследователи придерживаются личностно-деятельностного подхода, так как именно такой подход дает возможность включить умение в структуру учебных действий и рассматривать как компонент учебной деятельности, а также рассматривать как характеристику личности.
Формирование умений заключается в следующих действиях:
1. Пояснения цели выполнения действий учащимся;
2. Подробное объяснение учителем последовательности действий;
3. Выполнение действий учащимися под контролем учителя;
4. Выполнение аналогичной ситуации, где нужно использоваться умение;
5. Выполнение новой ситуации с применением данного умения.
Обратимся к основному понятию «предметные умения».
Предметные умения – это умственные и (или) физические действия, которые должны освоить учащиеся при изучении определенных предметов.
Предметные умения в контексте ФГОС как определение звучит так: «Предметные умения – это результаты, которые выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета» [3].
Для формирования предметных умений при обучении биологии необходимо иметь прeдставление об их разнообразии. В школьной биологии выделяется несколько групп предметных умений:
• умственные (интеллектуальные) – это действия, направленные на осмысление окружающей действительности;
• трудовые (практические) – это действия, которые обеспечивают преобразование биологических объектов;
• специальные (предметные) – это интеллектуальные и практические действия, которые обеспечивают описание, объяснение биологических объектов, изучаемые в различных курсах школьной биологии;
• общие (общеучебные) – это усвоение материала уроков биологии посредством учебника и других достоверных источников информации.
Например, навык счета чисел, который формируется в начальной школе, можно применять на уроках физики, химии, географии и биологии при решении различных задач. Такой навык будет общеучебным. Приготовление временного препарата и рассмотрение его под микроскопом на уроке биологии является уже предметными умениями.
Для достижения предметных умений важна система предметных знаний. В ней можно выделить опорные знания, которое важны для текущего и последующего обучения. Действия с предметным содержанием, к которым относятся: сравнение, группировка и классификация объектов, установление связей и тому подобное [1].
Рассмотрим предметные результаты по биологии раздел «Опора и движение» [2].
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
1) части скелета человека;
2) химический состав и строение костей;
3) основные скелетные мышцы человека.
Учащиеся должны уметь:
1) распознавать части скелета на наглядных пособиях;
2) находить на наглядных пособиях основные мышцы;
3) оказывать первую доврачебную помощь при переломах [1, 3].
Таким образом, определение понятия «предметные умения» не может существовать без понятий «знания» «умения», «навыки». Ученик должен не просто знать какие-то сведения, но и уметь их применять не только в учебной деятельности, а и в жизненной тоже.
Таким образом, анализ специальной литературы дает нам понять, что важность формирования предметных умений очень велика, поскольку они понадобятся личности не только в школьной деятельности на различных уроках, но и в повседневной жизни. Сформированные предметные умения – это и умение мыслить логически, и умение определять причинно-следственные связи и прочее.
ЛИТЕРАТУРА
Байбородова, Л.В. Методика обучения биологии : пособие для учителя / Л.В. Байбородова, Т.В. Лаптева. – Москва : Владос, 2003. – 175 с. – Текст : непосредственный.
Безух, К.Е. Опорно-двигательная система человека. Строение костей : урок-гиперлекция по биологии с элементами мастерской для учащихся 8-го кл. / К.Е. Безух. – Текст : непосредственный // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. – № 9. – С. 20-30 ; № 10. – С. 27-39.
И. Н. Пономарева, В. П.Соломин, Г.Д.Сидельникова Общая методика обучения биологии : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Глава 4 Содержание предмета «Биология» в средней школе / И. Н. Пономарева, В. П.Соломин, Г.Д.Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. – 3-е изд., стер. – М .: Издательский центр «Академия», 2008. –280 с., с 65-99
Калинова, Г.С. Учебно-познавательные и учебно-практические задания как средство оценки образовательных достижений школьников по биологии / Г.С. Калинова, Е.А. Никишова. – Текст : непосредственный // Биология в школе. – 2018. – № 3. – С. 17-27.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 8-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2019. – 60 с. – Текст : непосредственный.
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с. Дата обращения: 19.11.2020