ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Кольцова Т.А. 1, Родин М.А. 2
1Кемеровский государственный медицинский университет, стоматологический факультет
2Кемеровский государственный медицинский университет, кафедра «Физическая культура»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профилактика (prophylaktikos – предохранительный) – комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.

Человеческий организм от природы очень хорошо сконструирован. Стопа человека в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Но идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. Плоскостопие является одним из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 60%. Исследования, проведенные отечественными учеными в разные годы, выявили плоскостопие у 20-30% обследованных детей. По статистике у 6-7-летних детей плоскостопие отмечается 7-8% случаев. Плоскостопие у взрослых является, как правило, результатом недоразвития или деформации детской стопы – оно наблюдается примерно в 50% случаев.

Плоскостопие - уплощение поперечного и реже продольного сводов стопы. Стопа имеет распластанный вид, редкие в начале боли в стопе, со временем становятся постоянными. Однако иногда даже выраженная деформация стоп не сопровождается болями. Нужно иметь в виду, что до 4 лет ребенку диагноз «плоскостопие» не ставят. У малышей на ножках есть физиологичная жировая подушка, и если сделать отпечаток такой стопы (плантографию), то можно увидеть вроде бы уплощение, которое плоскостопием на самом деле не является.

Актуальность. Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко влекут за собой глубокое расстройство здоровья и даже приводят к инвалидности. В силу самого характера болезни плоскостопие создает некоторые ограничения в выборе профессии. Примером таких профессий могут служить парикмахер, продавец, официант, священник, оперативник, военный.

Плоскостопие – трудноизлечимая болезнь. Для излечения его порой прибегают к оперативным вмешательствам. Все специалисты единогласны: лечение плоскостопия более трудная задача, чем его предупреждение. Следует отметить, что немало детей страдает от этого недуга именно из-за не принятых вовремя мер профилактики плоскостопия. [1]

Противоречие: в процессе анализа научной литературы и опыта практической деятельности нами выявлено противоречие между необходимостью осуществлять профилактику плоскостопия у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры и недостаточной разработанностью условий решения данной проблемы.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) определить понятие и сущность профилактики плоскостопия в младшем школьном возрасте;

2) выявить эффективность предложенного комплекса по профилактике плоскостопия на уроках физической культуры.

Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания - гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Среди гигиенических факторов важным условием предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильный ее подбор: форма и размеры обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Для занятий физическими упражнениями следует использовать соответствующую обувь с эластичной подошвой, обеспечивающей амортизацию при беге, прыжках и других движениях.

Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.

В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы. Использование разнообразных видов ходьбы способствует не только укреплению мышц ног и стоп, но и формированию правильной походки.

В процессе занятий, уроков по физической культуре необходимо уделять внимание укреплению мышц стопы не только путем варьирования разновидностей ходьбы, но и путем использования специально подобранных упражнений, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа, при разгрузке стоп. Учитывая возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста, желательно применять упражнения с образными названиями и упражнения с предметами, что способствует повышению интереса и активности занимающихся. [2]

В двигательной деятельности детей младшего школьного возраста, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Важно как можно раньше научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий.

Упражнения в прыжках в глубину (спрыгивание) для детей младших групп допускаются с предметов высотой не более 10-15 сантиметров и используются редко, так как стопа у детей развита еще не достаточно, координация движений слаба и приземление получается довольно жестким. Перед выполнением подобных прыжков преподаватель напоминает детям, что, спрыгивая с высоты, надо опускаться на обе ноги сразу, сначала на носки, а затем на всю стону, сгибая колени. Во избежание уплощения стоп в занятиях с детьми младшего школьного возраста рекомендуется строго дозировать упражнения в равновесии на одной ноге.

Укреплению мышц и формированию стопы способствуют упражнения в лазании по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, в связи с процессом занятий уроков по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей.

Создание полноценной профилактики плоскостопии на уроках физической культуры, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени, оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры).

Необходимо также учитывать, что при выраженном плоскостопии у детей упражнения в прыжках и спрыгивания с высоты исключаются.

Для профилактике плоскостопии нужно чаще применять на уроках физической культуры упражнения в лазании по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату.

В течение занятия урока по физической культуре дети не должны много стоять, во время объяснений их лучше посадить, так как детская стопа не приспособлена к статическим нагрузкам, быстро утомляется и легко подвергается деформациям.

Целесообразно планировать работу по профилактике плоскостопия, следующим образом. Один комплекс специальных упражнений (даны в приложении), например, «Утята», в течение двух недель разучивается и выполняется на занятиях (уроках) по физической культуре. При этом большое внимание должно уделяться правильной технике выполнения упражнений. Далее, в течение двух недель комплекс упражнений, уже знакомый детям. Младшие школьники выполняют утреннюю зарядку самостоятельно, включая в ее содержание упражнения, рекомендованные учителем физкультуры. Затем, после месячного перерыва, в течение которого применяется другой комплекс упражнений, например, с гимнастической палкой, можно вернуться к первому комплексу, а «Утят», использовать в течение еще двух недель в процессе гимнастики. Таким образом, обеспечивается регулярное выполнение упражнений, направленных на профилактику плоскостопия.

В целях ежедневной профилактики плоскостопия у детей младшего школьного возраста в школе важно уделить особое внимание динамическим паузам во время уроков и на переменах. Физкультурные упражнения на таких паузах направлены на исправление осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышечного корсета, Рекомендуется использовать элементы лечебной физкультуры для профилактики плоскостопия. Это может быть ходьба в носочках по ковру или специальным массажным коврикам, упражнения на укрепление свода стопы.

Кроме того в целях профилактики плоскостопия у детей младшего школьного возраста целесообразно проводить просвещение детей и родителей по этому вопросу. Родителям необходимо рассказать о профилактике плоскостопия в младшем школьном возрасте, чтоб не понадобилась коррекция стоп и избежание серьезных последствии здоровья ребенка. Профилактикой плоскостопия требуется заниматься с малого возраста. Самое главное – «правильная» обувь. Под «правильной» обувью понимается ортопедическая обувь, которая выбрана по всем правилам. Кроме того, не лишним будет «отбить» девочкам желание носить обувь на высоком каблуке или платформе, так как неокрепшая ткань мышц и связок не в состоянии выдержать такую нагрузку, из-за этого происходит нарушение осанки, и как результате развивается плоскостопие.

Комплекс №1 упражнений на уроках физической культуры по профилактики плоскостопия:

В шаге:

1 - ходьба на носках.

2 - ходьба на пятках.

3 - перекаты с носки на пятку.

4 - 20 раз поднять и опустить носки стоп.

5 - Поднять и опустить пятки. Выполнить 20 раз.

6 - Ходьба в полуприсяде.

7 - Ходьба гусиным шагом в течение 3 минут.

На месте:

1 - Лежа на спине, круговые движения стоп в одну и другую сторону.

2 - Полуприседания и приседания на носках.

3 - Подложить под стопы палку сечением 5-8 сантиметров. Покатать стопы по палке в течение 2 минут. Ступни плотно прижимать к предмету. Скорость средняя.

4 - Лазание по канату.

5 - Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Приседания и полуприседания.

6 - Стоя на гимнастической стенке на пальцах стоп – приподнимание на носках и возврат в исходное положение.

7 - Упражнения в прыжках в глубину (спрыгивание) для детей младших групп допускаются с предметов высотой не более 10-15 сантиметров.

Комплекс №2 упражнений на уроках физической культуры по профилактики плоскостопия:

В шаге:

1 - Ходьба согнутыми пальцами.

2 - Ходьба на наружном крае стопы.

3 - Ходьба скрестным шагом.

4 - Ходьба на носках и пятках.

5 - Ходьба обычная по 40-80 шагов.

6 - Ходьба в полуприсяде.

7 - Бег 5 минут.

На месте:

1 - Стоя последовательно поднимаясь на носки и пятки, развести ноги в стороны и вернуться в исходное положение.

2 - Лежа на спине, круговые движения стоп в одну и другую сторону.

3 - Лежа на спине ноги выпрямлены, слегка разведены, одновременное тыльное и подошвенное сгибание стоп с поворотом их во внутрь и предельным вытягиванием носков, 10-40 раз.

4 - Лежа на спине, скольжение стопой по голени другой ноги (поочередно), стараясь подошвенной поверхностью стопы охватить голень. 4-10 раз для каждой ноги.

5 - Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Приседания и полуприседания.

Игра для профилактики плоскостопия «Гуси».

Цель: Укрепления мышц туловища, рук, ног.

Дети – «гуси» ходят на корточках «гусином шагом» по команде «коршун» встают, машут руками – «крыльями», убегают, «коршун» ловит «гусей».

Комплекс упражнения дома:

1 - Ходьба на носках, пятках, внутреннем и внешнем ребре ступни несколько минут;

2 - Перекаты с пяточки на носок выполняется 30-40 раз;

3 - Круговые вращения стоп 15-20 раз в каждую сторону. Упражнение помогает укрепить связки голеностопного сустава и разминает мышцы ступней.

4 - Подъемы на носки 30-35 раз;

5 - Поочередное сжатие и вытягивание пальчиков ног 15-25 раз;

6 - Сместите центр тяжести на внешние части стопы, затем вернитесь в исходное положение 20-30 раз;

7 - Поднимайте мелкие предметы, работая только пальцами ног. Это поможет укрепить и развить моторику мелких мышц плюсны. [4]

На втором этапе выявлялась эффективность заданной исследуемой программы направленной на профилактику плоскостопия. Сущностью данного этапа исследования являлось проведение активного педагогического эксперимента в естественных условиях учебного процесса. В основу планирования применяемых средств и методов были положены существенные закономерности возрастного развития, учет индивидуального и группового уровня физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста.

На третьем этапе в качестве показателя эффективности использования разработанной тренировочной программы в конце эксперимента было проведено тестирование «плантограмма» у учащихся. Здесь же были проанализированы результаты эксперимента, выявлены изменения сводов стопы у учащихся. На основании полученных данных сделаны соответствующие выводы и рекомендации. Также на этом этапе осуществлялось оформление квалификационной работы.

Экспериментальной базой исследования служил спортзал школы и комплексные упражнения в домашних условиях.

Таким образом, мы рассмотрели основные понятия, касающиеся темы нашего исследования. Возникновения у детей в раннем возрасте такого заболевания, как плоскостопие, нужно как можно быстрей избавляться от проявляющихся признаков этого заболевания. Ведь в дальнейшем развитии ребенка, плоскостопие может очень сильно повлиять на здоровье, порой для его излечения прибегают к оперативным вмешательствам. Все специалисты единогласны, лечение плоскостопия более трудная задача, чем его предупреждение.

Изучение специальной литературы и результаты наших исследований подтверждают мнение ученых о том, что в период обучения в школе необходимо заложить фундамент физического совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности. Развитие физических качеств является необходимым компонентом здорового образа жизни школьника. Это и ловкость, и выносливость, и сила, и гибкость, и, конечно, быстрота. Стать быстрым сразу и за один день не получится. Для этого необходимо выполнять физические упражнения, причем делать это систематически, упорядоченно. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, но и наоборот, все больше уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. Важной задачей физического воспитания является развитие быстроты движения. Способность к быстроте необходима для формирования и совершенствования бега, разных видов прыжков и метаний, в подвижных играх, а так же для успешного овладения многими видами спортивных упражнений.

Список литературы

Годунов, С.Ф. Деформации стопы. Многотомное руководство по ортопедии и травматологии: учебное пособие. – 2016. – 200 с.

Козырева О.В. Лечебная физкультура для школьников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечебной физкультуры, родителей / В.А.Козырева. – М.: Просвещение 2016. – 200с.

Левит, К. Мануальная медицина: рекомендации / К.С.Левит. – М.: Медицина, 2013 – 300 с.

Максимова, А. Мягкие шаги: учебник. / А. Максимова // Здоровье школьника. – 2010. - №8. – 83 с.

Просмотров работы: 280