СТРИМИНГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ КАК СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОНТЕНТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СТРИМИНГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ КАК СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОНТЕНТА

Юношев Н.Б. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Со стремительным развитием технологий в профессиональный и бытовой контент жизни человека входит много новых слов терминологического характера. Что же такое стриминговые площадки и как это работает? На просторах сети мы все чаще слышим о таком термине, как «стриминг». В этой статье описывается, что стоит за этим понятием, услугами, предлагаемыми стриминговыми платформами и о их роли для музыкальных исполнителей.

Что ж такое стриминг? Википедия дает такое определение данному понятию: «Потоковое мультимедиа (англ. streaming media) — мультимедиа, которое непрерывно получает пользователь от провайдера потокового вещания». В статье «Цифровая революция или что такое стриминговые сервисы?» предложено такое определение: «Стриминг (англ. streaming — потоковый) – это метод передачи данных от провайдера, контент которого размещен на удаленном сервере, конечному пользователю без необходимости загрузки или установки для воспроизведения на устройстве» [1]. Пользователь не зависит от времени передачи и выбирает наиболее удобное для него время потребления мультимедийного контента. При этом охват контента в сотни и даже тысячи раз шире, чем охват ранее известных радио и телепрограмм. В рамках тенденции роста проектной деятельности в сфере искусства [2], которая, в связи с эпидимиологической ситуацией в 2020 году почти на 90% была перенесена в виртуальное пространство, стриминг более чем актуален.

Стриминг в настоящее время является основным источником потребления музыки и, следовательно, одним из главных источников дохода исполнителей. Стриминг дал новую жизнь как лейблам, так и самостоятельным исполнителям, и их проектам. Если музыкальная индустрия недавно столкнулась с серьезным кризисом из-за “пиратства” (незаконного распространения контента), отчисления от цифровых продаж помогли звукозаписывающим компаниям снова процветать, а у самостоятельных артистов появилась большая независимость, ведь теперь они могут распространять свое творчество самостоятельно, не прибегая к помощи крупных игроков рынка, лейблов, радиостанций и т.д. В России огромную роль для артистов в возможности монетизировать свое творчество стало «выведение из тени» такого популярного сервиса как «ВКонтакте» и появление аффилированного с ним мобильного приложения «Boom» в 2016 году. Постепенно стриминг становится все более весомым источником дохода для артистов. Сумма доходов конкретного артиста складывается из общего числа прослушиваний его музыки. Стоимость одного прослушивания на сервисе зависит от количества аккаунтов с оплаченной ежемесячной подпиской.

Обратимся к истории распространения музыки на различных носителях. Сегодня процесс поиска и прослушивания музыки настолько упростился, что уже трудно представить себе (особенно более молодому поколению) все те «ритуалы», которые проделывал потребитель, чтобы получить записи любимого исполнителя. Но стоит отметить, что так было не всегда. Обращаясь к истории можно наиболее полно выстроить картину того, как мы пришли от эпохи граммофонов к тому, что имеем сейчас.

История домашнего аудио насчитывает более ста лет, и первым в мире массовым музыкальным материалом была виниловая пластинка [3]. Этот формат оказался очень жизнестойким. Пластинка, эволюционировавшая от тяжелого и недолговечного шеллака и механических проигрывателей к более прочным и долговечным виниловым и электрическим проигрывателям, только в 1980-х годах уступила место другим носителям. С начала 1980-х годов продажи виниловых пластинок постепенно снижались и к началу 1990-х составляли совсем небольшую часть от общего объема продаж аудиопродукции. Но даже после такого падения продаж пластинка не исчезла полностью и до сих пор сохраняет свою, пусть небольшую, очень лояльную аудиторию среди меломанов и коллекционеров. Это произошло по причине того, что еще в 50-х годах прошлого века магнитная лента стала постепенно вытеснять пластинки. Сначала это были катушечные (бобинные) магнитофоны, а затем, в середине 60-х компания Philips произвела революцию, выпустив первые компакт-кассеты. Кассеты были удобнее в использовании, компактнее и положили начало использованию портативных аудиоплееров. С тех пор любой мог «носить музыку в кармане» и прослушывать ее где угодно. Популярность компакт-кассет постепенно увеличивалась. В 1980 году винила продавалось в 3–4 раза больше, чем кассет, но к 1983 году рынок был разделен поровну. Пик продаж комакт-кассет пришелся на середину 1980-х годов, и до начала 1990-х годов продажи существенно не снижались.

Возможность тиражирования записей в домашних условиях, которая пришла вместе с магнитофонной лентой, изменила восприятие и пути распространения музыки среди конечных пользователей, но изменения эти не стали радикальными. Настоящая революция в использовании и распространении музыки произошла намного позже и была связана с появлением цифровой музыки.

В 1982 году Philips вместе с Sony разработали новый стандарт аудиозаписи и новый носитель: компакт-диски. Компакт-диск был значительно меньше пластинок, его диаметр всего 12 см по сравнению с 30-сантиметровым винилом, при почти вдвое большей емкости. Это, несомненно, облегчило использование. В отличие от кассет, теперь можно было выбирать произвольные треки на диске. В результате выпуска стационарных CD-плееров в начале 1980-х постепенно появились портативные CD-плееры. В результате компакт-диск стал новым мировым стандартом в области публикации музыки. Так в 1991 году компакт-диски вытеснили с рынка компакт-кассеты. На ранних этапах компакт-диск сохранял основную тенденцию развития музыкального рынка. Можно было слушать музыку только с компакт-диска, выпущенного на заводе. Однако эта монополия просуществовала недолго.

Радикальное изменение способа получения и прослушивания музыки - это объединение трех компонентов: компьютера, Интернета и портативных флеш-плееров. Компьютер стал средством обработки и тиражирования аудиозаписей, флеш-плееры - универсальным способом прослушивания, а Интернет стал уникальным средством распространения музыки. Он давал пользователям полную свободу действий. В результате потребление музыки росло невероятно быстро, а прибыли правообладателей также неуклонно падали. Ситуация не изменилась даже с появлением новых, более совершенные форматов дисков: SACD и DVD-Audio, которые были разработаны для замены компакт-дисков. Большинство людей предпочли этим новшествам плеер iPod и его многочисленные аналоги [4].

С развитием Интернета продажи музыки на дисках начали падать от года в год. Между 2000 и 2010 годами прибыль музыкальной индустрии США сократилась вдвое. Самая активная деятельность звукозаписывающих компаний по продвижению законов против несанкционированного распространения и даже прослушивания записанной музыки не дала результатов. Единственный способ решить проблему - не ограничивать права потребителей, а предоставить им наиболее удобный способ легального получения музыкального контента. Мало кто удивится, узнав, что за такой революционной идеей стоит Apple. ITunes сделал покупку и использование цифровой музыки максимально простой и удобной. Постепенно интернет-магазины, которые раньше продавали музыку на физических носителях, начали использовать этот метод продажи музыки. Появилось еще одно интересное решение для легализации онлайн-контента: сервисы Rhapsody, Pandora и их аналоги предлагали прослушивать их аудиотеку за ежемесячную плату. В результате к 2010 году музыка на физических носителях (в основном на компакт-дисках) и цифровая музыка разделили рынок поровну. Огромный толчок этому процессу оказала масштабная телефонизация населения устройствами с выходом в Интернет [5]. 2012 год стал поворотным для музыкальной индустрии, поскольку рост доходов от сетевой музыки полностью компенсировал снижение продаж от продаж физических носителей. Теперь можно сказать, что мир наконец переходит на музыку, распространяемую по сети. Фактически, все основные музыкальные продюсеры смирились с продажей записей в Интернете, и заводы по производству физических носителей (CD) быстро закрываются. Действительно, CD, а также винил, SACD и DVD-A должны быть красивыми предметами коллекционирования. Для прослушивания музыки они больше не нужны.

Итак, в чем же преимущества цифровых стриминговых площадок перед физическими носителями? Основные преимущества стриминга перед заключаются в том, что на устройствах освобождается очень много места и став пользователем сервиса, вы получите доступ к контенту на всех своих устройствах в любое время суток. Также, это сильно экономит время, так как раньше приходилось идти в магазин и искать записи нужного вам исполнителя, а сейчас это можно сделать за считанные секунды, набрав в строке поиска название коллектива или имя исполнителя.

Однако, практика показывает, что при всех технологических «прорывах» возникают новые проблемы. Одна из которых – это пиратство, как фактор мешающий распространению легальной музыки [4].

Нельзя не сказать, что российский музыкальный рынок характеризуется чрезвычайно высоким уровнем пиратства, что, безусловно, является основным фактором, сдерживающим развитие рынка и снижающим его привлекательность для иностранного капитала. Это связано с двумя вещами: во-первых, особенностями правового регулирования авторского права и, во-вторых, наличием нелегального контента и сформировавшейся потребительской культурой. Многие россияне не делают различий между легальным и нелегальным музыкальным контентом. Более того, не все понимают, что они являются пользователями нелегального контента. Это связано с тем, что в 90-е годы прошлого века получить легальный музыкальный контент было практически невозможно, а альтернативы потреблению пиратских копий просто не было. Люди привыкли к ценам на пиратские компакт-диски и не хотели платить полную цену за легальный музыкальный контент, когда он наконец стал доступен. Многие россияне не хотят отказываться от бесплатного прослушивания музыки, даже если они осознают, что это вредит их любимым исполнителям.

Стриминговые сервисы прилагают все усилия, чтобы изменить эту ситуацию к лучшему. Во-первых, они стремятся повысить информационную грамотность населения, сформировать культуру потребления легального музыкального контента и создать положительный образ легального потребителя музыки. Во-вторых, наличие дополнительных сервисов, таких как мобильный клиент, официальная техническая поддержка, удобные каталоги и т.д. позволяет потребителям лучше различать легальный и нелегальный музыкальный контент и принимать решение в пользу первого. Следует отметить, что в этом вопросе есть положительные тенденции. Одним из основных факторов, способных сломать устоявшуюся культуру пиратского потребления, стал «выход из тени» такого крупного источника нелегального контента, как «Вконтакте». По статистике, до недавнего времени эта социальная сеть была основной площадкой для пиратского прослушивания в России и основной альтернативой легальным музыкальным сервисам. Не так давно владельцы портала ограничили возможность слушать музыку бесплатно до 1 часа в день и ввели подписку для желающих воспользоваться услугой безлимитного прослушивания. Исчезновение такого важного источника нелегального контента с музыкального рынка, несомненно, нанесло огромный ущерб пиратству в России, побудив миллионы слушателей переключиться на легальные потоковые сервисы.

Сказанное подводит к важному вопросу об организации сбыта товар. Дистрибу́ция1 – это комплекс взаимосвязанных функций, которые реализуются в процессе распределения материального потока между различными покупателями. Таким образом, распределительная логистика, или физическое распределение – это деятельность, связанная с получением продукции, её сохранением к моменту получения заказа и следующая доставка к клиенту. Дистрибуция на цифровых сервисах – это доставка вашего творчества на все цифровые витрины и площадки для того, чтобы слушатели могли слушать вашу музыку без ограничений, а вы получать доход. Музыкальные компании предлагают эту услугу для автоматизации этого процесса для артиста без его непосредственного участия. Для того, чтобы этот процесс проходил как можно более плавно, существуют компании (дистрибуторы), которые ориентированы именно на эти услуги. Они занимают свое место на музыкальном рынке и являются тем самым посредником между конечным потребителем и самим продуктом.

Но какие же выгоды сможет получить сам исполнитель, если дистрибутор будет выкладывать его творчество на цифровые площадки? Получение непосредственного дохода от монетизации творчества артиста - первый и неоспоримый плюс, который автор получает, начиная работать с цифровыми платформами. Надо сказать, что проблема монетизации творчества – объект дискуссий даже на столь высоком уровне, каким является Организация объединенных наций [5]. Тот, кто хочет зарабатывать на своем творчестве, уже делает это, предоставляя свои треки через дистрибьютеров, в электронных музыкальных магазинах, работающих не только в России, но и по всему миру. И если Вы еще не самый популярный артист, то все равно сможете получать доход от потокового прослушивания ваших треков среди своих подписчиков, ваших друзей и первых сторонних слушателей.

Стоит отметить, что для полноценной реализации артиста и появления у него лояльной аудитории одной только публикации на цифровых площадках далеко недостаточно. Сейчас мы пришли к тому, что процесс создания медиаконтента и обмена им настолько упростился, что новый артист, выходя «в свет» просто «утопает» в том объеме информации в сети, который существует сегодня. Помимо распространения творчества, важно также заниматься его PR-ом для привлечения новой аудитории и, что немаловажно, удержанием уже существующей. Но это уже является темой для отдельной статьи.

Список литературы

Цифровая революция или что такое стриминговые сервисы? URL: https://mdex-nn.ru/page/chto-takoe-strimingovye-servisy.html#:~:text=%D0%A1 (дата обращения 09.12.2020).

Крылова А.В. Проектная деятельность в сфере искусства как тенденция // Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики. Сборник научных статей. Ростовская гос. консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2012. С. 7–15.

История винила. Неувядающий звук. Подготовлено по материалам портала «iphones.ru», август 2015 г. www.iphones.ru. URL: https://www.audiomania.ru/content/art-4100.html. (Дата обращения 09.12.2020).

Даббах А. Носители информации: многообразие форматов. URL: https://www.cnews.ru/articles/nositeli_informatsii_mnogoobrazie_formatov (дата обращения 12.12.2020).

Крылова А.В. Флешмоб и иные способы активизации массового потребления музыкальных форм искусства // Проблемы музыкальной науки. №1 (12), 2013. С. 42–45.

Цифровые платформы и создание стоимости в развивающихся странах: последствия для политики стран и международной политики // Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Совет по торговле и развитию. Межправительственная группа экспертов по электронной торговле и цифровой экономике. Четвертая сессия. Женева, 29 апреля – 1 мая 2020 года. Пункт 3 предварительной повестки дня. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/tdb_ede4d2_ru.pdf (дата обращения 12.12.2020).

1Дистрибуция (лат. distributio «распределение») – организация сбыта товара, распределение товара по сети сбыта.

Просмотров работы: 94