СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗГОВОРНОГО КЛУБА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ НОСИТЕЛЯ ЯЗЫКА НА ПЛАТФОРМЕ «ZOOM» В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗГОВОРНОГО КЛУБА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ НОСИТЕЛЯ ЯЗЫКА НА ПЛАТФОРМЕ «ZOOM» В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пшеничная Е.В. 1
1ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема обучения устному монологическому высказыванию на протяжении многих лет была предметом изучения отечественных и зарубежных исследователей в области методики. Несмотря на большое количество разноплановых работ, прослеживается отсутствие эффективной системы упражнений, направленной на обучение иноязычной монологической речи в русле личностно-ориентированного обучения, которое приводит к низкой мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и несформированному умению иноязычной монологической речи [1].

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс позволило обучающимся совершенствовать свои речевые умения посредством онлайновых учебных материалов и языковых курсов с носителями языка, широко представленных на просторах сети Интернет. В 2020 году период полного перехода к дистанционному обучению поспособствовал быстрой адаптации преподавателей и обучающихся к новому формату проведения занятий в формате видеоконференций. В числе наиболее популярных платформ можно назвать платформу «Zoom», которая зарекомендовала себя как наиболее актуальная в онлайн взаимодействии с обучающимися.

Проанализировав положительный и отрицательный опыт зарубежных и отечественных исследователей при организации разговорной практики в разговорных клубах, мы определили, что разговорный клуб является удачной формой для формирования, главным образом, именно коммуникативной компетенции, так как в ходе работы клуба общение ведется свободное, учащиеся редко выполняют упражнения по грамматике [2]. Также, мы убедились насколько целесообразно привлекать в работу клуба носителей языка и использовать аутентичные материалы, которые помогут создать атмосферу реальной языковой коммуникации. Кроме того, незнание учащимися фонетических особенностей препятствует пониманию речи слушателем, повышает межъязыковую интерференцию, а также может нарушать этикет общения в стране изучаемого языка [3], [4].

Далее с целью организации эксперимента, проводимого на базе Центра дополнительного образования ООО «Europa School», нами была отобрана группа из 8-ми обучающихся 10-11 классов для совершенствования их навыков во владении иноязычной коммуникативной компетенции. На вступительном тестировании у обучающихся был выявлен низкий уровень владения английским языком –на уровне А2 в связи с чем руководство центра предложило им пройти специализированный коррекционный курс.

Данный коррекционный курс включает комплекс занятий, который состоит из 10 уроков в формате разговорного клуба с привлечением носителей языка длительностью 60 минут на платформе «ZOOM». Разговорный клуб составляют темы, которые были изучены обучающимися в ходе учебного процесса в ООО «Europa School» с сентября по ноябрь 2020 года. Данный разговорный клуб интегрируется с основными занятиями в Центре дополнительного образования и направлен на совершенствование монологической речи обучающихся с целью усвоения знаний, полученных в течение прошедших занятий, а также организации разговорной практики под руководством носителя языка (в данном случае речь идет о носителе языка из Великобритании).

Следует отметить, что ИКТ-платформа «Zoom» была выбрана нами как наиболее подходящая для проведения разговорного клуба с носителем языка в результате анализа таких ИКТ – платформ как Skype, Discord, Microsoft Teams. Результаты анализа этих платформ представлены в таблице1.

Таблица 1.

В ходе обучающего этапа эксперимента для экспериментальной группы обучающихся нами был разработан комплекс из 10 занятий в формате разговорного клуба на ИКТ-платформе «Zoom» по изученным темам: «Home and Family», «Famous People», «Clothes» и «Occupation» направленных на совершенствование умений монологической речи. При подготовке урока в формате разговорного клуба мы следовали структуре речевой деятельности И. А. Зимней и системе упражнений по развитию монологической речи, предложенной К.А. Габеевой, где работа преподавателя по совершенствованию монологической речи включает в себя 4 этапа: этап мотивации, этап подготовки, этап реализации и этап рефлексии [1].

Согласно вышеназванным исследователям все эти этапы взаимосвязаны: одно упражнение постепенно подготавливает обучающегося к выполнению последующего. Преподаватель работает с обучающимися самостоятельно на этапах мотивации и подготовки (примерно 30 минут), в ходе которых он дает учебный материал коммуникативной направленности по теме разговорного клуба: заполнение пропусков в упражнениях, упражнения на аудирование, работу с видеоматериалами.

Для разработки заданий в дополнение к основному учебному пособию «English File» (2013) мыприменялитакиеучебныепособияуровня Pre- Intermediate, как «Solutions: Student’s Book» (Oxford University Press, 2011), «Speak out: Teacher’s Resource Pack» (Pearson, 2015), «Timesaver Personality Quizzes» (Scholastic, 2003). Нами были также использованы авторские задания и задания из УМК, адаптируя их в соответствии с целью нашего исследования и комбинируя их между собой. Минимальный и максимальный объем высказывания всегда определялся одинаково — не менее 3 и не более 7 предложений. Время на подготовку высказывания составляло - 2 минуты.

Носитель языка подключается к работе уже на этапе реализации (20-25 минут). Задача преподавателя и носителя на этом этапе заключается в составлении тематической беседы с обучающимися на равных. Носитель и преподаватель взаимодействуют с обучающимися, демонстрируя пример монологического высказывания, затем все выслушивают каждого ученика, задают дополнительные вопросы и мотивируют других обучающихся активно задавать вопросы друг другу и преподавателям. Этап рефлексии осуществляется преподавателем с целью анализа и оценки урока в конце урока. Кроме того, после урока носитель языка присылает преподавателю отзыв на каждого обучающегося с оценкой по вышеизложенным критериям. На основе данного отзыва преподаватель проводит коррекцию знаний на подготовительном этапе следующего урока. Использование Платформы «Zoom» на уроке позволило сделать уроки интересными, нами использовались такие инструменты платформы как сессионные залы, демонстрация экрана, белая доска, чат и другие.

Занятия разговорного клуба проходили в течение 4 недель, по истечению которых был проведен постэкспериментальный срез в обеих группах – экспериментальной и контрольной. Целью среза была проверка результативности разработанного нами комплекса уроков в формате разговорного клуба с привлечением носителя языка с применением ИКТ-платформы «Zoom» у обучающихся 10-11 классов в условиях дополнительного образования.

В связи с полученными результатами, мы можем подтвердить результативность разработанного нами комплекса уроков в формате разговорного клуба с привлечением носителя языка, направленного на совершенствование умений монологической речи у обучающихся 10-11 классов с использованием ИКТ-платформы «Zoom», что и являлось целью нашей работы. По истечению четырех недель учащиеся показали существенный прогресс при работе над монологической речью. Чтобы достигнуть еще более высоких результатов, необходимо продолжить работу над совершенствованием монологической речи с помощью ИКТ-платформы «Zoom» и носителя языка. Кроме того, возможна работа над грамматическими аспектами речи, а также фонетической составляющей.

Список использованной литературы:

Габеева К. А. Развитие умения монологической речи на английском языке: этапы работы // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С.189–205.

Фоминых М.В. Разговорный клуб как форма внеучебной деятельности по английскому языку// Новое слово в методике: материалы десятой международной научно-практической конференции-форума. Екатеринбург, 14-15 мая 2020 года / Уральский государственный педагогический университет. – 2020. –С.124-131.

Хорошилова С.П. Специфика использования аутентичных материалов на уроке иностранного языка// Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. – 2019. –№13. –С. 136-141.

Arcaya, M. Differences between native English-speaking teachers and their non-native counterparts when evaluating pronunciation.// Teachers’ Professional Development. . – 2020. – № 22(1). – С. 29-41.

Просмотров работы: 6